Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

ПРИКАЗ

     14 июля 1994 г.         г.Москва                  N 83

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О
НАРУШЕНИЯХ ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ РЕКЛАМЕ

Отменен на основании приказа ГКАП России
от 13 ноября 1995 года N 147


В целях реализации Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183 приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе.

2. Назначить Председателем Комиссии ГКАП России по рассмотрению дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе заместителя Председателя Комитета Н.Е. Фонареву.

3. Руководителям территориальных управлений ГКАП России организовать работу в соответствии с утвержденным Положением.

4. Направить утвержденное Положение в соответствии с установленным порядком на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета Н.Е. Фонареву.

     Председатель Комитета                          Л.А.БОЧИН

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
25 июля 1994 г.
Регистрационный N 643

Утверждено
приказом ГКАП России
от 14 июля 1994 г. N 83

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ПРИНЦИПОВ
ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ РЕКЛАМЕ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" и определяет порядок рассмотрения дел по фактам нарушения принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе услуг банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, учреждений и организаций, граждан предпринимателей, акционерных обществ, а также иных юридических лиц, привлекающих средства граждан либо реализующих товары и услуги (далее - рекламодатели).

I. Общие положения

1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП России) осуществляет контроль за рекламной деятельностью банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, учреждений, организаций и граждан - предпринимателей в части обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей на получение достоверной информации.

1.2. Рассмотрение дел по фактам нарушения принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе (далее - нарушение требований к рекламной деятельности) осуществляют ГКАП России и его территориальные управления.

1.3. При рассмотрении дел ГКАП России и его территориальные управления руководствуются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. N 915, иным законодательством Российской Федерации, положениями о территориальных управлениях ГКАП России, утвержденными ГКАП России, Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая 1994г. N 53, настоящим Положением.

1.4. Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности рассматриваются территориальными управлениями ГКАП России по месту нахождения рекламодателя, за исключением случаев, когда дела принимаются к рассмотрению ГКАП России.

ГКАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению. Вопрос о принятии дела к рассмотрению ГКАП России решается Председателем Комитета (его заместителем).

II. Порядок и сроки рассмотрения дел о нарушениях
требований к рекламной деятельности

2.1. Дела о нарушениях требований к рекламной деятельности рассматриваются ГКАП России и его территориальными управлениями:

- по заявлению депутатов;

- по представлению федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства финансов Российской Федерации (в сфере финансовых услуг, кроме банковских), Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (в сферах страховых услуг), а также Центрального банка Российской Федерации (в сфере банковских услуг);

- по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- по собственной инициативе;

- по представлению общественных объединений потребителей;

- по материалам прокуратуры, суда и арбитражного суда.

2.2. ГКАП России и его территориальные управления рассматривают дела по собственной инициативе при получении их должностными лицами лично, через средства массовой информации или иные технические средства от юридических и физических лиц информации, свидетельствующей о нарушениях требований к рекламной деятельности.

Дела рассматриваются по представлению в письменной произвольной форме с указанием информации, свидетельствующей о нарушениях требований к рекламной деятельности.

2.3. Основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения требований к рекламной деятельности является выявление фактов недобросовестной рекламы, а именно, несоблюдение рекламодателями следующих обязанностей:

- указывать реальные размеры дивидендов, выплаченные по простым именным акциям в течение последнего финансового года;

- указывать реальные проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально);

- указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг, место их регистрации и место, где можно ознакомиться с условиями выпуска;

- не допускать объявления гарантий, обещаний или предложений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности;

- не допускать сравнения между рекламируемыми и другими юридическими лицами, их услугами (товарами), если данное сравнение невозможно подтвердить данными статистической отчетности или бухгалтерского баланса, заверенного аудиторами;

- не обещать проведение работ, оказание услуг, предоставление товаров, если таковые фактически не осуществляются (не производятся) на день рекламы;

- указывать акционерным обществам в рекламе только фактически выплаченные по итогам не менее одного года размеры дивидендов по обыкновенным акциям.

2.4. Для рассмотрения дел по фактам нарушения требований к рекламной деятельности ГКАП России, его территориальные управления образуют соответствующие комиссии.

Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности, связанные с недобросовестной конкуренцией на товарных рынках, рассматриваются в порядке, предусмотренном Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

2.5. Представления или заявления лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с приложением информации, свидетельствующей о нарушениях требований к рекламной деятельности, рассматриваются заместителем Председателя ГКАП России (начальником территориального управления) в течение 10 рабочих дней с момента их поступления.

В случае, когда представленные документы содержат признаки нарушений требований к рекламной деятельности, Председатель комиссии выносит постановление о возбуждении производства по делу о нарушениях требований к рекламной деятельности, которым, в частности, утверждает персональный состав Комиссии (Приложение N 1).

В случае недостаточности данных, свидетельствующих о нарушениях требований к рекламной деятельности, Председателем комиссии может быть затребована дополнительная информация.

