• Текст документа
  • Статус
Действующий

УТВЕРЖДАЮ
Президент
Российской Федерации
Д.Медведев
от 1 апреля 2012 года Пр-804

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области авиационной, деятельности, а также основные меры государственного регулирования в данной сфере.

2. Настоящие Основы конкретизируют и развивают положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военной доктрины Российской Федерации и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в области авиационной деятельности.

3. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые Российской Федерацией международные обязательства в области авиационной деятельности.

4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.

II. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности

5. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности определяются:

а) возрастающим значением авиации для решения оборонных, военно-политических и социально-экономических задач, развития науки, техники и технологий;

б) ростом потребностей в воздушных перевозках пассажиров и грузов, особенно в отдаленных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, на долю которых приходится около половины территории страны;

в) ведущей ролью авиационной промышленности, как одной из наиболее наукоемких и технологически сложных отраслей, в решении задач модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития.

6. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности формируются с учетом:

а) роста влияния авиации на соотношение сил в мире, на сохранение стратегической стабильности, на ход и результат войн и вооруженных конфликтов;

б) участия в мировых интеграционных процессах, развития международного разделения труда, а также обострения конкурентной борьбы между странами, авиастроительными и авиатранспортными компаниями на мировых рынках авиационной техники и авиационных услуг;

в) необходимости предотвращения угроз террористического характера в отношении воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;

г) повышения требований к качеству авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;

д) развития авиационной науки и инновационных технологий, а также возможного их применения в других отраслях промышленности;

е) необходимости поддержания суверенитета страны за счет дальнейшего развития военного и гражданского секторов авиационной промышленности.

7. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности предусматривают:

а) сохранение за Российской Федерацией статуса мировой авиационной державы;

б) обновление парка воздушных судов гражданской авиации и развитие сети воздушных сообщений для обеспечения транспортной доступности всей территории Российской Федерации;

в) поддержание научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность в Российской Федерации;

г) наращивание боевого потенциала государственной авиации в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности страны;

д) поддержание качества отечественной авиационной техники на уровне, обеспечивающем ее конкурентоспособность на мировом рынке;

е) развитие международного сотрудничества и расширение присутствия отечественных авиационных организаций на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники и авиационных услуг.

8. Для реализации и защиты своих государственных интересов Российская Федерация должна обладать соответствующим авиационным потенциалом.

Наличие мощного авиационного потенциала и рациональное его использование являются для Российской Федерации объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения ее безопасности, социально-экономического и инновационного развития.

Опираясь на этот потенциал, Российская Федерация может ускорить развитие своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие науки, техники, социальной сферы.

Основу авиационного потенциала Российской Федерации составляют:

а) государственная авиация;

б) гражданская авиация;

в) экспериментальная авиация;

г) авиационная промышленность;

д) авиационная инфраструктура и техника;

е) единая система организации воздушного движения, федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и другие информационные системы, обеспечивающие авиационную деятельность;

ж) образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации;

з) профессионально подготовленные кадры.

9. Основой государственной авиации является военная авиация.

III. Главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности

10. Главными целями государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности являются:

а) реализация и защита государственных интересов Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

б) укрепление и эффективное использование авиационного потенциала в Российской Федерации;

в) обеспечение устойчивого инновационного развития российской авиационной промышленности и воздушного транспорта;

г) обеспечение высокого уровня и стабильного развития рынка авиационных работ и услуг для нужд экономики и населения страны;

д) укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;

е) повышение авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов с учетом требований международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО);

ж) выполнение требований по охране окружающей среды, в том числе снижение выбросов парниковых газов в сфере деятельности гражданской авиации.

11. Государственная политика Российской Федерации в области авиационной деятельности основывается на следующих основных принципах:

а) соблюдение государственных интересов Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации и принятых Российской Федерацией международных обязательств в области авиационной деятельности;

б) применение эффективных методов планирования и реализации мер государственного регулирования авиационной деятельности;

в) динамичное и сбалансированное инновационное развитие научно-технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов, обеспечивающих авиационную деятельность, на основе передовых достижений науки, техники, информационных и управленческих технологий;

г) взаимовыгодное партнерство российских авиационных организаций, участвующих в международных проектах по созданию авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;

д) совершенствование системы государственного регулирования и контроля безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации в целях существенного сокращения количества авиационных происшествий.

12. Приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности являются:

а) повышение эффективности реализации принимаемых мер государственного регулирования в области развития авиации;

б) развитие государственной авиации в соответствии с задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по обеспечению безопасности, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

в) обеспечение высокого технического уровня и боевой эффективности новых образцов авиационной техники и вооружения;

г) развитие гражданской авиации на основе перспективных отечественных технологий и совместных разработок в рамках международной кооперации;

д) привлечение инвестиций в целях развития авиационной промышленности, создания опережающего научно-технического задела по технологиям, обеспечивающим разработку принципиально новых конкурентоспособных образцов авиационной техники;

е) внедрение передовых достижений науки, техники и прорывных технологий в экспериментальные разработки авиационной промышленности;

ж) развитие аэродромных и аэропортовых комплексов;

з) совершенствование функциональной и организационно-управленческой структуры государственного сектора авиационной науки, развитие научно-технического и конструкторского потенциала организаций - разработчиков авиационной техники;

и) развитие и модернизация авиационной транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения, Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, системы метеорологического обеспечения и единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации;

к) развитие образовательных учреждений и организаций по подготовке и повышению квалификации авиационных специалистов;

л) повышение уровня безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

м) усиление конкурентоспособности российских авиационных организаций на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;

н) содействие взаимовыгодному партнерству российских и иностранных авиационных организаций в деятельности по созданию совместных предприятий;

о) осуществление мер по исключению критической зависимости Российской Федерации от зарубежных стран в области авиационной деятельности.

IV. Основные меры государственного регулирования в области авиационной деятельности

13. Основными мерами государственного регулирования в области авиационной деятельности являются:

а) в области государственной авиации:

поддержание боеспособности авиационных группировок за счет повышения уровня подготовки авиационного персонала, обновления современными образцами авиационной техники и вооружения, обеспечения высокой степени их исправности и расширения условий применения;

совершенствование авиационной техники за счет модернизации и создания образцов нового поколения, превосходящих по своим боевым возможностям лучшие зарубежные аналоги;

своевременное переоснащение новыми авиационными комплексами группировок войск (сил) на стратегических направлениях;

оснащение группировки авиаций перспективными беспилотными авиационными комплексами и воздухоплавательной техникой различного назначения;

модернизация материально-технической базы аэродромов государственной авиации и аэродромов совместного базирования;

осуществление гарантированного бюджетного финансирования государственного оборонного заказа на разработку и закупку авиационной техники и вооружения в объемах, соответствующих возлагаемым на государственную авиацию задачам;

создание единой автоматизированной системы управления, связи и радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации на основе передовых информационных технологий;

обеспечение контроля воздушной обстановки в ближней морской и экономической зонах Российской Федерации, а также на малых и предельно малых высотах воздушного пространства государственной границы Российской Федерации;

реорганизация системы заказов в интересах проведения единой технической политики в области государственной авиации, максимальной унификации авиационной техники и средств ее обслуживания и ремонта;

развитие системы материально-технического и тылового обеспечения государственной авиации;

сохранение приоритета закупок российской авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и обеспечение уровня прибыли при ее изготовлении, достаточного для развития производственного потенциала авиационной промышленности;

развитие, модернизация и обеспечение надлежащей численности группировки государственной авиации гражданского назначения, прежде всего санитарной авиации, и авиационной техники, предназначенной для пожаротушения;

б) в области гражданской авиации:

стимулирование, в том числе экономическое, заинтересованности авиационных компаний в использовании отечественных воздушных судов;

повышение авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации;

развитие региональных и местных воздушных линий, прежде всего в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и приравненных к ним труднодоступных регионах;

разделение авиационных организаций на независимые хозяйствующие субъекты - авиационные компании и аэропорты;

реформирование авиатранспортной отрасли и развитие рыночных механизмов, включая обеспечение недискриминационного порядка формирования расписания полетов и доступа авиационных компаний к авиационной инфраструктуре и запасам горюче-смазочных материалов;

повышение до международного уровня качества выполнения воздушных перевозок, авиационных работ, оказания услуг, а также законодательное закрепление нормативов качества этих работ и услуг, мер ответственности за их несоблюдение, прав потребителей авиационных услуг;

поддержка сегмента низкозатратных авиаперевозчиков;

усиление государственного контроля за ценообразованием в сфере услуг наземной инфраструктуры и авиатопливного бизнеса;

обеспечение мобилизационной готовности авиатранспортных коммуникаций и гражданской авиации в угрожаемый период и военное время;

совершенствование системы сбора и обработки информации о результатах авиационной деятельности на основе современных информационных технологий;

в) в области экспериментальной авиации:

поддержание и модернизация существующего парка экспериментальных воздушных судов, создание новых образцов авиационной техники;

сокращение сроков проведения летных исследований и испытаний по приоритетным образцам летательных аппаратов и направлениям развития авиации;

осуществление научно-исследовательских и научно-конструкторских работ по перспективным силовым установкам, оборудованию, агрегатам, включая создание их демонстрационных образцов;

модернизация и инновационное развитие материально-технической базы аэродромов экспериментальной авиации, полигонной и испытательной базы;

проведение комплекса работ по обеспечению безопасности полетов воздушных судов экспериментальной авиации;

развитие и совершенствование нормативно-методического обеспечения деятельности в области экспериментальной авиации;

совершенствование системы подготовки летчиков и технических специалистов для испытаний авиационной техники;

поддержание и развитие системы медицинского обеспечения летного состава экспериментальной авиации;

г) в области научной деятельности:

реформирование государственного сектора авиационной науки и совершенствование его структуры в соответствии с потребностями в инновационном развитии авиастроения и повышении конкурентоспособности отечественной авиационной науки;

государственное финансирование фундаментальных и поисковых исследований и разработок в интересах создания научно-технического задела, разработки промышленных критических технологий и осуществления экспертных функций при создании и сертификации новой авиационной техники;

совершенствование механизма взаимосвязи в цепочке "фундаментальная наука - государственный сектор авиационной науки - отраслевая наука - разработчики авиационной техники - производители авиационной техники - эксплуатанты авиационной техники";

сохранение и развитие уникальной стендовой и испытательной базы авиационной промышленности;

совершенствование механизма планирования, обоснования и реализации долгосрочных программ развития авиационной техники и технологий;

развитие механизма координации выполнения федеральных целевых программ в интересах авиастроения;

создание механизма информационного обмена результатами научно-технической деятельности, полученными в рамках выполнения федеральных целевых программ, и использования их при разработке авиационной техники новых поколений;

совершенствование(:) процедуры государственного заказа на научно-техническую продукцию;

д) в области авиационной промышленности:

создание в авиастроении эффективной системы, обеспечивающей передовые разработку и производство воздушных судов, конкурентоспособных и превосходящих по своим летно-техническим и эксплуатационным характеристикам, показателям экономичности, безопасности, комфорта и воздействия на окружающую среду зарубежные аналоги;

увеличение объемов производства авиационной техники до уровня, обеспечивающего российской авиационной промышленности достижение в 2020-2025 годах 10-15 процентов мирового рынка продаж гражданских воздушных судов (в натуральном выражении);

создание конкурентоспособной на мировом уровне системы поддержания летной годности авиационной техники;

дальнейшая оптимизация и укрепление структуры научно-исследовательского, опытно-конструкторского и производственного комплексов авиационной промышленности;

обеспечение эффективного взаимодействия между организациями - производителями конечной продукции и организациями - производителями запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий и специального, учебного и вспомогательного имущества, входящими в состав интегрированных структур;

