Итоги здравоохранения в 2011 году


Фрагмент выступления Министра Татьяны Голиковой на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития России 16 марта 2012 года.

Мероприятия по улучшению демографической ситуации, снижению смертности и профилактике заболеваний обеспечиваются соответствующей финансовой поддержкой. За 4 года расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в два раза - с 202,8 до 413 млрд. рублей. Доля от ВВП выросла за эти годы с 3,1% до 3,7%.

Расходы на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования выросли по сравнению с 2010 годом на 11% - с 525,2 до 581,9 млрд. рублей. Это позволило сократить дефицит базовой программы обязательного медицинского более чем в 1,5 раза - с 175,2 до 112,3 млрд. рублей.

В 2011 году охват населения услугами центров здоровья увеличился почти в 1,6 раза, объемы высокотехнологичной медицинской помощи - на 20%, операций ЭКО - в 2,2 раза. При поддержке федерального центра в 2011 году открылись 13 перинатальных центров.

Заработная плата врачей, работающих по программам модернизации здравоохранения, в 2011 году выросла на 16,5%, среднего медицинского персонала - на 14,8%. Сейчас среднемесячная зарплата этих врачей в целом по РФ составляет более 28 тыс. рублей, что на 20% выше средней заработной платы в экономике страны.

Дополнительно, в том числе за счет повышения ставки взносов на обязательное медицинское страхование, в 2011 году начата реализация региональных программ модернизации здравоохранения.

Утвержденная стоимость Программ модернизации здравоохранения за счет всех источников финансирования на 2011-2012 годы составила 623,6 млрд. рублей, в том числе на 2011 год - 298,3 млрд. рублей; на 2012 год - 324,2 млрд. рублей.

В 2011 году на реализацию мероприятий Программ модернизации здравоохранения израсходовано из всех источников финансирования 176,9 млрд. рублей. Были достигнуты неплохие показатели - отремонтировано более четырех с половиной миллионов квадратных метров площадей в медицинских организациях, приобретено 90 тысяч единиц медицинского оборудования. Более 152 тысяч врачей-специалистов, работающих в амбулаторном звене, и более 241 тысячи средних медицинских работников в 2011 году получали дополнительные выплаты. Мероприятия по внедрению стандартов медицинской помощи проводились в трех тысячах учреждений здравоохранения.

По итогам 2012 года все Программы модернизации должны быть выполнены в полном объеме.

Главным итогом программ модернизации здравоохранения должна стать новая система организации работы медицинских учреждений на основе единых порядков оказания медицинской помощи и стандартов.

Разработанные в течение 3-х предыдущих лет 44 порядка оказания медицинской помощи плавно встраиваются в работу медицинских организаций. Надо учитывать, что выполнение этих порядков теперь будет основным критерием при лицензировании медицинской деятельности и лицензионном контроле.

Главными специалистами Министерства разработаны 1041 стандарт медицинской помощи, которые размещены на нашем сайте и будут утверждены до конца второго квартала. Их внедрение приведет к изменениям в организации работы учреждений, в том числе в части развития дневных стационаров. При этом, оптимизация в сфере здравоохранения должна быть направлена не на закрытие больниц и отделений, а на интенсификацию лечебного процесса.

У нас появилась информация от ряда регионов, что территориальные фонды ОМС не оплачивают оказание медицинской помощи по региональным стандартам. Я обращаю внимание территориальных фондов и руководителя федерального фонда ОМС, что в соответствии с законом "Об основах охраны здоровья граждан", стандарты и порядки окончательно вступают в силу с 1 января 2013 года, соответственно фонды должны принимать к исполнению те региональные стандарты, которые сегодня осуществляются в рамках программ модернизации здравоохранения.

В 2011 году благодаря новым правилам ОМС число медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь застрахованным гражданам, выросло с 8162 до 8543, в том числе за счет коммерческих клиник - их число увеличилось с 618 до 739.

С 2012 года мы перешли на новую модель финансового обеспечения программ ОМС через предоставление субвенций на реализацию территориальных программ ОМС. В 2012 году объем субвенций составит 603 млрд. рублей. Дефицит финансового обеспечения в целом по РФ составит 87,5 млрд. рублей, а с учетом средств, которые направляются на третье направление программ модернизации по совершенствованию стандартов в объеме 83 млрд руб., этот дефицит в среднем по России практически сведется к нулю. Очевидно, что не по каждому субъекту в отдельности, но, тем не менее, наметилась позитивная тенденция к сбалансированности базовой программы оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ.

Необходимо отметить, что программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи финансируется не только за счет средств ОМС. Хочу обратить внимание регионов на необходимость как минимум сохранения уровня финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий в целом по всем источникам. Например, в Брянской области допущено снижение стоимости территориальной программы госгарантий достаточно существенно. В этой связи наблюдается существенный дефицит этой программы по этому году, по плановым показателям составляющий 38%. Эта ситуация недопустима.

В течение 2012 года участникам системы обязательного медицинского страхования предстоит завершить подготовку к переходу на полный тариф оплаты медицинской помощи и включению скорой медицинской помощи в систему ОМС с 2013 года при одновременном увеличении расходов, связанных с оказанием медицинской помощи. Для этого предусматривается разработать методику предоставления субвенций для обеспечения выравнивания финансовых условий деятельности ОМС, а также определить подходы к включению в территориальные программы ОМС мероприятий по внедрению стандартов оказания медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной помощи, осуществляемых в рамках программ модернизации здравоохранения, и мероприятий по выплате медицинским работникам первичного звена и осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан, проводимых в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

В 2012 году должен быть завершен первый этап создания единой информационной системы в сфере здравоохранения. Во всех регионах осуществляются работы по повышению уровня обеспечения компьютерной техникой медицинских организаций, а также по созданию региональных сегментов единой информационной системы в здравоохранении и интеграции с федеральным подсистемами.

Министерством завершается разработка базовых федеральных сервисов и начато их пилотирование в восьми регионах.

Отдельно хочу обратить внимание на необходимость информирования граждан об их правах на бесплатную медицинскую помощь. Граждане должны иметь возможность знакомиться программами госгарантий, всеми нормативными актами. В открытом доступе должны быть размещены сведения о страховых медицинских организациях и медицинских организациях - участниках системы бесплатного оказания медицинской помощи.

Кроме того, гражданам для выбора врача и медицинской организации по их требованию должны предоставляться данные о количестве прикрепленного к лечебному учреждению населения, а также о сроках ожидания медицинской помощи в конкретной медицинской организации, а также у конкретного врача.

В программах модернизации здравоохранения особая роль отводится сельскому здравоохранению. Регионы взяли обязательства по дополнительному открытию врачебных амбулаторий отделений общеврачебной практики, фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, согласно нормативам.

В течение 2011 года было открыто 38 фельдшерских и 75 фельдшерско-акушерских пунктов. Девять регионов создали комплексную инфраструктуру. Это Воронежская, Пензенская, Брянская, Ивановская, Ростовская, Томская области, Ставропольский и Краснодарский края, Республика Мордовия. В более крупных населенных пунктах в 2011 году было открыты 223 офиса общей врачебной практики и 163 врачебных амбулатории.

К сожалению Калужская и Иркутская области, Кабардино-Балкарская Республика и Забайкальский край, взявшие на себя обязательства открыть достаточное количество ФАПов, не открыли ни одного.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs