МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 октября 2012 года N НА-124-р

Об утверждении Методических рекомендаций по технической эксплуатации газобаллонных колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации


Во исполнение пункта 5 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 11 октября 2010 года N ВП-П9-54-пр:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по технической эксплуатации газобаллонных колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации.

Заместитель Министра
Н.А.Асаул

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Минтранса России
от 19 октября 2012 года N НА-124-р

     
Методические рекомендации по технической эксплуатации газобаллонных колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации

     

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по технической эксплуатации газобаллонных колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), устанавливают комплекс мероприятий, технических воздействий (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию и обеспечение безопасной эксплуатации в Российской Федерации газобаллонных колесных транспортных средств (далее - ГКТС).

2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования физическими и юридическими лицами, осуществляющими техническую эксплуатацию ГКТС на территории Российской Федерации, при подготовке локальных актов предприятий, регламентирующих проведение такого вида работ.

3. Организационно-технологическую и техническую деятельность по эксплуатации ГКТС осуществляют технические службы автотранспортных или специализированных предприятий, организаций и фирм (далее - АТП), имеющих соответствующую производственную базу, нормативную документацию и квалифицированных специалистов в области технической эксплуатации ГКТС.

4. В АТП на каждое ГКТС оформляется эксплуатационный паспорт, содержащий основные технические характеристики установленного газобаллонного оборудования (далее - ГБО), а также данные о проведенных технических обслуживаниях и текущих ремонтах (далее - ТО и ТР).

5. Обеспечение надежности ГКТС, их безопасного движения на дорогах с минимальным отрицательным воздействием на окружающую среду достигается реализацией планово-предупредительной системы ТО и ТР ГКТС в процессе их эксплуатации и хранения, включающей работы по:

подготовке ГКТС к вводу в эксплуатацию, временному снятию с эксплуатации и хранению;

поддержанию необходимого уровня надежности и обеспечение исправного состояния ГКТС в процессе их эксплуатации и хранения.

6. ГКТС, на которые газобаллонное оборудование было установлено после выпуска их в обращение, допускаются к эксплуатации при соответствии требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720*, и наличии свидетельства о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на ГКТС.

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 38, ст.4475; 2010, N 38, ст.4828.

II. Газобаллонное оборудование, устанавливаемое на газобаллонных колесных транспортных средствах

7. Размещение ГБО на ГКТС обеспечивает удобство и безопасность его монтажа, эксплуатации, ТО и ТР в производственных условиях. ГБО защищается от солнечной радиации и теплового излучения системы выпуска отработавших газов.

8. К эксплуатации допускаются ГКТС с герметичным оборудованием.

9. Ремонт ГБО под давлением во время работы двигателя, кроме регулировки холостого хода, не производится.

10. Обслуживающий персонал и водители при ТО и ТР выполняют инструкции по режиму работы ГБО и безопасному его обслуживанию, а также своевременно проверяют исправность действия газовой арматуры, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств.

11. Эксплуатация ГБО прекращается:

при повышении давления в ГБО выше допустимого, указанного в инструкции;

при обнаружении в баллонах и газовой арматуре трещин, утечек газа в разъемных соединениях, разрыве прокладок;

при неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам;

при неисправности или неполном количестве крепежных деталей;

при неисправности предохранительных блокировочных устройств;

при неисправностях (отсутствии), предусмотренных конструкцией контрольно-измерительных приборов;

при неисправности предохранительного клапана.

12. Не используются ГБО, у которого:

истек срок периодического освидетельствования баллонов;

на баллонах отсутствуют установленные клейма;

неисправны вентили, переходники;

поврежден корпус одного или более баллонов (трещина, сильная коррозия, заметное изменение формы);

неисправны трубопроводы высокого давления;

неисправен редуктор.

13. Вентили и трубопроводы высокого давления после ремонта, связанного с их разборкой, проверяются при рабочем давлении.

III. Техническое обслуживание и текущий ремонт газобаллонных колесных транспортных средств

14. В рамках ТО и ТР ГКТС обслуживание и проверка герметичности ГБО, установленного на ГКТС, проводятся с периодичностью и в объёме работ в соответствии с представляемой изготовителем ГБО инструкцией по эксплуатации ГБО.

15. Работы могут проводиться на специализированных предприятиях, уполномоченных изготовителем ГБО.

IV. Хранение газобаллонных колесных транспортных средств

16. Хранение ГКТС может осуществляться как на открытых стоянках, так и в закрытых помещениях с соблюдением требований безопасности.

17. Основным способом содержания ГКТС является их безгаражное хранение на открытых стоянках. Двигатели ГКТС надежно запускаются при температурах окружающего воздуха до минус 4-8°С. При более низких температурах требуется тепловая подготовка двигателя или его запуск на жидком моторном топливе.

18. При отсутствии в организации средств тепловой подготовки двигателей и в связи с низкими пусковыми качествами двигателей ГКТС при температуре окружающей среды ниже минус 5°С, запуск холодного двигателя двухтопливных ГКТС рекомендуется осуществлять на бензине следующим образом:

поставить переключатель вида топлива в положение "Бензин";

запустить двигатель на бензине;

после прогрева двигателя до 40°С, не допуская остановки двигателя, перевести переключатель вида топлива в положение "Газ"; прогреть двигатель на газе до рабочей температуры.

19. Въезд ГКТС в помещения хранения, ТО и ТР ГКТС и его перемещение внутри помещения может осуществляться при работе двигателя как на нефтяном топливе, так и на газе (при наличии герметичности ГБО), если работа двигателя ГКТС на нефтяном топливе невозможна (отсутствие нефтяного топлива в баке автомобиля, двигатель автомобиля работает только на газе, неисправна система питания двигателя нефтяным топливом). Кроме того, при работе двигателя ГКТС на газе отбор газа производится из одного баллона и при условии, что рабочее давление в нем не превышает 5,0 МПа, при этом вентили остальных баллонов закрываются.

20. Въезд ГКТС на мойку или открытую стоянку может осуществляться как при работе двигателя на нефтяном топливе, так и на газе при наличии герметичности ГБО.

21. Въезд ГКТС в помещения, предназначенные для производства пожароопасных работ (сварка, окраска, антикоррозийная обработка), и склады топливно-смазочных материалов осуществляется только с предварительно опорожненными от газа и дегазированными баллонами и при помощи вспомогательных средств с соблюдением мер пожарной безопасности при выполнении указанных выше работ.

22. При размещении ГКТС на ночной и/или длительной стоянке (свыше пяти часов), а также перед ТО и ТР, профилактическими ремонтами, выполняемыми на открытом воздухе, вентили на всех баллонах ГБО закрываются, при этом двигатель вырабатывает весь газ в системе питания. После прекращения работы двигателя выключается зажигание.

V. Безопасность и охрана окружающей среды

23. Помещения для ТО и ТР и для хранения ГКТС оборудуются:

непрерывно действующей системой автоматического контроля (далее - САК) воздушной среды в помещении с установкой датчиков взрывоопасных концентраций;

аварийной вентиляцией кратностью не менее пяти объемов в час с резервными вентиляторами;

легко сбрасываемыми перекрытиями для помещений категории А.

24. Независимо от категории помещения обеспечиваются воздухообменом кратностью не менее одного объема в час.

25. При невозможности осуществления однократного воздухообмена только за счет естественной вентиляции, помещения оборудуются вентиляцией с механическим побуждением и САК воздушной среды, обеспечивающей однократный воздухообмен. В ремонтных канавах (при их наличии) предусматривается принудительная приточная вентиляция.

26. Отверстия для удаления газо-воздушной смеси размещаются в верхней зоне помещения.

27. Сигналы о достижении опасного уровня концентрации газа от САК поступают в помещения, где осуществляется круглосуточное дежурство обслуживающего персонала (диспетчерская, контрольно-пропускной пункт, помещение охраны).

САК воздушной среды срабатывает при достижении в помещениях концентрации природного газа (метана), составляющей 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

28. Рекомендуется устанавливать не менее двух датчиков САК на каждый пост ТО и ТР и на каждые 50 квадратных метров в помещениях для хранения ГКТС.

С учётом того, что относительная плотность природного газа по воздуху менее 0,54-0,56, датчики САК для компримированного природного газа (далее - КПГ) размещаются в верхних точках помещений (над источниками возможной утечки природного газа).

29. Вторичные приборы САК воздушной среды, контрольно-измерительные и испытательные устройства, выполненные не во взрывозащищенном исполнении, располагаются вне взрывоопасных зон.

30. При достижении в одной из контролируемых зон помещения концентрации КПГ, составляющей 1% газа по объему (в пересчете на метан), САК обеспечивает:

включение в помещениях, предназначенных для хранения ГБО, ТО и ТР, диагностических и регулировочных работ, аварийной вытяжной вентиляции, выполненной во взрывозащищенном исполнении;

включение звуковой сигнализации и аварийного освещения (включая рампы) в помещениях, а также на всех путях эвакуации, с установкой световых указателей над выходами из помещений и через каждые 50 метров по путям эвакуации;

отключение всех потребителей электроэнергии, за исключением систем противопожарной автоматики и связи (при их наличии).

31. Автоматическое включение аварийной вентиляции от приборов, сигнализирующих об опасной концентрации газа в воздухе помещения, дублируется ручным пуском. Одновременно обеспечивается отключение выполненного не во взрывозащищенном исполнении электрооборудования, а также приточной вентиляции в смежных помещениях, расположенных в пятиметровой зоне от дверных проемов помещения, в котором зафиксировано срабатывание САК.

32. В помещениях, предназначенных для ТО и ТР, хранения ГКТС на КПГ, предусматривается наличие выгороженных вытяжных вентиляционных камер. Возможность рециркуляции воздуха для дежурного отопления помещений исключается.

33. Электроснабжение САК воздушной среды, аварийного освещения и аварийной вентиляции (при их наличии) предусматривается по 1-й категории надежности.

34. Инженерно-технические работники и руководители, ремонтные рабочие и обслуживающий персонал АТП, связанные с эксплуатацией ГКТС, их сервисным обслуживанием, соблюдают нормы техники безопасности и противопожарной безопасности, установленные производителями ГКТС и ГБО.

VI. Заправка газобаллонных колесных транспортных средств

35. ГКТС, работающие на КПГ или на сжиженном углеводородном газе (далее - СУГ), заправляются на стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях или от передвижных газозаправщиков.

36. Расстояние между заправляемым и ожидающим своей очереди ГКТС составляет не менее 15 метров.

37. Заправка производится при отсутствии в ГКТС пассажиров.

38. Перед началом заправки водитель:

останавливает двигатель;

включает стояночный ручной тормоз;

вынимает ключ из замка зажигания;

покидает кабину;

надевает защитные рукавицы или перчатки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»