Министерства труда Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ

УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением
     Министерства труда
     Российской Федерации
     от 15 июня 1995 года N 32


Межотраслевые укрупненные нормы времени на ремонт тракторов (гусеничных, колесных) с тяговым усилием от 0,6 ТС (6 КН) до 2 ТС (20 КН)


Межотраслевые укрупненные нормы времени утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 15 июня 1995 года N 32 и рекомендуются для применения на всех предприятиях, в подразделениях, входящих в состав предприятий и организаций, занимающихся ремонтом тракторов, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.

Межотраслевые укрупненные нормы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду.

Межотраслевые укрупненные нормы времени предназначены для нормирования труда рабочих, занятых на слесарных, сварочных, кузнечных, жестяницких, медницких, токарных работах, выполняемых при ремонте тракторов при сдельной системе оплаты труда, и установления нормированных заданий при повременной оплате труда, расчетов комплексных норм трудовых затрат при организации комплексных бригад, разработки прейскурантов оптовых цен на ремонт, а также для формирования организационной структуры предприятий, определения численности рабочих по отдельным подразделениям, для оценки сложности и качества труда, уровня его оплаты, при переводе предприятий на арендные и кооперативные отношения, при составлении графиков планово-предупредительных ремонтов и других технико-экономических показателей.

Межотраслевые укрупненные нормы времени разработаны с учетом наиболее рациональной организации труда для условий ремонтных мастерских, способствующей повышению производительности труда рабочих при соблюдении условий труда, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и действующим правилам охраны труда и техники безопасности.

Общая часть

1. Межотраслевые укрупненные нормы времени на ремонт тракторов рекомендуются для применения на всех предприятиях, в подразделениях, входящих в состав предприятий и организаций, занимающихся ремонтом тракторов, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.

2. При разработке межотраслевых укрупненных норм времени использованы:

- "Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве", утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 года N 226/П-6; "Изменения в "Положении об организации нормирования труда в народном хозяйстве", утвержденные Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 15 августа 1989 года N 271/П-8;

- "Методические рекомендации по разработке нормативных материалов для нормирования труда рабочих", М.: НИИ труда;

- "Методические рекомендации по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования", М.: Экономика, 1987 года;

- действующие нормы времени (межотраслевые, отраслевые);

- технологические процессы на разборку и сборку тракторов, дизелей, топливной аппаратуры дизельных двигателей, электрооборудования, гидравлики;

- комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве, М.: ГОСНИТИ, 1985 года;

- каталог передвижных и стационарных средств для технического обслуживания тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, М.: ГОСНИТИ, 1986 года;

- данные фотохронометражных наблюдений, проведенных на предприятиях агропромышленного комплекса России;

- коэффициенты повторяемости при техническом обслуживании;

- технические характеристики оборудования, механизмов и инструмента;

- инструкции по эксплуатации тракторов;

- руководство по техническому обслуживанию тракторов.

Коэффициенты, учитывающие трудоемкость ремонта машин и их составных частей в зависимости от программы ремонта

Программа предприятия,

Тракторы (шасси)

Дизели

шт., до

100

300

500

800

1000

100

1000

2000

3000

Коэффициент

1,46

1,28

1,20

1,05

1,00

1,58

1,11

1,04

1,00

     

     

Топливная аппаратура и электрооборудование

Программа предприятия, шт., до

100

1000

1500

Коэффициент

1,75

1,08

1,08

     

     

Гидравлические агрегаты

Программа предприятия, шт., до

100

10000

15000

Коэффициент

1,78

1,16

1,00

     

     

Коэффициенты (К) на ремонтные работы тракторов гусеничных

Вид работы

Шас-
си

КПП

Зад-
ний мост

КПП и зад-
ний мост

ВОМ

Каретки под-
вески

Те-
лежки гусе-
ниц

Конеч-
ные пере-
дачи

УКМ

Ка-
бина

Рама

Ра-
диа-
тор

Токарные

0,19

0,25

0,26

0,26

0,27

0,25

0,25

0,25

0,28

0,05

0,15

-

Фрезерные

0,06

0,08

0,10

0,08

0,22

0,06

0,23

0,10

0,28

-

-

-

Сверлильные

0,07

0,10

0,09

0,10

0,12

0,04

0,13

0,10

0,06

0,08

0,03

0,13

Шлифовальные

0,10

0,14

0,17

0,16

0,14

0,15

0,04

0,14

0,17

-

0,02

-

Слесарные

0,25

0,35

0,38

0,35

0,37

0,35

0,55

0,35

0,20

0,43

0,20

0,50

Медницко-
жестяницкие

0,15

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Сварочные

0,20

0,20

0,15

0,20

0,21

0,20

0,19

0,15

0,15

0,43

0,25

0,18

Кузнечно-
термические

0,06

0,09

0,11

0,10

0,11

0,06

0,06

0,10

0,06

-

0,02

-

Обойные

0,03

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

     
=·,


- норма времени на ремонтные работы;

- сумма норм времени на снятие, разборку, сборку и установку.

