Вопрос:
Действующее законодательство Российской Федерации допускает изъятие земельных участков и иного имущества, принадлежащего физическим или юридическим лицам, путем выкупа для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 262 убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.
Налоговые органы считают, что денежная сумма в виде компенсации за сносимое здание, упущенная выгода и другие возмещаемые убытки в целях исчисления налога на прибыль учитываются в составе доходов в полном объеме. Контролеры объясняют это тем, что средства, полученные организациями в погашение убытка (включая упущенную выгоду), приобретенного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации не поименованы.
Министерство финансов Российской Федерации также неоднократно заявляло, что средства, полученные организациями в качестве платы за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, рассматриваются для целей налогообложения как внереализационные доходы (письма Минфина России от 13 марта 2008 года N 03-03-06/4/15, от 5 декабря 2008 года N 03-03-06/1/678, от 24 марта 2011 года N 03-03-06/1/171).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал, что средства, полученные обществом в виде компенсации убытков за изъятие земельного участка, не включаются в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. В противном случае, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев (Постановление Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 года N 2019/09).