Ответственность за просрочку ремонта застрахованного автомобиля иностранного производства: с кого и как взыскать убытки, неустойку и моральный вред  



     Аннотация


Предлагаются практические рекомендации по взысканию неустойки и убытков за просрочку ремонта застрахованного автомобиля иностранного производства в спорах со страховщиками и дилерами. В связи с острой актуальностью рассмотренной проблемы и вопроса правоприменения изложенная в работе информация и правовая аргументация будут, безусловно, полезны в большинстве случаев при наличии спора с участием ремонтных и страховых организаций.


Автовладельцы в России нередко сталкиваются с ситуацией, когда ремонтная организация дилера иностранной компании - изготовителя автомобилей иностранного производства (причем известных фирм) допускает просрочку ремонта их застрахованного автомобиля. Обосновывая длительность ремонта, она ссылается чаще всего на несвоевременное согласование страховой организацией дополнительных работ, а также на отсутствие деталей на складе и необходимость их заказа.

Существует ли практическая возможность привлечь виновника к гражданско-правовой ответственности за такую просрочку? Можно ли взыскать убытки или неустойку в этом случае? Как и с кого взыскать деньги - с ремонтной организации, страховой компании или с иностранного изготовителя? Какое законодательство должно применяться к правоотношениям между владельцем транспортного средства, ремонтной и страховой организациями, иностранным изготовителем - о страховании или о защите прав потребителей? Какие юридические связи имеются между всеми участниками этих правоотношений? Какую тактику выбрать в судебном процессе, какие доказательства необходимо истребовать для правильного разрешения спора? В данной работе даются ответы на эти вопросы.

1. Правовое положение иностранных изготовителей в России  


Статьей 6 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлена обязанность изготовителя (в том числе иностранного изготовителя) обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара. Согласно указанной статье изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Как правило, изготовители автомобилей иностранного производства не открывают на территории России собственных постоянных представительств. Вызвано ли это нежеланием платить в Российской Федерации налог на прибыль организаций от деятельности такого постоянного представительства согласно законодательству о налогах и сборах или нежеланием отвечать по искам и иным требованиям потребителей согласно Закону о защите прав потребителей в данном случае не имеет значения. Главное для российского потребителя состоит в том, что возложить на иностранного изготовителя ответственность за просрочку ремонта автомобиля, в том числе со ссылкой на ст.6 Закона о защите прав потребителей, в российском суде будет невозможно. Хотя в целях выяснения всех обстоятельств привлечение его к участию в деле будет целесообразно.

Чаще всего иностранная компания - изготовитель создает на территории России дочернюю компанию со стопроцентным уставным капиталом, которое в свою очередь может иметь представительства в одном или нескольких регионах страны. Эта организация считается с точки зрения Закона о защите прав потребителей импортером - организацией независимо от организационно-правовой формы, осуществляющей импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. Получая из-за границы товар (автомобили и комплектующие к ним), эта дочерняя компания в качестве уполномоченного поставщика, или импортера, заключает дилерские договоры с автосалонами и автотехцентрами (официальными дилерами), которые реализуют транспортные средства и выполняют их ремонт для конечных потребителей. Приобретая автомобиль иностранного производства, потребитель становится юридически связанным договором купли-продажи (и приобретает вытекающие из него права по гарантийному обслуживанию автомашины) именно с непосредственным продавцом (дилером), а не с иностранным изготовителем или импортером, хотя оба они и указываются в паспорте транспортного средства.

У потребителя нет оснований для привлечения к ответственности за просрочку ремонта также уполномоченной организации (индивидуального предпринимателя), так как полномочия такой организации (предпринимателя) ограничены законом и не распространяются на удовлетворение требований, связанных с просрочкой ремонта: уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель, как их определяет Закон о защите прав потребителей, - это организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.

2. Правовая связь иностранного изготовителя и его дочерней компании (импортера)


Пытаясь привлечь к ответственности иностранного изготовителя, например, вызвать в суд в качестве второго ответчика, можно попробовать сослаться на следующее. (Рекомендации далее приводятся, поскольку могут пригодиться в целях полноценной защиты прав потребителя, например, если возникнет необходимость привлечь к участию в деле непосредственно иностранного изготовителя, хотя трудно предположить, что суд возложит вину за просрочку ремонта на какое-либо лицо, отличное от ремонтной организации, что и будет показано).

