ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 июня 2012 года N 94-Т  

     

О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"



Банк России направляет для использования в работе при осуществлении деятельности по наблюдению за платежными системами в регионе неофициальный перевод документа Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка", принятого в апреле 2012 года.

Документ на английском языке (Committee on Payment and Settlement Systems "Principles for Financial Market Infrastructures", April 2012) доступен на сайте Банка международных расчетов (www.bis.org/publ/cpss101.htm).

После внесения необходимых изменений в нормативную базу Банк России предполагает поэтапно начать предъявлять требования к значимым платежным системам на предмет их соответствия "Принципам для инфраструктур финансового рынка" и оценивать степень указанного соответствия в рамках осуществления Банком России деятельности по наблюдению в национальной платежной системе.

При проведении указанной деятельности Банк России исходит из того, что наличие эффективных внутренних процедур оценки соблюдения "Принципов для инфраструктур финансового рынка" соответствует прежде всего интересам собственников, участников, клиентов и сотрудников самой инфраструктуры финансового рынка, и полагает, что все указанные стороны заинтересованы в том, чтобы принимаемые инфраструктурой финансового рынка риски не создавали угрозы для ее существования и бесперебойного функционирования, а также функционирования ее участников, клиентов и других инфраструктур финансового рынка.

Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций и операторов платежных систем. Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.М.Игнатьев

     

     

Приложение
к письму Банка России
от 29 июня 2012 года N 94-Т
"О документе Комитета по платежным и
расчетным системам
"Принципы для инфраструктур
финансового рынка"

     

Принципы для инфраструктур финансового рынка  

     

     

Сокращения  

АКП

Автоматизированная клиринговая палата

БКБН

Базельский комитет по банковскому надзору

ЦКА

Центральный контрагент

КГФС

Комитет по глобальной финансовой системе

КПСЗПС

Ключевые принципы для системно значимых платежных систем

КПРС

Комитет по платежным и расчетным системам

ЦДЦБ

Центральный депозитарий ценных бумаг

ОРН

Отсроченные расчеты на нетто-основе

DvD

Поставка против поставки

DvP

Поставка против платежа

ИФР

Инфраструктура финансового рынка

СФС

Совет по финансовой стабильности

МЦДЦБ

Международный центральный депозитарий ценных бумаг

МОКЦБ

Международная организация комиссий по ценным бумагам

ИТ

Информационная технология

Доклад Ламфалусси

Доклад Комитета по схемам межбанковских зачетов центральных банков стран Группы десяти

ИЮЛ

Идентификатор юридического лица

СКП

Система крупных платежей

OTC

Внебиржевой

PvP

Платеж против платежа

РЦКА

Рекомендации для центральных контрагентов

РЕПО

Соглашение об обратной покупке

РСРЦБ

Рекомендации для систем расчетов по ценным бумагам

ВРРВ

Валовые расчеты в режиме реального времени

СРЦБ

Система расчетов по ценным бумагам

ТР

Торговый репозиторий

     

     

Общее описание принципов и обязанностей

Принципы построения инфраструктур финансового рынка

  

    Общая организация

    Принцип 1: Правовая основа

ИФР должна иметь убедительную, четко сформулированную, прозрачную и обеспеченную правовой санкцией юридическую базу для каждого существенного аспекта ее деятельности во всех соответствующих юрисдикциях.

    Принцип 2: Управление

ИФР должна иметь четкую и прозрачную систему управления, обеспечивающую безопасность и эффективность ИФР, а также стабильность общей финансовой системы, другие аспекты, представляющие общественный интерес, и достижение целей заинтересованных сторон.

    Принцип 3: Система комплексного управления рисками

 

ИФР должна иметь устойчивую систему риск-менеджмента для комплексного управления риском ликвидности, правовым, кредитным, операционным и другими рисками.

    Управление кредитным риском и риском ликвидности

    Принцип 4: Кредитный риск

ИФР должна эффективно оценивать, контролировать и управлять своими кредитными рисками по отношению к участникам, а также рисками, возникающими в процессе платежей, клиринга и расчетов. ИФР должна иметь достаточные финансовые ресурсы для надежного и полного покрытия своих кредитных рисков в отношении каждого участника. Кроме того, ЦКА, занимающиеся деятельностью, которая обусловливает более сложные уровень и виды рисков и/или является системообразующей в нескольких юрисдикциях, должны иметь дополнительные финансовые ресурсы, достаточные для покрытия широкого спектра возможных стрессовых сценариев, которые должны включать, но не ограничиваться невыполнением обязательств двумя участниками и их аффилированными компаниями, которое могло бы вызвать возникновение наибольшего совокупного кредитного риска в отношении ЦКА в экстремальной, но вероятной рыночной ситуации. Все прочие ЦКА должны иметь дополнительные финансовые ресурсы, достаточные для покрытия широкого спектра возможных стрессовых сценариев, которые должны включать, но не ограничиваться невыполнением обязательств одним участником и его аффилированными компаниями, которое могло бы вызвать возникновение наибольшего совокупного кредитного риска в отношении ЦКА в экстремальной, но вероятной рыночной ситуации.

  Принцип 5: Залоговое обеспечение

 

ИФР, нуждающаяся в залоговом обеспечении для управления своим кредитным риском и кредитными рисками своих участников, должна принимать залоговое обеспечение, имеющее низкие риск ликвидности, кредитный и рыночный риски. Кроме того, ИФР должна устанавливать и применять достаточно консервативные "стрижки" и лимиты концентрации.

    Принцип 6: Гарантийный депозит

ЦКА должны покрывать кредитные риски в отношении своих участников по всем продуктам с помощью эффективной системы гарантийных депозитов, которая учитывает риски и регулярно подвергается корректировке.

    Принцип 7: Риск ликвидности

ИФР должна эффективно оценивать, контролировать и управлять своим риском ликвидности. ИФР должна иметь достаточные ликвидные ресурсы [во всех необходимых валютах] для осуществления однодневных расчетов, расчетов в течение операционного дня и многодневных расчетов по платежным обязательствам с высокой степенью надежности в рамках широкого спектра возможных стрессовых сценариев, включая, но не ограничиваясь невыполнением обязательств одним участником и его аффилированными компаниями, которое могло бы вызвать возникновение наибольшего совокупного кредитного риска для ИФР в экстремальной, но возможной рыночной ситуации.

    Расчеты

    Принцип 8: Завершенность расчетов

ИФР должна обеспечивать полную и достоверную завершенность расчетов как минимум к концу дня валютирования. В тех случаях, когда это необходимо или предпочтительно, ИФР должна обеспечивать завершенность расчетов в течение операционного дня или в режиме реального времени.

    Принцип 9: Денежные расчеты

ИФР должна осуществлять денежные расчеты в средствах центрального банка, если это практически возможно и такие средства имеются. Если средства центрального банка не используются, ИФР должна минимизировать и строго контролировать кредитный риск и риск ликвидности, вызванные использованием средств коммерческих банков.

    Принцип 10: Фактическая поставка

ИФР должна четко определять свои обязательства по поставке реальных инструментов или товаров, а также выявлять, контролировать и управлять рисками, связанными с фактической поставкой.     

    Центральные депозитарии ценных бумаг и расчетные системы обмена на стоимость

    Принцип 11: Центральные депозитарии ценных бумаг

     

ЦДЦБ должен определять правила и процедуры, позволяющие обеспечивать безопасность, минимизировать и осуществлять управление рисками, связанными с хранением и передачей ценных бумаг. ЦДЦБ должен хранить ценные бумаги в иммобилизованной или дематериализованной форме для их бездокументарной передачи.

    Принцип 12: Расчетные системы обмена на стоимость

Если ИФР осуществляет расчеты по сделкам, включающие расчеты по двум взаимосвязанным обязательствам (например, сделкам с ценными бумагами или валютным сделкам), то она должна исключать риск принципала, производя окончательные расчеты по одному обязательству после окончательных расчетов по другому обязательству.     

    Управление в случае невыполнения обязательств

    Принцип 13: Правила и процедуры, относящиеся к невыполнению обязательств участником

ИФР должна иметь эффективные и четко определенные правила и процедуры управления в случае невыполнения обязательств участником. Эти правила и процедуры должны быть разработаны, чтобы обеспечить возможность принятия ИФР своевременных мер для уменьшения потерь и давления на ликвидность и продолжение выполнения им своих обязательств.

    Принцип 14: Сегрегация и возможность перевода

ЦКА должен устанавливать правила и процедуры, обеспечивающие сегрегацию и возможность перевода позиций клиентов участника и залогового обеспечения, предоставленного ЦКА в отношении этих позиций.

    Управление общим коммерческим и операционным рисками

    Принцип 15: Общий коммерческий риск

ИФР должна выявлять, контролировать и управлять общим коммерческим риском и иметь ликвидные чистые активы, финансируемые за счет собственных средств и достаточные для покрытия потенциальных общих коммерческих убытков, чтобы она могла продолжать осуществление операций и услуг как действующее предприятие в том случае, если эти убытки реализуются. Более того, величина ликвидных чистых активов всегда должна быть достаточной для обеспечения восстановления или упорядоченного свертывания критических операций и услуг.

    Принцип 16: Депозитарный и инвестиционный риски

ИФР должна защищать свои собственные активы и активы своих участников, минимизировать риск потерь и задержки в доступе к этим активам. ИФР должна инвестировать в инструменты с минимальными кредитным и рыночным рисками и риском ликвидности.

    Принцип 17: Операционный риск

ИФР должна выявлять возможные источники операционного риска, как внутренние, так и внешние, и ослаблять их влияние за счет использования надлежащих систем, политики, процедур и средств контроля. Системы должны разрабатываться для обеспечения высокого уровня безопасности и операционной надежности и иметь адекватную пропускную способность, которую можно наращивать. Управление непрерывностью деятельности должно быть направлено на своевременное восстановление операций и выполнение обязанностей ИФР, в том числе в случае широкомасштабного или значительного нарушения в работе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»