ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 апреля 2012 года N 559-р

[Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации]

(с изменениями на 13 января 2017 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 1378-р;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8-р.

____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных программных документов.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 апреля 2012 года N 559-р

(В редакции, введенной в действие
 распоряжением Правительства
 Российской Федерации
 от 30 июня 2016 года N 1378-р
. -
 См. предыдущую редакцию)


Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

(с изменениями на 13 января 2017 года)


I. Общие положения


Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) предусматривает системное решение проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности, ресурсное и финансовое обеспечение, а также механизмы реализации мероприятий Стратегии и показатели их результативности. Стратегия разработана с учетом положений Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 (далее - Доктрина), Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года N 1873-р, а также с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих требованиям здорового питания, и ряда ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.

Стратегия призвана создать не только необходимые условия для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, но и содействовать реализации целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Стратегическая цель, стоящая перед пищевой и перерабатывающей промышленностью, заключается в обеспечении гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых резервных фондов.

В Стратегии учитываются сложившиеся в последние годы позитивные и негативные изменения в макроэкономической политике и социально-экономическом положении аграрного сектора экономики, усиление воздействия на него процессов, происходящих на мировых агропродовольственных рынках, вступление России во Всемирную торговую организацию и развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Пищевая и перерабатывающая промышленность является системообразующей сферой экономики страны, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность.

В последние годы были приняты следующие документы, связанные с развитием сырьевой базы промышленности:

Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - Государственная программа на 2013-2020 годы);

государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";

Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1215-р (далее - Концепция развития внутренней продовольственной помощи);

план мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года N 2028-р.

В целях выполнения комплексного межведомственного плана мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года ежегодно осуществляется разработка стандартов в рамках приоритетных направлений обеспечения безопасности и повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, в том числе обеспечения безопасности и качества пищевой продукции.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие отдельных отраслей промышленности, остается.

Прежде всего это относится к развитию сырьевой базы. Темпы производства сырья животноводческой отрасли не отвечают потребностям пищевой и перерабатывающей промышленности и не способствуют насыщению рынков мясной и молочной продукцией.

Неразвитая инфраструктура продовольственного рынка негативно отражается на формировании справедливых цен на социально значимые виды продовольствия для населения.

С учетом морального и физического износа основных производственных фондов организаций пищевой и перерабатывающей промышленности их обновление должно осуществляться в ускоренном режиме. Также требуют неотложного решения проблемы экологического характера.

Необходимо отметить следующие существенные преимущества условий функционирования отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в индустриально развитых зарубежных странах по сравнению с их возможностями в России:

высокий технический уровень производства, позволяющий использовать современные достижения научно-технического прогресса;

эффективные меры государственного регулирования и защиты продовольственного рынка;

развитие различных форм объединений организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, отстаивающих их права и интересы на всех уровнях государственной власти и бизнеса;

широкое использование механизмов косвенной государственной поддержки, в том числе внутренней продовольственной помощи.

Все это позволяет развитым странам обеспечить продовольственную безопасность и формировать необходимые ресурсы для экспансии на мировом продовольственном рынке.

Разработка Стратегии базируется на следующих методологических показателях:

доля отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, определенных Доктриной;

рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания и прогнозируемой численности населения Российской Федерации до 2020 года;

перспективные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Динамика развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года будет формироваться под воздействием различных факторов, к которым относятся определяющий спрос на отдельные виды продовольствия со стороны различных социальных групп и рост доходов населения, а также вхождение России в мировое экономическое пространство и повышение вероятности рисков, угрожающих устойчивому и динамичному развитию пищевой промышленности со стороны мирового рынка продовольствия.

Необходимо внедрить новые технологии в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе био- и нанотехнологии, позволяющие значительно расширить выработку продуктов нового поколения с заданными качественными характеристиками, лечебно-профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов. Необходимо повысить глубину переработки, вовлечь в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, что позволит увеличить выход готовой продукции с единицы перерабатываемого сырья.

Президентом Российской Федерации поставлена задача в ближайшие 4-5 лет полностью обеспечить независимость страны по всем основным видам продовольствия и стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.

В связи с этим к 2020 году необходимо заместить объем импортной продукции на сумму 1,3 трлн. рублей по следующим позициям:

мясо скота и птицы - около 10 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 67,8 процента;

молоко - до 38,2 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 29,9 процента;

овощи - до 16,5 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 70,3 процента;

плодово-ягодная продукция (без винограда) - до 3,8 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 20 процентов;

виноград - до 0,7 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 54,6 процента.

В отношении зерна, картофеля, растительного масла и сахара уже достигнут необходимый уровень продовольственной независимости, установленный Доктриной.

Коэффициент использования производственных мощностей должен достигнуть 85 процентов.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны в соответствии с рациональными нормами потребления пищевых продуктов и решить основные задачи, определенные Доктриной.

Мировой опыт показывает, что производство продуктов переработки сельскохозяйственного сырья (в том числе зерна и масличных культур) с высокой добавленной стоимостью является важнейшим направлением развития перерабатывающей промышленности. Помимо существенной экономической выгоды это обеспечит производство целого спектра импортозамещающей продукции (аминокислот, кристаллической глюкозы и др.).

Стратегия предусматривает комплексное развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом развития основных направлений сельскохозяйственного производства, развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Для развития пищевой и перерабатывающей промышленности принципиальное значение имеет развитие внутреннего спроса и потребления. Для стимулирования внутреннего спроса и потребления необходимо развитие различных каналов розничного сбыта, то есть развитие многоформатной розничной торговли.

Выделяются приоритеты 2 уровней - среднесрочного и долгосрочного периодов.

Приоритетами среднесрочного периода являются:

в сфере производства:

развитие сырьевой базы растениеводческой продукции и продукции животноводства;

проведение технического перевооружения организаций пищевой и перерабатывающей промышленности с внедрением современных достижений научно-технического прогресса для снижения энергопотребления, уменьшения вредных выбросов в окружающую среду и повышения доходности и конкурентоспособности вырабатываемой продукции на внутреннем и внешних рынках;

развитие товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка;

в социальной сфере - повышение мотивации к высокопроизводительному труду и сохранение трудовых ресурсов;

в экономической сфере - рост прибыльности организаций пищевой и перерабатывающей промышленности как основное условие перехода к инновационной модели развития;

в институциональной сфере - развитие конкуренции, кооперации, интеграционных связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров, внедрение новых технических регламентов и стандартов;

в сфере научного и кадрового обеспечения - формирование инновационного ядра промышленности в качестве важнейшего условия.

Приоритетами долгосрочного периода являются:

развитие импортозамещающих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, включая мясную, молочную, сахарную и рыбную отрасли;

переход пищевой и перерабатывающей промышленности к ресурсосберегающим технологиям, обеспечивающим безотходное производство и производство с минимальным воздействием на экологию;

переработка новых видов сырья, полученных с использованием инновационных биотехнологий;

производство экологически чистых продуктов питания;

экологическая безопасность продовольствия;

наращивание экспорта продовольствия по мере насыщения внутреннего рынка продуктами питания.

В ходе реализации Стратегии будут уточняться прогнозные показатели развития пищевой и перерабатывающей промышленности, а также вноситься корректировки в отдельные ее показатели и экономические механизмы с учетом реально складывающейся ситуации на внутреннем и внешнем рынках.

Основные положения Стратегии входят в качестве целевых установок в Государственную программу на 2013-2020 годы. Это позволит придать реализации намеченных мероприятий сбалансированный, целевой и адресный характер, подкрепляемый необходимыми ресурсами.     



II. Анализ состояния пищевой и перерабатывающей промышленности


За последнее десятилетие в пищевой и перерабатывающей промышленности полностью завершен процесс приватизации, что позволило организациям пищевой и перерабатывающей промышленности адаптироваться к условиям рыночной экономики. Перед пищевой и перерабатывающей промышленностью стоит задача повышения эффективности работы организаций, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции.

За период перехода к рыночной модели экономики в стране сформировался большой круг развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем продовольственном рынке и рынках государств - участников СНГ, а также активно привлекающих капитал для своего развития.

Пищевая и перерабатывающая промышленность сохраняет свое лидирующее положение в структуре промышленного производства России, занимая долю в 10,3 процента, и наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью входит в число лидеров по выпуску промышленной продукции. Среднегодовой индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2000-2014 годах составил 105 процентов. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака за 2014 год составил 102,5 процента. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2014 году составил 103,3 процента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»