Чаще всего иностранный изготовитель является по своей организационно-правовой форме акционерным обществом. Следовательно, его фактическое "представительство" в России является дочерним обществом этого акционерного (основного) общества и зависимым от него обществом. В жизнедеятельности эта организация называет себя "представительством" иностранного изготовителя. Стоит набрать в Интернет-поиске слово "представительство" и далее указать брэнд, то можно получить ссылки на сайт такого официального поставщика, - но не представительства, как оно понимается в законе. Например, доменное имя может принадлежать иностранной компании - изготовителю, и в регистрационных данных общедоступного сервиса Whois по доменному имени будут указаны номера телефонов в стране ее регистрации и адрес электронной почты, относящийся к тому же доменному имени, при этом на Интернет-сайте этого "представительства" будет содержаться информация о российском юридическом лице. Однако в отзыве или возражениях на исковое заявление со ссылкой на учредительные документы такое дочернее общество, или фактическое "представительство", как правило, возразит, что не является изготовителем транспортного средства, так же как и представительством изготовителя, а является импортером в трактовке преамбулы Закона о защите прав потребителей.

Исходя из ст.105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

Согласно ст.106 ГК РФ хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества.

Согласно п.3 ст.47 Закона об акционерных обществах в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.

Уставом такого дочернего общества к компетенции общего собрания участника может быть отнесено утверждение внутренних документов общества, а также определение приоритетных направлений деятельности общества. Уставом также может быть предусмотрено, что исполнительный орган общества (генеральный директор) обеспечивает выполнение текущих решений общего собрания акционеров и совета директоров.

Таким образом, российское юридическое лицо, являясь дочерним обществом иностранного акционерного общества - иностранного изготовителя и зависимым от него обществом, обязано соблюдать указания основного общества.

Уставом такого российского юридического лица (дочернего или зависимого общества), в частности, могут быть предусмотрены следующие виды деятельности, которые осуществляет это общество:

- импорт и экспорт транспортных средств, деталей, узлов, комплектующих, аксессуаров и принадлежностей;

- оптовая и розничная торговля транспортными средствами, деталями, узлами, комплектующими, аксессуарами и принадлежностями;

- техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

- посреднические услуги при импорте, экспорте и торговле транспортными средствами, деталями, узлами, комплектующими, аксессуарами и принадлежностями, оказании технического обслуживания;

- оптовая и розничная торговля транспортными средствами, деталями, узлами, комплектующими, аксессуарами и принадлежностями через дилеров, агентов и иных лиц;

- обучение, консультирование и обслуживание торговых, торгово-сервисных и сервисных организаций;

- оказание услуг в сфере общего и специального образования, обучения специалистов различной квалификации;

- оказание специализированных консультационных, информационных, маркетинговых и рекламных услуг;

- выполнение функций координаторов по маркетингу, рекламе и иным способам продвижения товаров и услуг для торговых, торгово-сервисных организаций.

Все эти функции в целом характерны для филиалов и представительств юридических лиц. Вместе с тем данное российское юридическое лицо - "представительство" иностранного изготовителя, фактически таковым не является, однако, как видно, может обладать широкими полномочиями в сфере, связанной с интересами своего единственного акционера на территории Российской Федерации, то есть осуществлять функции более широкие, нежели только импорт товара.

Кроме того, договором купли-продажи транспортного средства, заключаемым с гражданином на приобретение автомобиля иностранного производства, нередко содержится условие о том, что персональные данные покупателя подлежат обработке продавцом и передаче им импортеру, осуществляющему сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, использование, распространение такой информации (в том числе на территории Российской Федерации и трансграничную передачу за пределы территории России).

Формы осуществления деятельности иностранной организации как изготовителя на территории Российской Федерации устанавливаются законодательством: в частности, она может осуществлять свою деятельность путем создания на этой территории филиала или представительства, участия в российских юридических лицах, а также на основании договоров с третьими лицами.

Исходя из Закона об акционерных обществах право основного общества давать обязательные указания своему дочернему обществу может быть предусмотрено в договоре между ними. Таким договором выступает любой договор, который направлен на осуществление дочерним обществом видов деятельности, предусмотренных уставом этого общества. Так, право давать указания дочернему обществу может вытекать из договора между иностранным изготовителем и импортером, регулирующего взаимоотношения указанных лиц в сфере поставок транспортных средств в Россию, поставок в Россию запасных частей, деталей, узлов, агрегатов, прочих комплектующих, аксессуаров и принадлежностей для автомобилей и устанавливающего права и обязанности этих организаций в сфере ремонта и технического обслуживания автомобилей на территории России, в том числе осуществляемого по направлениям страховых организаций. Таким договором может быть дилерский договор, а также различные правила, прилагаемые к нему или разработанные на его основе (например, правила по работе с дилерами или поставщиками).

Поскольку п.2 ст.105 ГК РФ установлена солидарная ответственность дочернего и основного общества по сделкам дочернего общества, совершенным во исполнение указаний основного общества, то в качестве надлежащего ответчика по делу можно попробовать привлечь также иностранного производителя.

В силу ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Неделимость предмета обязательства ремонтной организации и иностранного изготовителя по своевременному ремонту автомобиля заказчика может вытекать из ст.6 и 28 Закона о защите прав потребителей (учитывая вероятные ссылки ремонтной организации на отсутствие деталей на складе и необходимость их заказа).

Согласно ст.323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

Поскольку в рассматриваемом случае исковые требования будут основаны на положениях гражданского законодательства о возмещении убытков или о взыскании неустойки (обязательства по возмещению убытков, причиненных в связи с нарушением прав гражданина-потребителя, предусмотрены ст.15 ГК РФ и ст.13 Закона о защите прав потребителей, а упомянутым Законом также установлена обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, и право потребителя на взыскание законной неустойки за просрочку ремонта), то в суде, в том числе в целях установления надлежащего ответчика по делу, можно ходатайствовать истребовать следующие документы:

- документы, содержащие указания основного общества (иностранного изготовителя), обязательные для исполнения его дочерним обществом (импортером, или фактическим "представительством"), относительно поставок транспортных средств в Россию, их ремонта и технического обслуживания на территории Российской Федерации, которые осуществляются в том числе по договорам и иным сделкам импортера с третьими лицами (по агентским, дилерским и прочим договорам), а именно: акты органов управления общества (решения, приказы, распоряжения, указания, инструкции, положения, правила и другие документы, в том числе правила работы с дилерами или дистрибьюторами), распространяющие свое действие на период, когда автомобиль был продан гражданину-покупателю и когда производился его ремонт по направлению страховой организации, вплоть до его возврата из ремонта;

- документы, содержащие решения органов управления организации-импортера, то есть дочернего общества (исполнительного органа и иных органов общества), принятые во исполнение указаний изготовителя (основного общества) относительно поставок транспортных средств, их ремонта и технического обслуживания на территории Российской Федерации, которые осуществляются в том числе по договорам и иным сделкам импортера с третьими лицами (по агентским, дилерским и прочим договорам), а именно: акты органов управления общества (решения, приказы, распоряжения, указания, инструкции, положения, правила и другие документы, в том числе правила работы с дилерами или дистрибьюторами), также распространяющие свое действие на период, когда автомобиль был продан гражданину-покупателю и когда производился его ремонт по направлению страховой организации, вплоть до его возврата из ремонта.

В ходатайстве следует указать, что рассмотреть спор при отсутствии указанных документов не представляется возможным, поскольку согласно п.1 ст.401 ГК РФ основанием для возложения ответственности на конкретное лицо является его вина. Документы могут быть необходимы в целях установления (наличия или отсутствия) вины лиц, участвующих в деле (каковыми могут быть ремонтная и страховая организация, импортер), и для возможного привлечения иностранного изготовителя к участию в деле в будущем.

Кроме того, из указанных выше документов, как и из самого дилерского договора, может следовать, что импортер является также уполномоченной организацией, как ее определяет Закон о защите прав потребителей.

3. Привлечение страховщика к участию в деле  


В деле, помимо ремонтной организации и, при необходимости, импортера или иностранного изготовителя, должна участвовать страховая компания (страховщик), так как автовладелец застрахованного автомобиля связан правоотношениями по страхованию именно с ней, а не с другими лицами, участвующими в деле, и именно из отношений по страхованию вытекают правоотношения по ремонту автомобиля. Заинтересованность страховой компании в деле обусловлена тем, что судебное решение послужит основанием для последующего предъявления к ней регрессного иска ремонтной организацией. Вместе с тем рекомендуется привлекать к участию в деле всех этих лиц в качестве ответчиков, поскольку, если они будут привлечены к участию в деле лишь как третьи лица, они могут систематически игнорировать вызов в суд.

Для привлечения к участию в деле страховщика имеются основания, предусмотренные ст.40 ГПК РФ: из обстоятельств дела и документов, которые представят в суд ответчики, в любом случае будет следовать, что предметом спора являются общие права и обязанности нескольких лиц; права и обязанности нескольких лиц имеют одно основание; предметом спора являются однородные права и обязанности.

Ремонтная организация связана со страховой компанией договором, в соответствии с которым исполнитель (ремонтная организация) принимает на себя обязательства по выполнению ремонта автомобилей соответствующей марки, застрахованных в страховой компании, а заказчик (страховая компания) обязуется принять выполненные работы и оплатить в соответствии с этим договором. Ремонт осуществляется по направлению (смете на ремонт) страховой организации. Условия договора могут предусматривать, что в качестве приема выполненных работ рассматривается получение транспортного средства его владельцем (клиентом) или его доверенным лицом у исполнителя.

Указанный договор страховщиком представляется в суд самостоятельно или он истребуется по ходатайству истца, ответчики могут сослаться на него в своих возражениях на исковое заявление.

В договоре содержатся права и обязанности двух лиц, а именно ремонтной организации и страховщика, по отношению к владельцам автомобилей, застрахованных страховщиком. Этим договором регулируется порядок ремонта таких транспортных средств, который осуществляется по направлениям страховой организации в связи с наступлением страхового случая. Исходя из этого, предметом спора являются общие обязанности названных лиц в отношении владельца транспортного средства.

Кроме того, обязанность возмещения ущерба в натуральной форме по страховому случаю (в форме восстановительного ремонта застрахованного транспортного средства) вытекает из отношений между страхователем (автовладельцем) и страховщиком по страхованию автомобиля в рамках договора страхования (страховому полису).

Таким образом, права и обязанности ремонтной и страховой организаций в отношении владельца автомобиля имеют одно основание - заключенный между указанными организациями юридический акт (договор), страховой полис, а также фактические обстоятельства дела, связанные с ремонтом автомобиля.

Предметом спора являются однородные права и обязанности ремонтной и страховой организаций: по ремонту застрахованного автомобиля, который осуществляется по направлениям страховой организации в связи с наступлением страхового случая, а также возмещение ущерба по страховому случаю в натуральной форме.

Ремонтная организация в возражениях на исковое заявление может ссылаться на то, что для ремонта автомобиля ей необходимо было заказывать детали у других поставщиков в связи с отсутствием их у нее на складе. В частности, могут быть названы заказанные детали, которые поступили на склад в разное время, превышающее сроки ремонта, установленные правилами предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, существующими в данной ремонтной организации. Например, в таких правилах иногда предусмотрено, что исполнитель обязан выполнить согласованные с заказчиком работы полностью, качественно и в определенные сроки: в частности, кузовные работы с последующей окраской (при наличии запасных частей) должны быть выполнены в срок до 45 дней. Этот срок может быть максимальным из всех иных сроков, предусмотренных правилами (правилами, например, еще бывает закреплено, что срок ремонта двигателя или текущий ремонт, кроме кузовных работ, при наличии запасных частей должен составлять "до 15 дней"). Эти правила ремонтная организация разрабатывает в силу требований законодательства и размещает их у себя в помещении на стендах: исполняя свою обязанность, установленную ст.10 Закона о защите прав потребителей, она доводит таким образом до сведения потребителей информацию об оказываемых работах и услугах.

Данными правилами бывает установлено, что претензии владельца автомобиля, связанные со сроками выполнения работ, подлежат рассмотрению не ремонтной организацией, а страховщиком. Этим ремонтная организация пытается снять с себя ответственность за просрочку ремонта в отношениях с владельцами транспортных средств.

В возражениях на исковое заявление ремонтная организация может ссылаться на несвоевременное согласование страховой организацией дополнительных работ в отношении автомобиля. Эти обстоятельства указывают на то, что права автовладельца нарушены не только ремонтной организацией, но за убытки истца также может быть ответственна страховая организация.

В связи с этим без привлечения страховщика к участию в деле именно в качестве ответчика формально рассмотреть спор будет нельзя, поскольку согласно п.1 ст.401 ГК РФ основанием для возложения ответственности (например, за убытки) на конкретное лицо является его вина.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs