Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 20 августа 2012 года N ЕД-20-3/874

     
Об упрощении бухгалтерской (финансовой) отчетности



Федеральная налоговая служба во исполнение данного в письме Минфина России поручения по реализации мероприятий по упрощению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности сообщает следующее.

С 01.01.2013 вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), который обязывает экономический субъект вести бухгалтерский учет в соответствии с данным Федеральным законом, если иное им не установлено (пункт 1 статьи 6 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, данный закон обязывает организации вести бухгалтерский учет независимо от применяемого режима налогообложения.

Кроме того, под его действие попадают и индивидуальные предприниматели.

В то же время пунктом 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ определено, что в случае, если индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством, то они могут не вести бухгалтерский учет.

Таким образом, исходя из данной нормы Закона N 402-ФЗ, только индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), обязаны вести бухгалтерский учет.

Однако, как разъяснил Минфин России в письме от 17.07.2012 N 03-11-10/29, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики ЕНВД подпадают под действие подпункта 1 части 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с данным законом.

Чтобы устранить неоднозначность в толковании норм Закона N 402-ФЗ, ФНС России предлагает внести изменения в Закон N 402-ФЗ в части освобождения индивидуальных предпринимателей от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Закон N 402-ФЗ предусматривает возможность разработки упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций (пункт 3 статьи 20 и пункт 10 части 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

При этом для организаций - субъектов малого предпринимательства упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности установлена пунктом 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", а также Приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".

Налоговые органы являются только пользователями бухгалтерской отчетности. Показатели бухгалтерской отчетности используются налоговыми органами для:

- проведения предпроверочного анализа по результатам которого осуществляется отбор налогоплательщиков - "кандидатов" для проведения выездных налоговых проверок;

- контроля налоговыми органами за правильностью исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций;

- установления отсутствия финансово-хозяйственной деятельности организаций, являющихся контрагентами налогоплательщика и имеющих другие характерные признаки фирм "однодневок";

- определения стоимости чистых активов обществ.

Бухгалтерская отчётность необходима налоговым органам при рассмотрении заявлений налогоплательщиков-организаций об изменении сроков уплаты налогов в форме отсрочки или рассрочки, реализации полномочий по взысканию обязательных платежей за счёт имущества должников, проведении учёта и анализа финансового состояния стратегических предприятий и их платёжеспособности, осуществлении функций уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и т.д.

Таким образом, без бухгалтерской отчетности осуществление возложенных на налоговые органы функций будет крайне затруднительно, а в ряде случаев просто невозможно.

В этой связи, ФНС России считает нецелесообразным расширение круга субъектов экономической деятельности, на которых распространяется упрощенная система бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Советник
государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.Егоров




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»