Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

     
ПИСЬМО

от 23 мая 2012 года N 03-07-11/152


[О применении и перечислении в бюджет налога на добавленную стоимость при реализации казенными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, а также при реализации органом местного самоуправления муниципального имущества, находящегося в казне, физическим лицам]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной политики и методологии рассмотрел ваше письмо по вопросам применения и перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость при реализации казенными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, а также при реализации органом местного самоуправления муниципального имущества, находящегося в казне, физическим лицам и сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи Кодекса определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года N 239-ФЗ) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Что касается реализации казенными учреждениями товаров, то такие операции в вышеуказанный перечень не включены. В этой связи операции по реализации казенными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами - покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, при реализации указанного имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет органами местного самоуправления, осуществляющими операции по реализации данного имущества.

Что касается порядка перечисления сумм налога на добавленную стоимость в бюджет, то в соответствии со статьями 41 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, учитываются в составе неналоговых доходов местного бюджета. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемого налогоплательщиком, в том числе в результате реализации муниципального имущества, согласно статье 50 Бюджетного кодекса являются налоговыми доходами федерального бюджета и подлежат зачислению в доход федерального бюджета по нормативу 100 процентов.

Денежные средства в уплату продажной стоимости реализованного муниципального имущества перечисляются в бюджет муниципального образования с отражением согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2011 года N 180н, по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов кода 000 114 02000 00 0000 000 "Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных предприятий, в том числе казенных)", содержащего код главного администратора доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации, соответствующие коды подстатьи доходов, элемента доходов, подвида доходов бюджетов, а также код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (далее - КОСГУ).

Пунктом 1 статьи 45 и абзацем первым статьи 52 Кодекса установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по исчислению и уплате налогов.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. При этом Бюджетный кодекс не содержит положений, устанавливающих особый порядок исполнения обязательств получателя бюджетных средств в части осуществления им как налогоплательщиком выплат за счет средств бюджета по уплате налога на добавленную стоимость.

В связи с изложенным, расходы, связанные с уплатой получателями средств муниципального бюджета (казенными учреждениями) налога на добавленную стоимость при реализации имущества, должны осуществляться в общеустановленном порядке, в пределах, доведенных до данных учреждений лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.

В отношении реализации органом местного самоуправления имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, действует аналогичный порядок.

Следует также отметить, что осуществление выплат по уплате налога на добавленную стоимость получателями бюджетных средств - налогоплательщиками следует отражать по соответствующему коду расходов, содержащему КОСГУ 290.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный - характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Заместитель
директора Департамента
Н.А.Комова




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»