• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте

Главный врач: хозяйство и право, N 4, 2011 год
С.В.Лазарев, исполнительный директор
саморегулируемой организации НП
"Объединение частных медицинских клиник и центров", к.м.н.,

С.С.Мисюлин, председатель правления
некоммерческого партнерства
"Национальный союз региональных объединений
частной системы здравоохранения", к.м.н.,



Резюме: Оказание платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях является квазипредпринимательской деятельностью, дотируется государством и препятствует развитию рынка медицинских услуг в России.


Rendering of paid medical services in the state and municipal medical institutions is quasienterprise activity, дотируется the state and interferes with development of the market of medical services in Russia.


Ключевые слова: платные медицинские услуги, рынок медицинских услуг. Paid medical services, the market of medical services.

Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в России закреплено Конституцией РФ (ч.1 ст.41). Реализация права на медицинскую помощь граждан осуществляется в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях.

Конституцией определено, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч.1 ст.41).

В частных медицинских организациях медицинская помощь в виде медицинской услуги оказывается за плату и плательщиком при этом может выступать как лично гражданин, так и страховые компании добровольного медицинского страхования, предприятия, организации и т.д.

В Конституции РФ 1993 года наряду с другими задачами поставлена цель - формирование в России социального государства (ст.7).

Социальная функция государства призвана обеспечить нормальные условия для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ. Проводя социальную политику в обществе, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, тем самым обеспечивая надлежащим образом право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Из-за стремления как можно быстрее запустить рыночные механизмы в России, эта сторона общественной жизни была практически забыта и многие негативные явления в социальной сфере приобрели застойный характер, не только вызывая социальную напряженность в обществе, но и препятствуя развитию рынка.

Реформы в России затронули и здравоохранение. Первым был принят Закон о медицинском страховании, установивший новую форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Затем 22 июля 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, установившие обязанность государства по финансовому обеспечению деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений. Тем самым бюджетное здравоохранение изначально рассматривалось как область социальных гарантий по оказанию медицинской помощи гражданам России.

Хроническое недофинансирование государственной медицины в 90-х годах породило развитие сектора платных медицинских услуг в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Огромный разрыв между заявленными государством гарантиями по оказанию медицинской помощи населению и реальной поддержкой, который сложился в 90-е годы, привел к тому, что пациент в большинстве случаев стал выступать соплательщиком своего лечения. При этом государство само фактически указало путь для поиска дополнительных источников финансирования ЛПУ, выпустив документ "Правила предоставления платных медицинских услуг населению", утвержденный постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 года N 27. "Правила" не раскрывая самого понятия "платные медицинские услуги", устанавливали ряд норм при их оказании.

Ожидалось, что в этот период произойдут изменения организационно-правовых форм государственных медицинских учреждений, ряд которых станут унитарными предприятиями, хозяйственными товариществами и обществами и соответственно будут работать в гражданском обороте, тем самым формируя рынок медицинских услуг. Однако этого не произошло. Государственные ЛПУ на рынок так и не вышли, а вот платные медицинские услуги прочно закрепились в их деятельности.

Отдельные аналитики считают появление платных услуг в государственной медицине определенным достижением политики в области здравоохранения, так как развитие платных медицинских услуг позволило ЛПУ выжить в тех условиях, сохранить кадры и даже обеспечить развитие учреждений. Однако последствия данного шага оказались катастрофическими для российского здравоохранения, над которыми сейчас еще мало кто задумывается, но которые неизбежно приведут к краху социальной политики государства.

За 15 лет доля платных медицинских услуг достигла в деятельности отдельных государственных учреждений 70%, при этом качеством медицинской помощи удовлетворено только 30% населения. Кроме того, по данным агентства DISCOVERY Research Group, около 40% жителей Москвы осуществляло в той или иной форме неофициальные платежи врачам.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Кому мешают платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения

Название документа: Кому мешают платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Опубликован: Главный врач: хозяйство и право, N 4, 2011 год
Дата принятия: 01 апреля 2011

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах