Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный)

Комментарий к статье 6. Валютные операции между резидентами и нерезидентами


Валютные операции между резидентами и нерезидентами по общему правилу осуществляются без ограничений. Таким образом, правовой режим валютных операций между резидентами и нерезидентами носит дозволительный характер - "разрешено все, что прямо не запрещено".


Как указано в ст.6 комментируемого закона, существующие ограничения отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Основной тенденцией развития валютного законодательства является его либерализация, замена мер административного регулирования валютных правоотношений на экономические меры. Существенным шагом в данном направлении стала отмена деления валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала. Статья 7 комментируемого закона утратила силу с 01.07.2006, ст.8 - с 01.01.2007, ч.3-6 ст.11, в которых устанавливались валютные ограничения, - с 1.07.2006. В связи с этим ссылка на предусмотренные ст.7 и 8 комментируемого закона ограничения валютных операций уже не актуальна.

До 01.01.2007 валютным законодательством также предусматривались следующие ограничения:

1) требование об использовании специального счета;

2) требование о резервировании.

С начала 2007 года ограничения по осуществлению валютных операций между резидентами и нерезидентами, по сути, сводятся к ограничению сделок по купле-продаже иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Данные операции должны производиться только через уполномоченные банки. Кроме того, к ограничениям в валютной сфере при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами также следует отнести распространяющихся на резидентов положения об использовании резидентами счетов за пределами территории Российской Федерации (ст.12 комментируемого закона); об осуществлении резидентами расчетов по валютным операциям (ст.14 комментируемого закона); о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности (ст.19 комментируемого закона).

Целями установления указанных ограничений являются:

1) предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;

2) предотвращение резких колебаний курса валюты Российской Федерации;

3) поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Учитывая, что понятия "золотовалютные резервы", "курс валюты" "платежный баланс" не нашли законодательного определения и весьма расплывчаты по содержанию, некоторые авторы говорят о возможности "установления постоянно действующих ограничений". Однако подобные действия могут быть оправданы сложной экономической ситуацией в нашей стране и необходимостью некоторого административного вмешательства. Практика развития валютного права, наоборот, свидетельствует о том, что законодатель отказывается от какого-либо злоупотребления в части установления валютных ограничений и идет по пути либерализации регулирования валютных правоотношений.

_______________

Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. Валютное право. М.: Норма, 2007. С.81.


В 2009 году был создан прецедент, Президиумом ВАС РФ было рассмотрено заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за проведение расчетов при осуществлении валютной операции.

Президиум признал, что проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Суть спора была такова: Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Росфиннадзора, которым предприниматель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

В качестве объективной стороны состава административного правонарушения Предпринимателю, являющемуся гражданином РФ, вменялось осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в получении от иностранного гражданина в качестве платы за товары наличных денежных средств в валюте РФ. По мнению административного органа, предприниматель при совершении такой валютной операции допустил нарушение ч.3 ст.14 комментируемого закона, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ.

Решением суда первой инстанции требование предпринимателя было удовлетворено. Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении требования отказал.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции предприниматель просил его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ была такова: заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям: ч.1 ст.15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

В соответствии с ч.9 ст.1 комментируемого закона к валютным операциям относится отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты РФ на законных основаниях, а также использование валюты РФ в качестве средства платежа. Согласно п.1 ч.1 ст.1 комментируемого закона валютой РФ признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Как следует из п.6 и 7 ч.1 ст.1 комментируемого закона, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, являются нерезидентами.

В связи с изложенным, получение предпринимателем от иностранного гражданина в счет передачи последнему товаров, наличных денежных средств в валюте РФ является валютной операцией.

Президиум ВАС РФ указал, что исходя из ч.1 ст.15.25 КоАП РФ под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ, так и валютные операции, совершаемые с нарушением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.


Таким образом, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ

Президиум ВАС РФ отметил, что в валютном законодательстве РФ не содержится запрета на получение физическим лицом, являющимся гражданином РФ, от нерезидента наличных денежных средств в валюте РФ в качестве платы за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Исходя из ст.6 комментируемого закона, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных комментируемым законом, к которым названная операция не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством. Таким образом, валютная операция, совершаемая при получении российским физическим или юридическим лицом от иностранного гражданина либо организации в счет передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг наличных денежных средств в валюте РФ, не запрещенная законом и не ограниченная требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.