Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

от 2 мая 2012 года N 378-П

О порядке направления в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы  

(с изменениями на 3 ноября 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 апреля 2020 года на основании
указания Банка России от 26 декабря 2019 года N 5379-У
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указанием Банка России от 25 декабря 2013 года N 3157-У (Вестник Банка России, N 22, 07.03.2014);

указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 01.02.2017);

указанием Банка России от 3 ноября 2017 года N 4598-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 11.12.2017).

____________________________________________________________________



Настоящее Положение в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст.3872) (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) устанавливает порядок направления в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы, включающий направление кредитными организациями (далее - заявители - кредитные организации), организациями, не являющимися кредитными организациями и созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - заявители-организации), Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) (при совместном упоминании - заявители) заявления о регистрации оператора платежной системы (далее - регистрационное заявление), заявления о регистрации оператора другой платежной системы (далее - дополнительное регистрационное заявление), а также рассмотрение Банком России регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления) и уведомление о результатах рассмотрения Банком России регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления).

Глава 1. Направление регистрационного заявления в Банк России  

1.1. Заявители направляют в Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций) регистрационное заявление по форме, содержащейся в приложении 1 к настоящему Положению.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 марта 2014 года указанием Банка России от 25 декабря 2013 года N 3157-У; в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года указанием Банка России от 3 ноября 2017 года N 4598-У. - См. предыдущую редакцию)

1.2. Заявители, являющиеся операторами платежных систем и намеревающиеся осуществлять функции оператора другой платежной системы, направляют в Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций) дополнительное регистрационное заявление по форме, содержащейся в приложении 2 к настоящему Положению.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 марта 2014 года указанием Банка России от 25 декабря 2013 года N 3157-У; в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года указанием Банка России от 3 ноября 2017 года N 4598-У. - См. предыдущую редакцию)

1.3. К регистрационному заявлению (дополнительному регистрационному заявлению) заявители прилагают оригиналы документов, предусмотренных частью 8 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ. Документы, предусмотренные пунктами 1, 7 и 8 части 10 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ, могут быть представлены в виде копий или выписок, заверенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.4. Документы, прилагаемые заявителями вместе с регистрационным заявлением (дополнительным регистрационным заявлением), должны быть оформлены с учетом следующего:

1.4.1. Письменное согласие кредитной организации, осуществляющей не менее одного года перевод денежных средств по открытым у нее банковским счетам, стать расчетным центром платежной системы должно быть составлено в форме заключенного с ней договора либо в произвольной форме, подписано единоличным исполнительным органом или лицом, которому делегированы соответствующие полномочия, и скреплено печатью (при ее наличии).

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У. - См. предыдущую редакцию)    

1.4.2. Для подтверждения размера чистых активов представляются расчет стоимости чистых активов заявителя-организации и бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов для регистрации в Банк России. Указанные в настоящем подпункте документы должны быть подписаны единоличным исполнительным органом заявителя-организации и главным бухгалтером (их заместителями).

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У. - См. предыдущую редакцию)         

1.4.3. Для подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым Федеральным законом N 161-ФЗ к физическим лицам, занимающим должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера заявителя-организации, представляются:

заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документов государственного образца о высшем профессиональном образовании или послевузовском профессиональном образовании, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2930, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72; N 18, ст.2625; N 27, ст.3951, ст.3989; N 29, ст.4339, ст.4364; N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9, ст.24, ст.72, ст.78; N 10, ст.1320; N 23, ст.3289, ст.3290; N 27, ст.4160, ст.4219, ст.4223, ст.4238, ст.4239, ст.4245, ст.4246, ст.4292), подтверждающих наличие у единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера заявителя-организации высшего образования, предусмотренного требованиями пункта 2 части 9 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ. При наличии иного высшего образования представляются заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке выписки из трудовых книжек или копии трудовых книжек (копии трудовых договоров) для подтверждения опыта работы указанных лиц в должности руководителя отдела или иного подразделения кредитной организации или оператора платежной системы в течение не менее двух лет, предшествующих дню подачи в Банк России регистрационного заявления. В случае если единоличный исполнительный орган и (или) главный бухгалтер заявителя-организации получили образование в иностранном государстве, должно быть представлено свидетельство о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Указанное свидетельство не представляется, если документ об уровне образования и (или) квалификации выдан иностранной образовательной организацией, включенной в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 2777-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 2, ст.459), либо иностранной образовательной организацией, находящейся на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен договор о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и (или) квалификации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У; в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года указанием Банка России от 3 ноября 2017 года N 4598-У. - См. предыдущую редакцию)

оригинал справки о наличии (об отсутствии) судимости, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 ноября 2011 года N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2011 года N 22509, 18 апреля 2013 года N 28199, 28 июля 2014 года N 33314, 17 марта 2015 года N 36474, 2 ноября 2016 года N 44212 (Российская газета от 11 января 2012 года, от 30 апреля 2013 года, от 19 августа 2014 года; "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 19 марта 2015 года; Российская газета от 16 ноября 2016 года);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У. - См. предыдущую редакцию)    

выписки из трудовых книжек или копии трудовых книжек для подтверждения отсутствия (наличия) фактов расторжения с указанными физическими лицами трудового договора (контракта) по инициативе работодателя на основании, предусмотренном пунктом 7 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878), в течение двух лет, предшествующих дню подачи в Банк России регистрационного заявления.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года указанием Банка России от 3 ноября 2017 года N 4598-У. - См. предыдущую редакцию)

Если единоличный исполнительный орган и (или) главный бухгалтер заявителя-организации являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, также должны быть представлены заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документов, подтверждающих право данных лиц на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У)

В случае если услуги по ведению бухгалтерского учета предоставляются заявителю-организации физическим или юридическим лицом на основании договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее - договор услуг), представляется копия заключенного с указанным лицом договора услуг. Если договор услуг заключен с юридическим лицом, в котором уполномоченным по ведению бухгалтерского учета является физическое лицо, не являющееся руководителем, дополнительно к указанному договору услуг представляется доверенность, содержащая образец подписи уполномоченного физического лица и оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У)

В случае если руководитель заявителя-организации принимает ведение бухгалтерского учета на себя в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, представляется копия документа, подтверждающего данные полномочия руководителя (приказ, распоряжение, другой распорядительный документ).

(Абзац дополнительно включен с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У)

1.4.4. Правила платежной системы, бизнес-план развития платежной системы, решение органа управления заявителя - кредитной организации, уполномоченного органа заявителя-организации об организации платежной системы должны быть утверждены советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров (участников), или единоличным исполнительным органом с указанием даты утверждения и наименования утвердившего их органа.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 18 марта 2014 года указанием Банка России от 25 декабря 2013 года N 3157-У. - См. предыдущую редакцию)

1.4.5. Документы должны быть составлены на русском языке. В случае представления документов, составленных полностью или в части на иностранном языке, должно быть обеспечено их сопровождение переводом на русский язык, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением правил платежной системы).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У. - См. предыдущую редакцию)    

Документы, объем которых превышает один лист, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества пронумерованных листов, подписанной ее составителем с указанием фамилии и инициалов, должности и даты составления.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 марта 2014 года указанием Банка России от 25 декабря 2013 года N 3157-У. - См. предыдущую редакцию)

Подпись составителя заверительной надписи должна быть заверена печатью заявителя (при ее наличии).

(Абзац дополнительно включен с 18 марта 2014 года указанием Банка России от 25 декабря 2013 года N 3157-У; в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У. - См. предыдущую редакцию)    

1.5. Перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, которые будут привлекаться для оказания услуг платежной инфраструктуры в платежной системе, рекомендуется представлять с учетом приложения 3 к настоящему Положению.

1.6. Документы представляются на бумажном носителе. Правила платежной системы и перечень операторов услуг платежной инфраструктуры дополнительно представляются в электронном виде (текстовый файл в формате Microsoft Office Word) на машинном носителе (дискеты, flash-память). Информация, предоставляемая в электронном виде, должна быть идентична информации, предоставляемой на бумажном носителе.

1.6_1. В случае представления вместе с регистрационным заявлением (дополнительным регистрационным заявлением) неполного комплекта документов и (или) документов, оформленных с нарушением требований, установленных настоящим Положением, Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций) посредством связи, обеспечивающей оперативное поступление информации (электронная почта, факсимильная связь), предлагает заявителю, оператору платежной системы в срок, не превышающий пяти дней после поступления информации, направить в Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций) недостающие документы и (или) документы, оформленные в соответствии с требованиями настоящего Положения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года указанием Банка России от 3 ноября 2017 года N 4598-У. - См. предыдущую редакцию)

В случае непредставления заявителем, оператором платежной системы в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, дополнительных документов и (или) документов, оформленных в соответствии с требованиями настоящего Положения, Банк России рассматривает первоначально представленные документы.

(Пункт дополнительно включен с 12 февраля 2017 года указанием Банка России от 27 декабря 2016 года N 4248-У)

1.7. Регистрационное заявление (дополнительное регистрационное заявление) с приложенными к нему документами направляется заявителями в Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций) по почте либо представляется нарочным в экспедицию Банка России. Днем получения Банком России регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления) является день его регистрации в экспедиции Банка России.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 марта 2014 года указанием Банка России от 25 декабря 2013 года N 3157-У; в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года указанием Банка России от 3 ноября 2017 года N 4598-У. - См. предыдущую редакцию)

Глава 2. Рассмотрение Банком России регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления) и уведомление заявителей о результатах рассмотрения регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления)

2.1. По результатам рассмотрения Банком России регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления) и представленных вместе с ним документов Банк России принимает решение о регистрации заявителя в качестве оператора платежной системы, оператора платежной системы в качестве оператора другой платежной системы либо об отказе в регистрации.

Срок рассмотрения Банком России регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления) и принятия решения о регистрации заявителя в качестве оператора платежной системы, оператора платежной системы в качестве оператора другой платежной системы либо об отказе в регистрации не может превышать 30 календарных дней со дня получения Банком России регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления).

2.2. В случае представления регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления) с полным комплектом документов, соответствующих требованиям Федерального закона N 161-ФЗ и настоящего Положения, а также соответствия заявителя-организации требованиям Федерального закона N 161-ФЗ Банк России принимает решение о регистрации заявителя в качестве оператора платежной системы, оператора платежной системы в качестве оператора другой платежной системы.

2.3. Банк России присваивает заявителю регистрационный номер и включает информацию о заявителе в реестр операторов платежных систем.

2.4. Реестр операторов платежных систем размещается на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru).

2.5. Банк России оформляет свидетельство о регистрации оператора платежной системы (регистрационное свидетельство) по форме приложения 4 к настоящему Положению и направляет его заявителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления либо путем вручения представителю заявителя под роспись в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения о регистрации заявителя в качестве оператора платежной системы.

2.6. При принятии решения о регистрации оператора платежной системы в качестве оператора другой платежной системы Банк России включает информацию об этом в реестр операторов платежных систем без присвоения оператору платежной системы нового регистрационного номера и направляет ему уведомление о регистрации оператора платежной системы по форме приложения 5 к настоящему Положению по почте заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления либо путем вручения представителю оператора платежной системы под роспись в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения о регистрации оператора другой платежной системы.

Оператор платежной системы не позднее дня, следующего за днем получения уведомления о регистрации оператора платежной системы, должен направить в Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций) выданное ему ранее регистрационное свидетельство по почте или представить нарочным в экспедицию Банка России.

(Абзац дополнительно включен с 18 марта 2014 года указанием Банка России от 25 декабря 2013 года N 3157-У; в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года указанием Банка России от 3 ноября 2017 года N 4598-У. - См. предыдущую редакцию)

2.6.1. Банк России оформляет свидетельство о регистрации оператора платежных систем (регистрационное свидетельство) по форме приложения 6 к настоящему Положению и направляет его организации, являющейся оператором другой платежной системы, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления либо путем вручения представителю оператора платежной системы под роспись на следующий рабочий день после дня получения ранее выданного регистрационного свидетельства.

2.7. Банком России принимается решение об отказе в регистрации заявителя в качестве оператора платежной системы по основаниям, установленным частями 17 и 18 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ, в регистрации оператора платежной системы в качестве оператора другой платежной системы по основаниям, установленным частями 28 и 29 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ.

2.7.1. Банк России в письменной форме уведомляет заявителя (оператора платежной системы) об отказе в регистрации его в качестве оператора платежной системы (оператора другой платежной системы) согласно приложению 7 к настоящему Положению с указанием оснований отказа и перечня документов, подлежащих возврату заявителю (оператору платежной системы) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе в регистрации.

2.7.2. Банк России направляет заявителю (оператору платежной системы) уведомление об отказе в регистрации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления либо путем вручения представителю заявителя (оператора платежной системы) под роспись. Документы, представленные заявителем (оператором платежной системы) для регистрации и подлежащие возврату, вручаются (передаются) под роспись представителю заявителя (оператора платежной системы) либо направляются по почте.

2.8. Уведомление об изменении сведений об операторе платежной системы, составленное по форме приложения 8 к настоящему Положению, направляется:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»