Действующий

О нарушении антимонопольного законодательства


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

     
РЕШЕНИЕ

от 18 января 2012 года N 110/79-11

     
О нарушении антимонопольного законодательства


Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 18 января 2012 года

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1 10/79-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии: А.Б. Кашеварова - заместителя руководителя ФАС России, членов Комиссии: Овчинникова М.А. - начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Сушкевича А.Г. - начальника Аналитического управления, Грешнева А.А. - заместителя начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Горшкова В.М. - заместителя начальника отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Чуклинова Д.С. - заместителя начальника отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Шиян Ю.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления (далее - Комиссия),

в присутствии:

представителей заявителя ЗАО "ТрансКатКабель": генерального директора Долеско Михаила Владимировича (протокол заседания Совета Директоров от 31.10.2011 N 20); Юхнюка Игоря Ивановича (доверенность N б/н от 20.05.2011), Гладуна Евгения Юрьевича (доверенность N б/н от 01.06.2011);

представителя заинтересованного лица ЗАО "ТРАНСКАТ": Кузнецовой Татьяны Сергеевны (доверенность от 10.01.2012 N 45);

представителей ответчика ОАО "РЖД": Кожевникова Сергея Валерьевича (доверенность N 9-ДП от 13.12.2011), Глущенко Игоря Анатольевича (доверенность N 603-ДП от 15.06.2011)

рассмотрев дело N 1 10/79-11 по признакам нарушения ОАО "РЖД" (107174, Москва, ул.Новая Басманная, д.2) части 1 статьи 10 и части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"),

установила:

I. 2 февраля 2011 года в ФАС России поступило заявление ЗАО "ТрансКатКабель" (далее также - Заявитель), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "РЖД", выразившихся в препятствовании ЗАО "ТрансКатКабель" осуществлению хозяйственной деятельности на рынках несущего троса и контактных проводов (далее - Заявление).

ЗАО "ТрансКатКабель" является производителем несущего троса, контактных медных и контактных бронзовых проводов, используемых для нужд ОАО "РЖД".

Из Заявления следует, что ОАО "РЖД" в 2009-2010 годах разослало ряд телеграмм (N ЦЭТ-29/35 от 23.10.2009, N исх. 21928 23.12.2009, N ЦЭт-29/26 от 07.06.2010) своим структурным подразделениям и независимым хозяйствующим субъектам, в том числе своим подрядным организациям, с требованием не закупать продукцию ЗАО "ТрансКатКабель".

При этом до этого момента ЗАО "ТрансКатКабель" весь объем (до 100%) несущего троса, а также около 90% объема медного контактного провода, реализовывало для целей строительства и/или капитального ремонта железнодорожных путей в интересах ОАО "РЖД" (его дочерних и зависимых обществ).

В Заявлении ЗАО "ТрансКатКабель" указывает на то, что после направления ОАО "РЖД" соответствующих телеграмм произошло резкое сокращение объемов производства и реализации продукции ЗАО "ТрансКатКабель".

По результатам рассмотрения заявления ЗАО "ТрансКатКабель" ФАС России возбуждено дело N 1 10/79-11, по признакам нарушения ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ ФАС России от 18.04.2011 N 287) (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно определению от 11.11.2011 N АК/41861 об отложении рассмотрения дела N 1 10/79-11 Комиссия определила считать дело N 1 10/79-11 возбужденным в отношении ОАО "РЖД" также по признакам нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 11 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическими лицами, коммерческими организациями и некоммерческими организациями координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 данного Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

II. В ходе рассмотрения дела N 1 10/79-11 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено следующее.

ОАО "РЖД" является крупнейшим потребителем несущего троса и медных контактных проводов, а также единственным потребителем бронзовых контактных проводов. Данная продукция используется при строительстве и реконструкции железнодорожных путей. При этом ОАО "РЖД" (его дочерние и/или зависимые общества), как правило, самостоятельно не осуществляют закупку контактных и несущих проводов, а нанимают независимые подрядные организации (согласно письму ОАО "РЖД" от 06.10.2011 N ЦЮт-11/1047 - более 500 таких организаций), которые выполняют весь необходимый объем строительно-монтажных работ, в том числе прокладку или замену указанных проводов, приобретаемых ими самостоятельно. Являясь заказчиком соответствующих работ, ОАО "РЖД" имеет возможность устанавливать требования к условиям их проведения, а также определять требования по используемым материалам, в том числе кабельно-проводниковой продукции. Таким образом, ОАО "РЖД" имеет возможность определять условия обращения кабельно-проводниковой продукции, используемой для нужд ОАО "РЖД".

В октябре 2009 года ОАО "РЖД" направило всем железным дорогам России (кроме САХ), в Росжелдорснаб, Дирекцию по комплексной реконструкции и строительству объектов железнодорожному транспорту, Дирекцию по строительству сетей связи (далее - ДКРС, ДКСС), а также таким обществам, как ОАО "Трансэлектромонтаж", ООО "Энергомонтаж", ЗАО "Форатек Энерго Транс Строй", ЗАО "Трансэлектросетьстрой" (подрядные организации) телеграмму от 23.10.2009 N ЦЭТ-29/35 следующего содержания:

"В 2009 году на Октябрьской ж.д. из-за нарушения структуры металла отдельных проводов произошло нарушения несущего троса М-120 производства ЗАО "ТрансКатКабель", смонтированного в 2000 году.

В октябре 2009 года при производстве работ по замене старых несущих тросов выявлены дефекты (нарушение равномерности повива) провода М-120 производства ООО ПО "Энергокомплект" (Республика Беларусь).

С целью недопущения повреждений несущего тросов, как правило, приводящих к значительным задержкам поездов и большим объемам восстановительных работ, Департамент электрификации и электроснабжения запрещает приобретение проводов марки М-120 производства ЗАО "ТрансКатКабель" и ООО ПО "Энергокомплект", Республика Беларусь и монтаж его в качестве несущего троса контактной подвески."

ЗАО "ТрансКатКабель" направило в ОАО "РЖД" письмо от 30.10.2009 N 211, в котором сообщило о том, что дефектный провод не мог быть произведен ЗАО "ТрансКатКабель", так как самостоятельное производство соответствующей продукции (проводов марки М) ЗАО "ТрансКатКабель" начало осуществлять только с конца 2001 года, то есть после момента монтажа дефектного провода. До указанного момента общество занималось только торгово-закупочной деятельностью. В указанном письме ЗАО "ТрансКатКабель" также просило ОАО "РЖД" отменить действие телеграммы от 23.10.2009 N ЦЭТ-29/35, однако ОАО "РЖД" не приняло во внимание доводы общества и не направило ответа на данное письмо.