Н.Н.Коновалов,
ведущий специалист
ФГБУ "Россельхозцентр"
Минсельхоза России
Гражданско-правовые особенности и последствия совершения крупных сделок
В данной статье рассмотрим гражданско-правовые особенности и последствия совершения крупных сделок в государственных (муниципальных) учреждениях
В связи с принятием и введением в действие Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) произошли кардинальные изменения в бюджетной сфере страны, затрагивающие основные процедуры бюджетного процесса применительно к ранее существующим государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям. При этом изменился как правовой статус учреждения, так и механизм финансового обеспечения, права на использование закрепленного за учреждением имущества, плановые документы и многое другое. Данным документом были внесены многочисленные изменения в Бюджетный, Налоговый кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, а также в большое число федеральных законов.
Одной из форм некоммерческих организаций в соответствии с Законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) являются в настоящее время государственные и муниципальные учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9.1 Закона N 7-ФЗ типами государственных муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Правовое регулирование таких типов учреждений, как бюджетные и автономные учреждения, отнесено к сфере действия Закона N 7-ФЗ, а также Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) и нормам гражданского законодательства. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений в соответствии с пунктом 3 статьи 9.1 Закона N 7-ФЗ определяются законом или иными правовыми актами (в частности, для автономных учреждений - Законом N 174-ФЗ).
Изменения, внесенные законом N 83-ФЗ, были отражены в соответствующих законодательных актах, регулирующих деятельность этих типов учреждений. Из ряда норм Бюджетного кодекса исключены соответствующие положения, регулировавшие ранее особенности правового статуса бюджетных учреждений (ст.161 БК РФ).
Особенности правового положения казенного учреждения в настоящее время регулируются статьей 161 Бюджетного кодекса.
Таким образом, на сегодняшний день правовой статус бюджетных и автономных бюджетных учреждений регулируется Законами N 7-ФЗ, 83-ФЗ, 174-ФЗ, Гражданским кодексом, а казенных - Законом N 83-ФЗ, статьей 161 Бюджетного кодекса и иными нормативными актами.
В настоящее время автономные и бюджетные учреждения практически выведены из сферы действия бюджетного законодательства, за исключением положений процедурно-технического порядка в части формирования финансового обеспечения в рамках представления субсидий на выполнение госзаданий и иные цели (ст.78.1, 80 БК РФ), а также размещение заказов по госконтрактам для бюджетных учреждений.
Нормы Закона N 94-ФЗ для автономных учреждений не применяются. С 1 января 2012 года вступил в силу Закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который непосредственно регулирует порядок закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями.
Так как вся финансово-хозяйственная деятельность любого хозяйствующего субъекта связана с осуществлением постоянных хозяйственных операций, взаимоотношениями с контрагентами и другими участниками хозяйственного оборота, которые оформляются в виде договоров (сделок), то в этом контексте природе самих сделок, их особенностям, в частности применительно к крупным сделкам, придается первостепенное значение ввиду существующих ограничений в действующем законодательстве по тем или иным основаниям. Следует напомнить, что сделка является одной из старейших категорий в науке гражданского права. Появление сделок связано с развитием отношений между людьми, а закрепление отдельных положений о сделках нашло свое отражение уже в древнеримском праве. Немало работ дореволюционных, советских, современных отечественных и зарубежных авторов посвящено этому институту гражданского права.
На сегодняшний день согласно статье 153 Гражданского кодекса сделками признаются действия граждан, юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В данной статье будут рассматриваться сделки, совершаемые учреждениями в простой письменной форме и заключаемые между юридическими лицами и гражданами (ст.161 ГК РФ).
В практике хозяйственного оборота любая сделка так или иначе связана с отчуждением или приобретением имущества, возникновением или прекращением обязательств, вследствие чего правовой статус указанных трех типов учреждений, их правоспособность в части распоряжения имуществом приобретают существенное значение.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса имущество всех трех типов учреждений закреплено за ними на праве оперативного управления, однако полномочия по распоряжению этим имуществом различны в разных типах учреждений и зависят от типа учреждения, категории имущества и источников его приобретения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса учреждение вправе распоряжаться имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от разрешенной учредительными документами деятельности, по своему усмотрению, независимо от согласия собственника. Оно не может быть изъято собственником, даже если используется не по назначению. В то же время статьей 298 Гражданского кодекса установлены конкретные ограничения вещных прав в зависимости от типа учреждения, вследствие чего правовой режим распоряжения имуществом и сделок с ним различен.