2.6. Возбудив производство по делу, Председатель комиссии в десятидневный срок обеспечивает подготовку материалов к рассмотрению. При подготовке дела к рассмотрению Председатель комиссии или по его поручению члены комиссии:

проводят собеседование с заявителем, а также с рекламодателем, в отношении которого возбуждено дело о нарушении требований к рекламной деятельности, об обстоятельствах дела и затребуют необходимые письменные и вещественные доказательства;

затребуют письменное объяснение рекламодателя;

разрешают вопрос о необходимости привлечения к участию в рассмотрении дела иных заинтересованных лиц и экспертов;

совершают иные действия, обеспечивающие полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела по существу.

2.7. Дела о нарушениях требований к рекламной деятельности рассматриваются в месячный срок с момента получения всех запрошенных материалов.

О времени и месте рассмотрения дела извещаются рекламодатели и заявители (далее - стороны), эксперты и другие заинтересованные лица, не позднее чем за три дня до рассмотрения.

2.8. Рассмотрение дела на заседании комиссии ведется Председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полные, объективные и всесторонние анализ и оценку обстоятельств дела, соблюдение прав и интересов сторон, устранение и предупреждение нарушений требований к рекламной деятельности.

На заседании заслушиваются стороны, представители сторон, представители предприятий и организаций, привлеченных к рассмотрению дела, специалисты ГКАП России (территориального управления), эксперты.

Лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, представлять доказательства, задавать вопросы друг другу и комиссии, высказывать свои соображения по всем возникающим вопросам.

Ход заседания фиксируется в протоколе, который подписывается Председателем и членами комиссии.

2.9. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока) в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства, привлечь к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых по мнению комиссии обязательно, а также в тех случаях, когда разрешение дела невозможно в данном заседании.

2.10. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:

нахождения на рассмотрении в ГКАП России, его территориальном управлении, суде, арбитражном суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения;

получения заключения специалиста органа государственного управления;

назначения экспертизы.

Об отложении дела и о приостановлении рассмотрения дела комиссия извещает всех лиц, привлеченных к участию в деле.

2.11. При наличии нарушений, перечисленных в п. 2.3 настоящего Положения, комиссия выносит решение по факту недобросовестной рекламы в соответствии с прилагаемой формой (Приложение N 2).

Решение выносится членами комиссии в отсутствие сторон и всех лиц, привлеченных к участию в деле, простым большинством голосов.

При отсутствии оснований для вынесения решения о нарушении требований к рекламной деятельности соответствующий вывод комиссии фиксируется в протоколе.

Выводы комиссии доводятся до сведения сторон и лиц, привлеченных к участию в деле, немедленно по вынесении.

2.12. Решение комиссии направляется заинтересованным лицам, в том числе рекламодателю и органу, осуществившему лицензирование, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

В таком же порядке копия решения направляется в территориальное управление в случае, если дело рассматривалось комиссией ГКАП России, для осуществления контроля за его исполнением.

Решение комиссии подлежит обязательному рассмотрению рекламодателем и органом, осуществившим лицензирование, в недельный срок с момента их уведомления.

Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения в трехдневный срок с момента окончания срока на рассмотрение решения и немедленно информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя.

2.13. В случае, если рекламодатель не снял рекламу с распространения или орган, осуществивший лицензирование рекламодателя, не рассмотрел вопрос о недобросовестной рекламе, Председатель ГКАП России (заместитель Председателя) или начальник территориального управления ГКАП России принимает решение о приостановлении действия выданной рекламодателю лицензии (Приложение N 3).

Решение в трехдневный срок направляется для исполнения рекламодателю и органу, осуществившему его лицензирование.

Действие лицензии восстанавливается по решению ГКАП России (территориального управления) после снятия рекламы с распространения.

III. Порядок направления представлений и обжалования
решений ГКАП России и его территориальных управлений

3.1. В случае неоднократного (более 3-х раз в течение 1 года) нарушения Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183 Председатель ГКАП России (его заместитель) или начальник территориального управления направляет соответственно Центробанку России, Минфину России, Госкомимуществу России, Росстрахнадзору или их территориальным органам представление о досрочном аннулировании лицензии (Приложение N 4).

3.2. Решения ГКАП России и его территориальных управлений по фактам нарушения требований к рекламной деятельности могут быть обжалованы в установленном порядке в арбитражный суд.

Приложение N 1

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ
         О ВОЗБУЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ПО ПРИЗНАКАМ
          НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      от "____"_______________199   г. ____________________
                                       (место рассмотрения)

Председатель Комиссии ГКАП России (... территориального

управления) по   рассмотрению   дел   о  нарушениях  требований  к
рекламной деятельности,   рассмотрев   материалы,   представленные
_________________________________________________________________,
     (указание наименования органа, представившего материалы)
признал их  достаточными для возбуждения производства по делу и на
основании Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г.
N 1183   "О   защите  потребителей  от  недобросовестной  рекламы
"
постановил:

1. Возбудить производство по делу о нарушении п. _____ Указа

Президента Российской Федерации от 10  июня  1994  г.  N  1183  "О
защите потребителей от недобросовестной рекламы" _________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование рекламодателя,  в  отношении   которого   возбуждено
производство по делу).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»