МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 2012 года N 03-05-04-03/79
[Об уплате государственной пошлины за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность]
В связи с письмом по вопросам уплаты государственной пошлины за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним, а также правомерности взимания сборов за проведение государственных технических осмотров самоходных машин и других видов техники Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Статьей 1 Федерального закона от 28 июля 2012 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 130-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым исключена норма, предусматривающая уплату государственной пошлины в размере 300 рублей за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним.
Таким образом, со дня вступления в силу Федерального закона N 130-ФЗ государственная пошлина за выдачу органами гостехнадзора талона технического осмотра на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним уплачиваться не должна.
Что касается сборов за проведение государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним, то необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и периодичность проведения, в частности, технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним и которые зарегистрированы органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" определен Перечень сборов, взимаемых органами гостехнадзора, в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности, сбор за проведение государственных технических осмотров машин.
В Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2006 года (дело N 66-Г06-2 и дело N 72-Г06-1) взимание платы органами гостехнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники признано недействующим в той мере, в какой предусмотренные в нем действия могут быть отнесены к иным регистрационным действиям, связанным с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, т.к. установление субъектом Российской Федерации взимания региональных сборов за совершение регистрационных действий, за совершение которых предусмотрена уплата государственной пошлины подпунктом 29 пункта 1 статьи 333.33 (в действующей редакции подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33) Кодекса, является незаконным. После введения в действие главы 25.3 Кодекса субъект Российской Федерации утратил право на определение размеров и взимание сборов за вышеуказанные действия.
Что касается иных видов платежей (например, взимание сборов за проведение государственного технического осмотра машин, за оценку технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования по запросам владельцев, государственных и других органов, за участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники), то возможность их установления региональными органами власти определена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года N 1291. При этом данные платежи не являются аналогичными предусмотренным Кодексом действиям, за которые уплачивается государственная пошлина. Платежи за совершение данных действий являются неналоговыми доходами региональных бюджетов, и их взимание не противоречит Кодексу.
Проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, не относится к юридически значимым действиям и соответственно не подпадает под понятие "государственной пошлины". Указанные услуги оказываются во исполнение юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Кодекса.
Данная позиция также подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2002 года N 88-О, согласно которому платежи, взимаемые за государственный технический осмотр, предназначены для возмещения расходов публичной власти на проведение работ по проверке в установленные сроки технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, и, следовательно, должны быть соразмерны указанным расходам.
Директор Департамента
И.В.Трунин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка