ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

     
РЕШЕНИЕ

от 18 января 2012 года N 110/79-11

     
О нарушении антимонопольного законодательства


Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 18 января 2012 года

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1 10/79-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии: А.Б. Кашеварова - заместителя руководителя ФАС России, членов Комиссии: Овчинникова М.А. - начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Сушкевича А.Г. - начальника Аналитического управления, Грешнева А.А. - заместителя начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Горшкова В.М. - заместителя начальника отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Чуклинова Д.С. - заместителя начальника отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Шиян Ю.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления (далее - Комиссия),

в присутствии:

представителей заявителя ЗАО "ТрансКатКабель": генерального директора Долеско Михаила Владимировича (протокол заседания Совета Директоров от 31.10.2011 N 20); Юхнюка Игоря Ивановича (доверенность N б/н от 20.05.2011), Гладуна Евгения Юрьевича (доверенность N б/н от 01.06.2011);

представителя заинтересованного лица ЗАО "ТРАНСКАТ": Кузнецовой Татьяны Сергеевны (доверенность от 10.01.2012 N 45);

представителей ответчика ОАО "РЖД": Кожевникова Сергея Валерьевича (доверенность N 9-ДП от 13.12.2011), Глущенко Игоря Анатольевича (доверенность N 603-ДП от 15.06.2011)

рассмотрев дело N 1 10/79-11 по признакам нарушения ОАО "РЖД" (107174, Москва, ул.Новая Басманная, д.2) части 1 статьи 10 и части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"),

установила:

I. 2 февраля 2011 года в ФАС России поступило заявление ЗАО "ТрансКатКабель" (далее также - Заявитель), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "РЖД", выразившихся в препятствовании ЗАО "ТрансКатКабель" осуществлению хозяйственной деятельности на рынках несущего троса и контактных проводов (далее - Заявление).

ЗАО "ТрансКатКабель" является производителем несущего троса, контактных медных и контактных бронзовых проводов, используемых для нужд ОАО "РЖД".

Из Заявления следует, что ОАО "РЖД" в 2009-2010 годах разослало ряд телеграмм (N ЦЭТ-29/35 от 23.10.2009, N исх. 21928 23.12.2009, N ЦЭт-29/26 от 07.06.2010) своим структурным подразделениям и независимым хозяйствующим субъектам, в том числе своим подрядным организациям, с требованием не закупать продукцию ЗАО "ТрансКатКабель".

При этом до этого момента ЗАО "ТрансКатКабель" весь объем (до 100%) несущего троса, а также около 90% объема медного контактного провода, реализовывало для целей строительства и/или капитального ремонта железнодорожных путей в интересах ОАО "РЖД" (его дочерних и зависимых обществ).

В Заявлении ЗАО "ТрансКатКабель" указывает на то, что после направления ОАО "РЖД" соответствующих телеграмм произошло резкое сокращение объемов производства и реализации продукции ЗАО "ТрансКатКабель".

По результатам рассмотрения заявления ЗАО "ТрансКатКабель" ФАС России возбуждено дело N 1 10/79-11, по признакам нарушения ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ ФАС России от 18.04.2011 N 287) (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно определению от 11.11.2011 N АК/41861 об отложении рассмотрения дела N 1 10/79-11 Комиссия определила считать дело N 1 10/79-11 возбужденным в отношении ОАО "РЖД" также по признакам нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 11 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическими лицами, коммерческими организациями и некоммерческими организациями координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 данного Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

II. В ходе рассмотрения дела N 1 10/79-11 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено следующее.

ОАО "РЖД" является крупнейшим потребителем несущего троса и медных контактных проводов, а также единственным потребителем бронзовых контактных проводов. Данная продукция используется при строительстве и реконструкции железнодорожных путей. При этом ОАО "РЖД" (его дочерние и/или зависимые общества), как правило, самостоятельно не осуществляют закупку контактных и несущих проводов, а нанимают независимые подрядные организации (согласно письму ОАО "РЖД" от 06.10.2011 N ЦЮт-11/1047 - более 500 таких организаций), которые выполняют весь необходимый объем строительно-монтажных работ, в том числе прокладку или замену указанных проводов, приобретаемых ими самостоятельно. Являясь заказчиком соответствующих работ, ОАО "РЖД" имеет возможность устанавливать требования к условиям их проведения, а также определять требования по используемым материалам, в том числе кабельно-проводниковой продукции. Таким образом, ОАО "РЖД" имеет возможность определять условия обращения кабельно-проводниковой продукции, используемой для нужд ОАО "РЖД".

В октябре 2009 года ОАО "РЖД" направило всем железным дорогам России (кроме САХ), в Росжелдорснаб, Дирекцию по комплексной реконструкции и строительству объектов железнодорожному транспорту, Дирекцию по строительству сетей связи (далее - ДКРС, ДКСС), а также таким обществам, как ОАО "Трансэлектромонтаж", ООО "Энергомонтаж", ЗАО "Форатек Энерго Транс Строй", ЗАО "Трансэлектросетьстрой" (подрядные организации) телеграмму от 23.10.2009 N ЦЭТ-29/35 следующего содержания:

"В 2009 году на Октябрьской ж.д. из-за нарушения структуры металла отдельных проводов произошло нарушения несущего троса М-120 производства ЗАО "ТрансКатКабель", смонтированного в 2000 году.

В октябре 2009 года при производстве работ по замене старых несущих тросов выявлены дефекты (нарушение равномерности повива) провода М-120 производства ООО ПО "Энергокомплект" (Республика Беларусь).

С целью недопущения повреждений несущего тросов, как правило, приводящих к значительным задержкам поездов и большим объемам восстановительных работ, Департамент электрификации и электроснабжения запрещает приобретение проводов марки М-120 производства ЗАО "ТрансКатКабель" и ООО ПО "Энергокомплект", Республика Беларусь и монтаж его в качестве несущего троса контактной подвески."

ЗАО "ТрансКатКабель" направило в ОАО "РЖД" письмо от 30.10.2009 N 211, в котором сообщило о том, что дефектный провод не мог быть произведен ЗАО "ТрансКатКабель", так как самостоятельное производство соответствующей продукции (проводов марки М) ЗАО "ТрансКатКабель" начало осуществлять только с конца 2001 года, то есть после момента монтажа дефектного провода. До указанного момента общество занималось только торгово-закупочной деятельностью. В указанном письме ЗАО "ТрансКатКабель" также просило ОАО "РЖД" отменить действие телеграммы от 23.10.2009 N ЦЭТ-29/35, однако ОАО "РЖД" не приняло во внимание доводы общества и не направило ответа на данное письмо.

В декабре 2009 года ОАО "РЖД" направило всем железным дорогам России (кроме САХ), а также в Росжелдорснаб, ДКРС, ДКСС телеграмму от 23.12.2009 N 21928 следующего содержания:

"В целях соблюдения принципов корпоративности, обеспечения заинтересованности в реализации продукции предприятий - дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" для нужд хозяйства электрификации и электроснабжения обязываю обеспечить приобретение в 2010 году в приоритетном порядке кабельно-проводниковой продукции (многопроволочных медных и бронзовых контактных проводов) производства ЗАО "ТРАНСКАТ".

Приобретение указанной кабельно-проводниковой продукции других производителей осуществлять только по согласованию с Департаментом электрификации и электроснабжения."

При этом по информации, представленной в ФАС России (ходатайство ОАО "РЖД" от 19.01.2011 N исх-143/ЦУДЗ), ЗАО "ТРАНСКАТ" входит в одну группу лиц с ОАО "РЖД". ОАО "РЖД" владеет 57% голосующих акций ЗАО "ТРАНСКАТ". В свою очередь, ЗАО "ТРАНСКАТ" является основным конкурентом ЗАО "ТрансКатКабель" на рынке кабельно-проводниковой продукции для нужд ОАО "РЖД".

В июне 2010 года ОАО "РЖД" направило всем железным дорогам России (кроме САХ), в Росжелдорснаб, ДКРС, ДКСС, а также подрядным организациям - ОАО "Трансэлектромонтаж", ООО "Энергомонтаж", ЗАО "Форатек Энерго Транс Строй", ЗАО "Трансэлектросетьстрой", ЗАО "ТрансКатКабель" телеграмму от 07.06.2010 N ЦЭт-29/26, согласно которой ОАО "РЖД" в очередной раз запретило дальнейшее приобретение контактных проводов производства ЗАО "ТрансКатКабель". В качестве обоснования данного требования ОАО "РЖД" как и прежде указывало на не соответствие продукции ЗАО "ТрансКатКабель" требованиям качества.

Согласно полученным ФАС России сведениям, подрядные организации, которым были адресованы телеграммы ОАО "РЖД" от 23.10.2009 N ЦЭТ-29/35 и от 07.06.2010 N ЦЭт-29/26, а именно ОАО "Трансэлектромонтаж", ООО "Энергомонтаж", ЗАО "Форатек Энерго Транс Строй", ЗАО "Трансэлектросетьстрой", не входят в одну группу лиц с ОАО "РЖД" и являются независимыми хозяйствующими субъектами.

При этом Комиссией установлено, что контактные медные и контактные бронзовые провода для целей их использования для нужд ОАО "РЖД" подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с указанием МПС России от 16.10.97 N 257у создано Государственное учреждение "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" ("РС ФЖТ") для проведения работ по сертификации объектов железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте". Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 "РС ФЖТ" передано в ведение Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 "РС ФЖТ" передано в ведение Росжелдора. В соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 11 мая 2011 года N ИЛ-48-р изменен тип учреждения на Федеральное бюджетное учреждение (далее - ФБУ "РС ФЖТ"). Основными видами деятельности ФБУ "РС ФЖТ" являются подтверждение соответствия (обязательное и добровольное) в области железнодорожного транспорта. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. ФБУ "РС ФЖТ" имеет систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. В настоящее время ФБУ "РС ФЖТ" находится в ведении Росжелдора.

Согласно документам, представленным Заявителем установлено, что ЗАО "ТрансКатКабель" имеет все необходимые сертификаты соответствия (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) на всю выпускаемую продукцию, выданные ФБУ "РС ФЖТ". Данные сертификаты подтверждают, что продукция ЗАО "ТрансКатКабель" успешно прошла все необходимые испытания, соответствует установленным ТУ и допущена к серийному производству и реализации на территории Российской Федерации, а, следовательно, допущена к использованию на железнодорожном транспорте.

Кроме того, ЗАО "ТрансКатКабель" разработало и освоило производство бронзовых контактных проводов площадью поперечного сечения 120мм2 (марка провода - БрОл 0,15Ф). Областью применения бронзовых контактных проводов является контактная подвеска с повышенным натяжением проводов на скоростных и высокоскоростных участках движения пассажирских поездов (поезда "Сапсан"). Специалисты Росжелдора произвели обследование производственных мощностей ЗАО "ТрансКатКабель" на предмет возможности серийного изготовления контактных проводов марок МФ, НлОл и БрОл0,15Ф и произвели постановку в производство провода марки БрОл0,15Ф.

ФБУ "РС ФЖТ" провело сертификационные испытания изготовленного ЗАО "ТрансКатКабель" бронзового контактного провода на соответствие требованием НБ ЖТ ТМ 03-98 и выдало сертификат соответствия N ССФЖТ RU.ТМ01.Б.07039 на его серийное производство.

ЗАО "ТрансКатКабель" разработаны ТУ 3513-007-56232981-2006 (третья редакция от 10.01.2010) на серийное производство бронзового контактного провода, которые были согласованы с ОАО "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (далее - ОАО "ВНИИЖТ"), являющимся отраслевым институтом, осуществляющим пуско-наладочные и сертификационные испытания железнодорожной техники и транспортных технологий, разработку технических регламентов, нормативных и методических документов, экспертизу проектов.

В свою очередь ОАО "РЖД" направило в адрес ФБУ "РС ФЖТ" письмо от 09.12.2009 N ЦЭт-29/48, в котором указывается на нестабильность используемой ЗАО "ТрансКатКабель" технологии и недостаточный уровень качества исходного материала для изготовления контактных проводов.

Также в письме от 09.12.2009 N ЦЭт-29/48 ОАО "РЖД" ссылается на то, что Департамент электрификации и электроснабжения ОАО "РЖД" считает нецелесообразным согласование технических условий на бронзовые контактные провода и выдачу сертификатов соответствия требованиям НБ ЖТ ТМ 03-98 ЗАО "ТрансКатКабель", так как на сетях железных дорог начиная с 2004 года неоднократно происходили случаи обрывов контактных проводов, производства ЗАО "ТрансКатКабель" из-за низкого качества. В этой связи Департамент электрификации и электроснабжения ОАО "РЖД" считает, что выдача ФБУ "РС ФЖТ" ЗАО "ТрансКатКабель" сертификата соответствия НБ ЖТ ТМ 03-98 на бронзовые контактные провода создаст риск повышения вероятности возникновения чрезвычайного происшествия на одном из направлений скоростного или высокоскоростного движения поездов, что категорически недопустимо.

Несмотря на обращение ОАО "РЖД" по вопросу низкого качества продукции ЗАО "ТрансКатКабель" ФБУ "РС ФЖТ" не отозвало выданные данному обществу сертификаты на изготавливаемую продукцию, что может свидетельствовать о необоснованности претензий ОАО "РЖД" к кабельной продукции, производимой ЗАО "ТрансКатКабель".

Кроме того, соответствующие выводы ОАО "РЖД" противоречат результатам, полученным при проведении ОАО "ВНИИЖТ" испытаний рассматриваемой продукции ЗАО "ТрансКатКабель".

В рамках рассмотрения дела Комиссия направила в ОАО "ВНИИЖТ" письмо с просьбой об оказании консультационной помощи по возникающим техническим вопросам, а также просила направить представителя ОАО "ВНИИЖТ" на рассмотрение дела, имеющего опыт работы в рассматриваемой сфере.

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель ОАО "ВНИИЖТ" Гершман И.С. (доверенность N 84-Д от 04.10.2011) пояснил, что контактный провод - это единственная продукция в контактной сети, которая подвергается обязательной сертификации. Сертификацию проводит ФБУ "РС ФЖТ" либо другой аккредитованный центр испытаний, привлекаемый для проверки продукции на соответствие ГОСТ 2584-86.

Также представитель ОАО "ВНИИЖТ" сообщил, что в период с 2003 - 2008 годы (после 2008 года общество не привлекалось для выдачи сертификатов) продукция, производимая ЗАО "ТрансКатКабель" удовлетворяла требованиям указанного стандарта. Относительно возможных внутренних дефектов проводов представитель ОАО "ВНИИЖТ" указал на то, что они могут быть выявлены только при изучении технологии производства. При этом первоначальная технология производства контактных проводов на ЗАО "ТрансКатКабель" была основана на применении технологии прокатки. В дальнейшем ЗАО "ТрансКатКабель", по рекомендации ОАО "ВНИИЖТ", освоило производство по более перспективной технологи - волочение, так как указанный способ более эффективен для повышения прочностных характеристик изготавливаемой кабельно-проводниковой продукции. В настоящее время технологии изготовления проводов на ЗАО "ТрансКатКабель" и ЗАО "ТРАНСКАТ" сопоставимы по уровню качества выпуска готовой продукции.

В рамках рассмотрения дела Комиссия запросила у ОАО "РЖД" сведения обо всех фактах обрывов проводов за период с 2001 года, а также информацию о существующем в ОАО "РЖД" порядке фиксации подобных происшествий.

В ответ на данное требование ОАО "РЖД" письмом от 06.10.2011 N ЦЮт-11/1047 представило информацию о 15-ти (пятнадцати) зафиксированных случаях обрывов/брака проводов, из которых 11-ть (одиннадцать) приходится на продукцию производства ЗАО "ТрансКатКабель", а также проинформировало ФАС России об отсутствии в ОАО "РЖД" порядка фиксации подобных происшествий. При этом из представленных документов следует, что ЗАО "ТрансКатКабель" признало факт наличия брака в своей продукции только в одном из указанных случаев, после чего бракованная продукция была заменена данным обществом.

