Недействующий

     

Проект N 62348-6

Вносится Правительством
 Российской Федерации


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации



Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) следующие изменения:

1) часть вторую статьи 33 дополнить предложением следующего содержания: "В случае отсутствия на соответствующем уровне системы социального партнерства отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей их функции могут осуществлять общероссийские, региональные (межрегиональные) и территориальные объединения работодателей при условии, что они отвечают критериям соответствующих отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.";

2) в статье 46:

а) часть первую дополнить предложением следующего содержания: "Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке контроля за его исполнением.";

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

"В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда, в том числе механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен и уровня инфляции;

социально-трудовые гарантии и компенсации;

режимы труда и отдыха;

занятость, условия высвобождения работников;

повышение квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства;

условия и охрана труда;

развитие социального партнерства;

другие вопросы, определенные сторонами.";

в) дополнить частью третьей следующего содержания:

"Соглашение может содержать дополнительные условия, улучшающие положение работников по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.";

3) часть пятую статьи 47 дополнить предложением следующего содержания: "При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение шести месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.";

4) часть первую статьи 50 дополнить предложением следующего содержания: "Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, региональные, территориальные соглашения и коллективные договоры - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.".

 Президент
 Российской Федерации

     

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений  в Трудовой кодекс Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 11 мая 2011 г. N Пр-1315 по итогам совещания по вопросам социального положения рабочих и развития профессионально-технического образования по совершенствованию нормативно-правовой базы в части уточнения требований к содержанию соглашений и коллективных договоров и совершенствования процедуры ведения коллективных переговоров.

1. Законопроектом предлагается дополнить часть вторую статьи 33 предложением, содержащим разъяснения, какие объединения работодателей могут осуществлять функции ведения коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, в случае отсутствия на соответствующем уровне системы социального партнерства отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.

2. Согласно статьям 41 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации содержание и структура коллективных договоров и соглашений определяются сторонами самостоятельно, без вмешательства других лиц и органов.

Эти статьи Трудового кодекса Российской Федерации дают примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут включаться в коллективный договор и соглашение. Перечень носит рекомендательный характер и дает сторонам социального партнерства представление о возможном содержании коллективного договора.

Практика коллективно-договорного регулирования в кризисных условиях показала, что к вопросам, определяемым сторонами и включаемым в соглашение в соответствии со статьей 46 Трудового кодекса Российской Федерации, кроме тех, что зафиксированы статьей 41 Трудового кодекса Российской Федерации, целесообразно отнести взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда, в том числе механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;

социально-трудовые гарантии и компенсации;

режимы труда и отдыха;

занятость, условия высвобождения работников;

повышение квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства;

улучшение условий и охраны труда;

развитие социального партнерства;

другие вопросы, определенные сторонами.

При этом положения соглашения могут содержать обязательства, устанавливающие для работников дополнительные льготы и преимущества, превышающие установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Законопроектом предлагается установить предельный срок разработки соглашений. В этой связи, первое предложение части пятой статьи 47 предлагается изложить в следующей редакции:

"Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией, при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям соглашения в течение шести месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.".

3. Статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Коллективные договоры, территориальные и иные соглашения должны регистрироваться соответственно в органах местного самоуправления.

В соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, при наличии в субъекте Российской Федерации соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, органы местного самоуправления могут осуществлять функции, предусмотренные нормой статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации.

В этих целях предлагается часть первую статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации дополнить предложением следующего содержания:

"Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, региональные, территориальные соглашения и коллективные договоры - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональные, местного самоуправления.".


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»