(с изменениями на 29 апреля 2019 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Международным протоколом от 29 апреля 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2021, N 0001202107140027) (вступил в силу 7 июня 2021 года).
____________________________________________________________________
_________________
* Соглашение временно применяется Российской Федерацией с 27 июня 2007 года.
Ратифицировано
Федеральным законом
от 13.10.2009 N 236-ФЗ
Государства - члены Шанхайской организации сотрудничества - Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава ООН, общепризнанным нормам международного права,
руководствуясь Хартией Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года, Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года,
стремясь объединить усилия по обеспечению эффективного реагирования Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность на пространстве ШОС, в том числе путем взаимосогласованных действий оборонных ведомств,
желая в этих целях проводить совместные военные учения (далее - учения), определить правовые и организационные основы их подготовки и проведения,
согласились о нижеследующем:
Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:
"участники учений" - лица, включенные в состав органа управления учениями, личный состав воинских и других формирований Сторон, принимающих участие в учениях;
"орган управления учениями" - временный орган управления, созданный Сторонами для подготовки и проведения учений;
"воинские формирования" - воинские части и подразделения, органы управления вооруженных сил Сторон, принимающие участие в учениях;
"другие формирования" - подразделения органов государственной власти Сторон, не входящие в структуру их вооруженных сил, принимающие участие в учениях или оказывающие содействие в их проведении;
"личный состав воинских и других формирований" - военнослужащие и гражданский персонал, входящие в состав воинских и других формирований, а также лица, командированные в них;
"направляющая Сторона" - Сторона, направившая своих участников учений и движимое имущество воинских и других формирований на территорию принимающей Стороны;
"принимающая Сторона" - Сторона, на территории которой проводятся учения или через территорию которой осуществляется транзит участников учений и движимого имущества воинских и других формирований направляющей Стороны;
"третья сторона" - другое государство, не являющееся направляющей или принимающей Стороной, его физические или юридические лица, а также международные межправительственные организации;
"уполномоченные лица воинских и других формирований" - командиры (начальники) воинских и других формирований и иные лица из состава воинских и других формирований, назначаемые уполномоченными органами Сторон;
"движимое имущество воинских и других формирований" - вооружение и военная техника, воздушные суда, военные корабли и другие плавательные средства, специальные средства, боеприпасы и имитационные средства, продовольствие, медицинское имущество, а также другое материально-техническое имущество и расходные материалы, необходимые воинским и другим формированиям на период проведения учений, разрешенные к временному ввозу и использованию на территории принимающей Стороны, являющиеся собственностью направляющей Стороны;
"недвижимое имущество" - земельные участки, железнодорожные пути, автомобильные дороги, учебные центры и полигоны, аэродромы, порты, военно-морские базы и пункты базирования и расположенные на них строения и сооружения, стационарные средства связи, средства радиотехнического и навигационного обеспечения, а также другие объекты инфраструктуры, находящиеся с согласия принимающей Стороны во временном пользовании воинских и других формирований направляющей Стороны, являющиеся собственностью принимающей Стороны;
"ущерб" - смерть, телесные повреждения и иное повреждение здоровья (нанесение увечья), а также уничтожение, повреждение или утрата имущества;
"место дислокации воинского и другого формирования" - территория, отведенная принимающей Стороной для временного размещения воинского и другого формирований направляющей Стороны на период проведения учений;
"район учений" - территория, отведенная принимающей Стороной для проведения учений;
"маршруты передвижения" - воздушные, водные и наземные пути следования воинских и других формирований, их движимого имущества по территории принимающей Стороны к местам дислокации воинских и других формирований и в районы учений, а также при возвращении на территорию направляющей Стороны;
"компетентные органы" - органы государственной власти Стороны, уполномоченные в соответствии с ее национальным законодательством осуществлять контроль за пересечением государственной границы в пунктах пропуска, проводить следственные и судебно-процессуальные действия, а также осуществлять карантинные и иные мероприятия;
"исполнение служебных обязанностей участниками учений" - действия участников учений по выполнению задач в соответствии с полученными приказами в период подготовки и проведения учений в районах учений, местах дислокации воинских и других формирований, а также при следовании по маршрутам передвижения, за исключением случаев:
самовольного оставления мест дислокации или района учений;
добровольного приведения себя в состояние токсического или наркотического опьянения;
"пункт пропуска через государственную границу" - отведенная территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Реализация настоящего Соглашения осуществляется уполномоченными органами Сторон. Перечень уполномоченных органов Сторон направляется депозитарию нотой.
1. Решение о проведении учений принимается по согласованию Сторон. Каждая Сторона вправе самостоятельно определять степень своего участия в учениях.
2. В случае если какая-то Сторона не может принять участие в учениях, она заблаговременно сообщает об этом другим Сторонам.
3. В зависимости от тематики учений в них могут принимать участие, помимо воинских, другие формирования Сторон.
Для непосредственной подготовки и проведения учений уполномоченные органы Сторон создают орган управления учениями.
1. С принятием решения о проведении учений согласование вопросов, связанных с их подготовкой, осуществляется в ходе консультаций уполномоченных органов Сторон.
2. В ходе консультаций уполномоченных органов Сторон согласовываются:
1) цели, задачи, замысел проведения учений, отрабатываемые учебные вопросы;
2) сроки проведения учений;
3) состав и численность привлекаемых на учения воинских и других формирований, перечни их движимого имущества;
4) места дислокации воинских и других формирований и районы учений;
5) порядок охраны мест дислокации воинских и других формирований;
6) совместные мероприятия по подготовке учений и сроки их проведения;
7) место и порядок организации работы органа управления учениями;
8) порядок сосредоточения воинских и других формирований в районах учений;
9) пункты пропуска через государственную границу и время их пересечения воинскими и другими формированиями направляющей Стороны;
10) маршруты, порядок и условия передвижения (транзита) воинских и других формирований по территории принимающей Стороны и в районах учений;
11) объемы, порядок и условия предоставления воинским и другим формированиям направляющей Стороны необходимого недвижимого имущества, материально-технического и медицинского обеспечения, коммунально-бытового обслуживания, а также вопросы, связанные с предоставлением ей услуг как на платной, так и безвозмездной основе;
12) вопросы приглашения на учения наблюдателей от других государств;
13) вопросы освещения учений в средствах массовой информации;
14) вопросы обеспечения защиты информации и скрытности управления в ходе подготовки и проведения учений;
15) другие вопросы, касающиеся подготовки и проведения учений.
3. Итоги консультаций оформляются в виде протокола, который подписывается представителями уполномоченных органов Сторон.
Принимающая Сторона при подготовке и в ходе проведения учений принимает необходимые меры:
по предупреждению и пресечению любых противоправных действий по отношению к участникам учений и движимого имущества направляющей Стороны;
по созданию условий для беспрепятственного перемещения по маршрутам передвижения воинских и других формирований направляющей Стороны, их движимого имущества.
Направляющая Сторона при подготовке и в ходе проведения учений принимает необходимые меры, направленные на:
обеспечение уважения государственного суверенитета, законодательства и обычаев принимающей Стороны, невмешательство во внутренние дела принимающей Стороны и неучастие участников учений направляющей Стороны в политической деятельности на ее территории;
разработку и ознакомление участников учений направляющей Стороны с правилами поведения, нормами и обычаями, действующими на территории принимающей Стороны;
обеспечение сохранности используемого недвижимого имущества, природных ресурсов, культурных и исторических объектов принимающей Стороны;
осуществление перемещения участников учений и движимого имущества только в пределах районов учений и по маршрутам передвижения, согласованным с принимающей Стороной;
соблюдение воинскими и другими формированиями норм экологической безопасности принимающей Стороны в районах учений, местах дислокации и на маршрутах передвижения по территории принимающей Стороны.
1. Стороны оказывают содействие друг другу по вопросам организации и осуществления медицинского обеспечения участников учений, в том числе проведения лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.
2. Оказание медицинской помощи участникам учений направляющей Стороны при их нахождении на территории принимающей Стороны осуществляется:
1) направляющей Стороной при оказании плановой медицинской помощи за счет своих средств;
2) принимающей Стороной при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям, включая квалифицированную и специализированную, на безвозмездной основе.
1. Принимающая Сторона предоставляет воинским и другим формированиям направляющей Стороны по ее заявке железнодорожный, автомобильный, морской, речной и воздушный транспорт, недвижимое имущество, материально-техническое обеспечение, коммунально-бытовое обслуживание, другие необходимые услуги на условиях, определяемых в протоколах по итогам консультаций уполномоченных органов Сторон.
2. Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе выполнения ими настоящего Соглашения, если Стороны не договорятся об ином.
1. Принимающая Сторона признает действительными национальные водительские удостоверения направляющей Стороны без проведения экзамена на вождение транспортных средств и взимания сборов. Водители автотранспортных средств, участвующие в учениях, должны иметь при себе национальные водительские удостоверения.
2. Принимающая Сторона освобождает воинские и другие формирования направляющей Стороны от обязательного страхования транспортных средств.
3. Организация перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом на территории принимающей Стороны осуществляется в соответствии с законодательством принимающей Стороны и международными договорами, участниками которых являются соответствующие Стороны.
1. Организация воинских перевозок воздушным транспортом осуществляется по согласованию с компетентными органами Сторон, ведающими вопросами организации международных воздушных перевозок.
2. Полеты воздушных судов выполняются по международным воздушным трассам (линиям), а также в зонах (районах), согласованных с принимающей Стороной.
3. Аэродромно-техническое обеспечение и охрана воздушных судов направляющей Стороны, участвующих в учениях или осуществляющих воинские перевозки в целях учений, на военных и гражданских аэродромах принимающей Стороны осуществляются на условиях, определяемых в протоколах по итогам консультаций уполномоченных органов Сторон.