исключение отрицательного влияния монополизма предприятий авиастроительного комплекса на повышение технического уровня и конкурентоспособности отечественной авиационной техники;

стимулирование спроса на отечественную гражданскую авиационную технику;

обеспечение государственной поддержки экспорта продукции и услуг авиационной промышленности;

расширение спектра фундаментальных, поисковых и прикладных исследований,
разработка базовых критических технологий в области авиационной техники и вооружения;

развитие научно-исследовательской, лабораторной и экспериментальной базы авиационной промышленности;

внедрение в авиационной отрасли инновационных технологий в области разработки, производства, эксплуатации и утилизации авиационной техники;

внедрение в управление проектами инновационных технологий;

совершенствование механизма взаимодействия государственных органов с интегрированными структурами авиационной промышленности;

совершенствование порядка ценообразования при финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу;

законодательное обеспечение эффективного механизма передачи, закрепления и использования отечественными разработчиками авиационной техники результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получаемых при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета;

обеспечение максимального сохранения существующих и создание новых защитных мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, направленных на поддержку отечественных производителей авиационной техники, в том числе в условиях ограничений, принятых во Всемирной торговой организации;

разработка и внедрение систем управления безопасностью полетов с учетом международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО);

е) в области авиационной инфраструктуры:

создание в России унифицированной аэродромной сети, отвечающей единым требованиям и способной обеспечить потребности государственной, гражданской и экспериментальной авиации в мирное и военное время;

оптимизация количества и расположения сети аэропортов, в том числе международных, с учетом геополитических интересов государства и экономической целесообразности;

восстановление и развитие аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, используемых при выполнении полетов на местных авиалиниях;

повышение эффективности деятельности аэропортов за счет обновления их основных фондов и внедрения современных технологий;

повышение конкурентоспособности отечественных аэропортов на рынке международных транзитных перевозок;

развитие, реконструкция и ремонт аэродромов государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

сохранение части высвобождающихся при сокращении группировки военной авиации аэродромов в качестве резервных (мобилизационных), в том числе путем передачи их в аренду заинтересованным организациям;

ж) в области совершенствования Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации:

внедрение международных стандартов и правил выполнения полетов и обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечение перехода на спутниковую навигацию;

повышение эффективности взаимодействия Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации с аналогичными системами государств - участников Содружества Независимых Государств и Европейской аэронавигационной системой;

оснащение аэродромов и центров управления воздушным движением современными автоматизированными системами и средствами связи, навигации и управления, обеспечивающими рост объемов воздушного движения и повышение безопасности полетов;

обеспечение мобилизационной готовности Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в период непосредственной угрозы агрессии и военное время;

создание Аэронавигационной системы России;

совершенствование структуры воздушного пространства Российской Федерации в целях развития деловой авиации;

з) в области подготовки кадров:

укрепление и развитие учебно-материальной и технической базы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования для авиационной промышленности, государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

создание экономических условий для привлечения и закрепления кадров в авиационных организациях, обеспечение их социальной защищенности;

развитие тренажерной базы для подготовки и повышения квалификации авиационного персонала по эксплуатации авиационной техники российского производства;

обеспечение периодической переподготовки авиационного персонала в оснащенных современным оборудованием центрах;

развитие системы высшего и среднего профессионального образования, осуществление перехода к многоуровневому высшему образованию, сохранение приоритета подготовки инженеров с квалификацией (степенью) "специалист";

развитие в высших учебных заведениях научных исследований в области авиационной техники, повышение качества образования, подготовки и переподготовки авиационных специалистов, их квалификации, освоение новых технологий;

создание отраслевой системы контроля за качеством образования;

разработка общегосударственных образовательных стандартов для специальностей, необходимых в авиационной промышленности, и приведение учебных программ в соответствие с этими стандартами;

унификация требований к подготовке авиационного персонала в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международной практикой;

расширение практики подготовки специалистов на основе прямых договоров, заключаемых авиационными организациями с учебными заведениями;

развитие аэроклубов с первоначальной летной и технической подготовкой в целях улучшения качества отбора будущих летчиков военной и гражданской авиации, создание современной авиационной техники для первоначального обучения;

и) в области организационной деятельности:

создание условий для концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов на решении задач укрепления научно-производственного потенциала авиастроения;

развитие механизма поддержки продвижения отечественной авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках;

совершенствование системы государственного регулирования и контроля в сферах сертификации, лицензирования, поддержания летной годности и обеспечения безопасности эксплуатации авиационной техники;

приоритетное развитие внутренних авиационных перевозок, а также соответствующей авиационной инфраструктуры;

выработка мер по повышению эффективности государственно-частного партнерства в сфере авиационной деятельности;

широкое внедрение современных информационных технологий в практику авиационной деятельности в интересах повышения ее эффективности и безопасности, в том числе создание систем сбора и обработки информации о результатах авиационной деятельности;

создание эффективной интегрированной логистической системы поддержки эксплуатации государственной и гражданской авиации, включающей в себя подсистемы контроля работоспособности изделий, управления материально-техническим обеспечением и обучения авиационного персонала;

обеспечение зашиты российской интеллектуальной собственности, в том числе полученной организациями промышленности при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета;

к) в области нормативно-правового обеспечения:

внесение в российское законодательство изменений, направленных на оказание государственной поддержки отечественным производителям и эксплуатантам авиационной техники российского производства;

совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе нормативно-технических документов, в области авиационной деятельности в Российской Федерации и ее унификация в соответствии с общепринятыми международными стандартами, правилами и требованиями;

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы размещения заданий и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу;

л) в области социально-экономической деятельности:

государственный контроль и координация деятельности организаций, осуществляющих научные исследования, разработку, производство, эксплуатацию, утилизацию и экспорт гражданской и военной авиационной техники и вооружения;

совершенствование механизма заемного финансирования и компенсации затрат при досрочном кредитовании авиационных организаций;

повышение эффективности управления находящимися в федеральной собственности акциями коммерческих организаций в сферах производства и эксплуатации авиационной техники;

м) в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества:

совершенствование системы государственного управления и межведомственной координации в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества;

содействие развитию экономически обоснованной интеграции и кооперации с зарубежными странами и иностранными коммерческими компаниями при разработке, производстве и эксплуатации авиационной техники исходя из приоритета национальных интересов Российской Федерации;

государственная поддержка экспорта авиационной техники, а также импорта перспективных технологий;

развитие государственной системы контроля передачи технологических достижений зарубежным организациям;

унификация отечественных и международных систем и процедур сертификации в области авиационной деятельности;

проведение гибкой налоговой и таможенной политики в отношении ввоза и вывоза воздушных судов и комплектующих изделий с учетом приоритета интересов отечественных производителей;

обеспечение субъектам военно-технического сотрудничества условий для создания в установленном порядке на территориях иностранных государств центров технического обслуживания и ремонта для обеспечения эксплуатации поставляемой продукции.

V. Заключительные положения

14. Основными формами государственного регулирования в области авиационной деятельности в Российской Федерации являются:

а) разработка и реализация государственных федеральных целевых программ, направленных на развитие государственной, гражданской и экспериментальной авиации, авиационных технологий, научно-исследовательской и производственной базы авиастроения;

б) координация мероприятий, реализуемых при выполнении государственных и федеральных целевых программ;

в) налоговое, таможенное и тарифно-ценовое регулирование;

г) системный мониторинг и управление реализацией государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности, включая разработку и выполнение комплексного плана мероприятий по реализации настоящих Основ.

15. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области регулирования развития авиации в Российской Федерации и реализации настоящих Основ осуществляет Правительство Российской Федерации.

16. Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о выполнении комплексного плана мероприятий по реализации настоящих Основ.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года

Название документа: Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года

Номер документа: Пр-804

Вид документа: Основы государственной политики

Принявший орган: Президент РФ

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 01 апреля 2012

Дата начала действия: 01 апреля 2012
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах