С.В.Пугачев

Кандидат экономических наук,

директор департамента технического регулирования

Национального объединения строителей (НОСТРОЙ),

председатель Межотраслевого совета по техническому

регулированию и стандартизации в строительстве     



Закон, который изжил себя   

   

21 июля 2011 года Федеральным законом N 255 были приняты очередные изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании" (далее - ФЗ). Это изменения, десятый раз внесенные в ФЗ за период его действия (с июля 2003 года).

     И если в первые годы после вступления в силу закона любое внесение в него изменений (дополнений) вызывало ожесточенные и бурные (избыточность) споры и дискуссии в среде научно-технической общественности, то начиная с 2009 года несколько принятых изменений (дополнений), включая последнее, практически не вызывают никакого интереса. И это несмотря на революционный характер принятых изменений, не имеющих аналогов в мире. Почему?


Ответ очень простой - закон и реальная жизнь окончательно разошлись. ФЗ практически не работает. Идеализированная картина появления исчерпывающих, самодостаточных технических регламентов - законов, по которым можно выпускать продукцию, строить объекты недвижимости, развивать технологические процессы, подтверждать их соответствие и проводить государственный контроль и надзор за ними, - в жизни оказалась полностью иной. На заседании Президиума Государственного Совета по вопросу инновационного развития транспортного комплекса в Ульяновске 24 ноября 2009 года Президент России Д.А.Медведев оценил результаты применения закона следующим образом: "И в отношении технического регулирования… Здесь беда какая-то просто, я просто не знаю, что делать с этим… Может быть, отказаться от этого закона? Он не работает. Наша попытка создать стройную систему технического регулирования ничем не закончилась. Мы не можем принять эти решения в том порядке, в котором это вытекает из закона… Если нужно будет отменить закон, пожалуйста, я его отменю".

Получается, что ФЗ, на протяжении девяти лет находящийся в перманентном состоянии доработки, не учитывает ни интересы реального сектора экономики, ни международный опыт. Очевидно: он никому не нужен! Все годы с момента вступления в силу ФЗ в стране работали правила и процедуры, установленные до его принятия. Промышленность выпускала продукцию по национальным стандартам, ставшим преемниками государственных стандартов, а также по отраслевым стандартам и техническим условиям, не предусмотренным законом. Здания строились по СНиП, по специальным ТУ, по региональным и местным документам, также не предусмотренным законом. Самолеты разрабатывались по федеральным авиационным правилам, которые также не предусмотрены ФЗ… Жизнь обходила этот закон стороной.

На протяжении всех девяти лет с момента разработки и принятия ФЗ идет или массовый исход из-под его сферы действия (взаимоувязанная сеть связи, промышленная безопасность, экология, охрана труда и т.д.) или откровенное игнорирование его положений (Воздушный кодекс, санитарные нормы и правила и т.д.).

Очень показательно в этом плане заключение Комитета по промышленности Государственной Думы РФ по проекту последних изменений в закон. Комитет отмечает, что из сферы технического регулирования будут исключены отношения, связанные с установлением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. "Реализация данного положения позволит федеральному органу исполнительной власти в области промышленной безопасности возобновить установление и пересмотр обязательных требований к технологическим процессам, осуществляемым на опасных производственных объектах, прекращенные с даты вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании". Таким образом, цель выхода из сферы закона - реальная безопасность, которую не может обеспечить закон.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».