Вместе с тем, ЗАО "ТрансКатКабель" письмом от 28.09.2011 N 61 представило в ФАС России собранные из открытых источников (публикации в СМИ, в том числе на официальном сайте ОАО "РЖД") дополнительные сведения относительно случаев обрывов контактных проводов и несущего троса на объектах ОАО "РЖД", а также аналитическую информацию о причинах и условиях, способствующих обрывам контактных проводов и несущего троса. Согласно данным сведениям случаи обрыва проводов (различных производителей) носят массовый характер (представлена информация о более 30-ти фактах), а основными причинами данных происшествий является недостатки эксплуатационной работы, влияние посторонних предметов и механизмов, износ, старение, коррозия и т.д., а также нарушение условий монтажа/раскатки. Так, например, в ряде приводимых случаев обрыв контактного провода и несущего троса (элементов контактной сети) был вызван противоправными, в том числе преступными действиями третьих лиц. В других случаях обрыв контактного провода и несущего троса происходил в результате технологических аварий (столкновения поездов, схода вагонов поезда с рельсов и повреждения ими опор контактной сети, падения крана при монтаже элементов контактной сети и т.д.). Наибольшее количество случаев обрывов проводов зафиксировано в период аномальных холодов зимой 2010-2011 год.

Таким образом, принимая во внимание сведения из открытых источников информации, а также отсутствие в ОАО "РЖД" установленного порядка фиксации фактов обрывов проводов контактной сети, Комиссия пришла к выводу о том, что представленные ОАО "РЖД" сведения о случаях обрывов контактных проводов являются неполными, что не позволяет на их основе делать выводы о несоответствии установленным требованиям и уровне качестве кабельно-проводниковой продукции ЗАО "ТрансКатКабель" по сравнению с другими производителями.

Рассматриваемая продукция ЗАО "ТрансКатКабель", в частности несущий трос и контактные медные провода, поставляются также для наземного транспорта (трамваи, троллейбусы), для горно-обогатительных комбинатов и на экспорт. При этом по сведениям ЗАО "ТрансКатКабель", претензий по качеству данной продукции от указанных потребителей в общество не поступало. Кроме того, в 2007-2008 годах ЗАО "ТрансКатКабель" по заказу ЗАО "ТРАНСКАТ" осуществляло поставки контактного провода и несущего троса для нужд ОАО "РЖД", и при этом никаких претензий к качеству данной продукции как со стороны ЗАО "ТРАНСКАТ", так и со стороны ОАО "РЖД" не предъявлялось.

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель ЗАО "ТрансКатКабель" Юхнюк И.С. (доверенность N б/н от 20.05.2011) пояснил, что контрагенты общества, ранее закупавшие у него кабельно-проводниковую продукцию для нужд ОАО "РЖД", отказались от дальнейших поставок, ссылаясь на запреты, установленные ОАО "РЖД" своими телеграммами.

Кроме того, в подтверждение указанных пояснений, ЗАО "ТрансКатКабель" письмом от 28.09.2011 N 61 представило в ФАС России заключение аудиторской проверки по анализу хозяйственной деятельности ЗАО "ТрансКатКабель" за период с 01.01.2006 по 31.12.2010, проведенной ООО "АУДИТ-ЭВРИКА", являющегося членом саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства "Аудиторская Палата России".

По результатам данной проверки, ООО "АУДИТ-ЭВРИКА" в своем заключении (письмо ЗАО "ТрансКатКабель" от 28.09.2011 N 61) отметило, что в 2010 году произошло резкое сокращение объемов производства продукции ЗАО "ТрансКатКабель", а основной причиной данного спада можно считать телеграмму ОАО "РЖД" от 23.10.2009 N ЦЭТ-29/35.

В соответствии с заключением ООО "АУДИТ-ЭВРИКА", объемы производства и реализации продукции ЗАО "ТрансКатКабель" сократились в 15 раз, а поставки данным обществом контактных проводов и несущих тросов на территории Российской Федерации практически полностью прекратились.

III. После полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств дела, изучив все имеющиеся доказательства, заслушав доводы сторон Комиссия пришла к выводу о том, что действия ОАО "РЖД" по изданию и направлению телеграмм, запрещающих третьим лицам (не входящим в одну группу с ОАО "РЖД") приобретать кабельно-проводниковую продукцию ЗАО "ТрансКатКабель" для нужд ОАО "РЖД", а также устанавливающих требования закупать в приоритетном порядке соответствующую продукцию у ЗАО "ТРАНСКАТ", направлены на координацию экономической деятельности независимых хозяйствующих субъектов с целью продвижения продукции своего зависимого общества - ЗАО "Транскат" и вытеснения (устранение) с соответствующего товарного рынка его прямого конкурента - ЗАО "ТрансКатКабель".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»