Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

     

     
Преамбула


Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Комментарий к преамбуле


Переход от жесткого администрирования и абсолютной валютной монополии к демократизации экономики и рыночным отношениям в Российском государстве обусловил необходимость формирования принципиально новых подходов к регулированию обращения валютных ценностей.

Первым этапом на данном пути стало принятие Закона N 3615-1, который с 1992 года был основой нормативной правовой базы валютного регулирования и организационной системы валютного контроля в Российской Федерации. Несмотря на вносимые изменения, данный закон сохранял пробелы и противоречия с положениями других законодательных актов и международных договоров Российской Федерации. Закон N 3615-1 содержал многие валютные ограничения, предоставлял практически неограниченные права в сфере валютного регулирования Центральному банку РФ. Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", направленный первоначально на устранение ряда нежелательных ситуаций в национальной экономике, которые могли бы возникнуть в результате международного движения капитала, Закон N 3615-1 предусматривал для этого не столько экономические, сколько административные меры.

_______________

Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 258104-3 "О валютном регулировании и валютном контроле".


Принятие комментируемого закона было продиктовано необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства, необходимостью преимущественного применения регулирующих мер денежно-кредитной политики при одновременном отказе от большинства ограничительных мер валютного регулирования.

Цель принятия комментируемого закона определена в преамбуле и заключается в обеспечении:

1) реализации единой государственной валютной политики. Государственная валютная политика представляет собой совокупность направлений развития и действий государства в области валютных отношений. К основным инструментам валютной политики относят валютную интервенцию, валютные ограничения, валютные резервы и др.;

2) устойчивости валюты Российской Федерации. В силу п.2 ст.75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Деятельность Центрального банка РФ должна быть направлена на поддержку покупательной способности рубля. Также одним из проявлений политики, направленной на укрепление устойчивости рубля, является обеспечение стабилизации курса рубля по отношению к иностранным валютам;

3) стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как совокупности экономических отношений, связанных с совершением операций с валютными ценностями и национальной валютой на территории государства.

Глава 1. Общие положения

Комментарий к статье 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В ст.1 комментируемого закона определены основные понятия валютного права. По сравнению с Законом N 3615-1, уточнены понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Введены понятия внешних ценных бумаг и внутренних ценных бумаг, валютных бирж.


Первоначальная редакция статьи также предусматривала определение специального счета. Под специальным счетом (п.10 ч.1 ст.1 комментируемого закона) понимался банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с комментируемым законом. Однако данный пункт был отменен с 01.01.2007.


В комментируемом законе не используется понятие свободно конвертируемой валюты, которой ранее признавалась иностранная валюта, без ограничений обмениваемая на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.

2. Первым комментируемый закон дает определение валюты Российской Федерации. При этом законом устанавливаются две формы существования валюты: наличная и безналичная.


Так, во-первых, под валютой понимаются:

а) наличные деньги (денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России), находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ;

б) а также средства наличного платежа, изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену.


Согласно п.1 ст.27 законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль. Рубль является официальной денежной единицей (валютой) РФ и состоит из 100 копеек.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются (ст.27 Закона о БР). Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет Банка России преследуются по закону.

Деньги, изъятые из обращения и не подлежащие обмену, в качестве валюты РФ квалифицированы быть не могут.

Законодательством устанавливается определенный порядок утраты банкнотами и монетами силы законного средства платежа. Согласно ст.31 Закона о БР при обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

Решение о выпуске банкнот или монет Банка России нового образца принимается Советом Директоров ЦБ РФ, который определяет своим решением порядок изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Закон относит к валюте РФ также средства на банковских счетах и вкладах. Учитывая, что средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах являются иностранной валютой, к валюте РФ относятся средства на банковских счетах и вкладах исключительно в рублях.


Средства на банковских счетах и вкладах обладают особой правовой природой. "Некоторые юристы, - отмечает Олейник О.М. - предлагают рассматривать безналичные деньги не как законное платежное средство, а только как право требования к банку, на счете в котором находятся эти денежные средства". Данный подход имеет многих последователей среди специалистов в сфере гражданского права. Однако мы полагаем, что безналичные деньги представляют собой лишь форму существования денег наряду с наличными деньгами.

_______________

Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. С.263.

3. Пункт 2 ч.1 ст.1 комментируемого закона содержит дефиницию иностранной валюты. Подход к определению иностранной валюты не отличается от определения валюты РФ. Главным критерием разграничения является признак платежеспособности тех или иных денежных средств на территории соответствующего иностранного государства или группы иностранных государств.


Как отмечают ведущие специалисты валютного права: "иностранная валюта существует в наличной и безналичной формах и может быть подразделена на национальную валюту иностранного государства, валюту, общую для группы иностранных государств и международные денежные или расчетные единицы".

_______________

Алексеева Д.Г., Пыхтин,С.В., Сапожников Н.В., Фальковская Я.М. Валютное право. М.: Норма, 2007. с.49.


Для учета валютных поступлений и платежей в бухгалтерском и статистическом учете, оперативной отчетности по операциям, связанным с международными расчетами, контроля за соблюдением платежной дисциплины постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 года N 405-ст принят и введен в действие с 01.07.2001 Общероссийский классификатор валют (Russian classification of currencies) ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000 (ОКВ).

_______________

Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. N 6.


В качестве примера международной денежной единицы можно назвать валюту стран - участниц Европейского валютного союза - евро. Евро является денежной единицей в ряде государств, как являющихся членами Европейского союза, так и не входящих в него: Австрия; Андорра; Бельгия; Гваделупа; Германия; Греция; Ирландия; Испания; Италия; Кипр; Люксембург; Майотта; Мальта; Мартиника; Монако; Нидерланды; Ватикан) Португалия; Реюньон; Сан-Марино; Сен-Бартелеми; Сен-Мартен; Сент-Пьер и Микелон; Словакия; Словения; Финляндия; Франция; Французская Гвиана; Французские Южные территории; Черногория


В качестве примеров международных денежных единиц можно также назвать франк КФА ВЕАС - денежную единицу Банка государств Центральной Африки и франк КФА ВСЕАО - денежную единицу Центрального Банка государств Западной Африки.


Международной денежной (расчетной) единицей является SDR (Special drawing rights) - единица специального права заимствования, определенная и эмитируемая Международным валютным фондом.


В Европейской валютной системе применялась денежная единица экю, условная стоимость которой определялась на основе средневзвешенной стоимости и изменения курсов валют стран Европейского Сообщества (Германии, Франции, Голландии, Люксембурга, Дании, Ирландии, Великобритании, Италии, Бельгии, Греции, Португалии, Испании). На основе решений Маастрихтской встречи в декабре 1996 года большинство стран этого объединения с 01.01.99 перешли к единой валюте - евро.

_______________

Новоселова Л.А. Проценты по денежным обязательствам М., Изд-во "Статут". 2003.

4. Закон 3615-1 использовал понятие ценных бумаг, номинированных в валюте РФ. Новым законом данное понятие заменено на внутренние ценные бумаги.


Ценной бумагой, согласно п.1 ст.142 ГК РФ, является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.


К внутренним ценным бумагам комментируемый закон относит:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации. Под эмиссионными ценными бумагами (ст.2 Закона о рынке ценных бумаг) понимается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно тремя признаками:


- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о рынке ценных бумаг формы и порядка;

- размещается выпусками;

- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

К числу эмиссионных ценных бумаг в настоящее время относятся три их вида: акции, облигации, опционы эмитента.

Порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг на территории РФ (эмиссии ценных бумаг) регулируется в настоящее время Законом о рынке ценных бумаг, Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н) и другими;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Так, например, в п.4 информационного письма ЦБ РФ от 31.03.2005 N 31 дается разъяснение, что выпущенный на территории Российской Федерации вексель, номинированный в иностранной валюте, без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением места платежа Российской Федерации, относится к внутренним ценным бумагам, т.к. в соответствии с законодательством о переводном и простом векселе он удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации.

_______________

Информационное письмо ЦБ РФ от 31.03.2005 N 31 "Вопросы, связанные с применением Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и нормативных актов Банка России" // Вестник Банка России, N 19, 13.04.2005.

5. Понятие внешних ценных бумаг, как и понятие внутренних ценных бумаг, введено комментируемым законом. В Законе 3615-1 использовалось понятие ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. К ним относились платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.


В соответствии с п.4 ч.1 комментируемой статьи к внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам. Из анализа данных положений следует, что к внешним ценным бумагам относятся:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и (или) выпуск которых зарегистрирован в иностранном государстве;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение иностранной валюты и (или) выпущенные на территории иностранного государства.

При отнесении каких-либо финансовых инструментов к внешним ценным бумагам следует учитывать право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано, а именно рассматривает ли оно данный финансовый инструмент в качестве ценной бумаги. Данная позиция следует из ст.1186 ГК РФ, согласно которой право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в РФ. Если невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

6. По сравнению с Законом N 3615-1, комментируемым законом уточнен перечень видов имущества, признаваемых валютными ценностями, - это иностранная валюта и внешние ценные бумаги.


Закон N 3615-1 к валютным ценностям относил также:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs