Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Комментируемая статья делит правовые акты в валютной сфере на три группы:

а) акты валютного законодательства РФ;

б) акты валютного регулирования;

в) акты органов валютного контроля.

2. Часть 1 ст.4 комментируемого закона раскрывает понятие валютного законодательства. Так, валютное законодательство составляют комментируемый закон и принятые в соответствии с ним федеральные законы, совместно именуемые - акты валютного законодательства.


Как уже отмечалось, принятие комментируемого закона ознаменовало кардинальное изменение в государственной валютной политике - избрание курса последовательной либерализации валютного законодательства. Комментируемый закон является "системообразующим в области валютного регулирования и валютного контроля". Любые законодательные акты федерального уровня, которые регулируют отношения, названные в ст.2 Закона, не могут противоречить комментируемому Закону.

_______________

Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".


Несмотря на прогрессивность и очевидную либерализацию в сфере валютных правоотношений, комментируемый закон не решил ряд проблем. Специалисты отмечают следующие:

а) этот закон так и не стал актом прямого действия, т.к. в его тексте содержится множество отсылок к подзаконным актам;

б) не определены ключевые понятия "валютного регулирования", "валютного контроля", "валютного правонарушения", "валютных ограничений";

в) в отличие от Закона 3615-1, комментируемый закон не проводит деления валютных операций на текущие и связанные с движением капитала, что не соответствует сложившейся мировой практике и Статьям Соглашения Международного валютного фонда. Такое деление имеет принципиальное значение при установлении валютных ограничений.

_______________

Крохина Ю.А., Смирникова Ю.Л., Тютина Ю.В. Валютное право: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007. С.42-43.


Как отмечалось, к актам валютного законодательства также относятся и федеральные законы, принятые в соответствии с комментируемым законом. В настоящий момент федеральных законов, которые бы принимались на основе комментируемого закона, нет.

Нормы, частично касающиеся валютных отношений, содержатся в ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, Законе о БР, Законе о банках и банковской деятельности, Законе об организованных торгах. Однако к актам валютного законодательства указанные нормативные правовые акты не могут быть отнесены.

3. Правительство РФ и Банк России, являясь органами валютного регулирования, издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования - акты органов валютного регулирования. Данные акты являются подзаконными нормативными актами, принимаются на основе комментируемого закона и не должны ему противоречить.


Акты органов валютного регулирования принимаются Правительством РФ и Банком России в рамках их компетенции - круг вопросов четко ограничен случаями, предусмотренными комментируемым законом (например, ч.4 ст.5 комментируемого закона).

4. Часть 2 ст.4 Закона конкретизирует конституционный принцип, согласно которому международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15 Конституции РФ).


Определение международного договора Российской Федерации содержится в п.а ст.2 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации": международный договор Российской Федерации представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В ст.3 указанного закона содержится деление международных договоров на межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера.


К основным межгосударственным договорам, регулирующим валютные правоотношения, относятся Статьи Соглашения Международного валютного фонда от 22.07.44. Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд путем принятия статей Соглашения Фонда и подписала их 01.06.92.

Примером межправительственного договора, применяющегося к отношениям, указанным в ст.2 комментируемого закона, можно назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 06.01.95 "О Таможенном союзе". Соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Эстонской Республики о неторговых платежах от 13.05.93 является примером договора межведомственного характера.

Нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, подлежат прямому и непосредственному применению, т.е. при вынесении решения суды могут напрямую апеллировать к положениям, содержащимся в международных договорах Российской Федерации. При этом при наличии коллизий между внутренним российским валютным законодательством и международными договорами Российской Федерации, применяются правила международного договора. Примером может быть решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.11.2006 по делу N А49-6515/2006-298ОП/19, в котором суд признал, что если расчеты между сторонами соответствуют международному договору - Соглашению между Банком России и Национальным банком Республики Беларусь от 20.02.97 "Об организации расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь", то положения комментируемого закона не подлежат применению.