Коэффициенты (К) ремонтных работ для дизелей, топливной аппаратуры, электрооборудования и гидравлической навесной системы

Вид работы

Ди-
зель (дви-
га-
тель)

Топ-
лив-
ный на-
сос

Фи-
льт-
ры

Фор-
сун-
ки

Гене-
ра-
тор

Стар-
тер

Ре-
ле-
ре-
гу-
ля-
тор

Маг-
нето

Гид-
ро-
на-
сос

Гид-
ро-
рас-
пре-
де-
ли-
тель

Гид-
ро-
ци-
линдр

Токарные

0,23

0,23

0,11

0,20

0,20

0,20

-

0,14

1,30

0,11

0,27

Фрезерные

0,05

0,07

-

-

0,06

0,06

-

0,07

1,00

0,07

0,17

Сверлильные

0,07

0,05

0,06

0,05

0,04

0,06

0,08

-

0,33

0,07

0,17

Шлифовальные

0,10

0,25

-

0,08

0,04

0,05

-

0,05

2,00

0,25

0,63

Слесарные

0,45

0,35

0,30

0,30

0,55

0,33

0,15

0,20

2,00

0,25

0,63

Жестяницко-
медницкие

0,03

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Сварочные

0,12

0,07

0,03

0,03

-

-

-

-

0,08

0,02

0,03

Кузнечно-
термические

0,03

0,03

-

0,03

0,02

0,02

-

-

-

-

-

3. Нормы времени на разборочно-сборочные работы даны на полную разборку и сборку трактора, сборочных единиц шасси, дизеля, пускового двигателя, топливной аппаратуры, электрооборудования, гидравлической навесной системы, а также отдельно на сборочные единицы и всего на трактор с учетом всех сборочных единиц.

Нормы времени разработаны для условий специализированных предприятий с годовой программой ремонта 1000 шт. и могут быть скорректированы с помощью приведенных в таблице поправочных коэффициентов, учитывающих трудоемкость ремонта машин и их составных частей в зависимости от программы ремонта.

Нормами времени не учтены затраты времени на ремонтные работы или одного из видов ремонтных работ (токарных, фрезерных, сварочных и др.).

4. Нормы времени на ремонтные работы определены по формуле:

=·,


где:

- суммарные затраты времени данного вида ремонтных работ, чел.-ч;

- суммарные затраты времени разборочно-сборочных работ по машине (сборочной единице), чел.-ч;

- коэффициент удельных трудозатрат на выполнение ремонтных работ определенного вида (токарные, слесарные, сварочные и т.п.).

5. Нормы времени на замену сборочных единиц при текущем ремонте приведены на снятие и установку отдельных сборочных единиц.

При разборке и сборке заменяемых сборочных единиц необходимо пользоваться нормами времени на разборочно-сборочные работы при капитальном ремонте.

6. Разряды работ и наименования профессий указаны в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, вып.1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 января 1985 года N 31/3-30 (машинист моечных машин, обойщик); вып.2, разделы: "Сварочные работы" (газорезчик, газосварщик, электровибронаплавщик, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки); "Кузнечно-прессовые и термические работы" (кузнец на молотах и прессах, термист, кузнец ручной ковки); "Механическая обработка металлов и других материалов" (полировщик, сверловщик, строгальщик, токарь-расточник, фрезеровщик, шлифовщик); "Металлопокрытия и окраска" (маляр); "Слесарные и слесарно-сборочные работы" (жестянщик, испытатель двигателей, комплектовщик изделий и инструмента, медник, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, слесарь по топливной аппаратуре, слесарь-ремонтник), утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 января 1985 года N 17/2-54; дополнение к вып.2 от 22 июня 1988 года N 375/19-8 (наладчик сельскохозяйственных машин и тракторов), вып.33, раздел "Производство, восстановление и ремонт шин", утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 4 июля 1985 года N 218/14-78.

     

Организация труда и технология работ

Организация труда при капитальном и текущих ремонтах


Работы по ремонту тракторов выполняются специализированными или комплексными бригадами. Такая организация труда позволяет наиболее эффективно использовать рабочее время и оборудование.

Бригаду возглавляет бригадир, назначаемый из числа наиболее квалифицированных рабочих.

Каждой бригаде или рабочему выдается нормированное задание.

Технология ремонтных работ и организация рабочих мест

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»