А.В.Терехина,
начальник отдела бюджетного
учета и отчетности
по операциям бюджетов
УФК по Саратовской области
Централизуем учет
Централизация бюджетного учета - важная задача, которая стоит перед Федеральным казначейством. В данной статье рассмотрим порядок централизации в рамках кассового обслуживания на опыте Управления Федерального казначейства по Саратовской области.
Завершился последний этап внедрения программного обеспечения автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК) на всей территории Российской Федерации.
АСФК - это новая единая система учета операций участников и неучастников бюджетного процесса с огромным внутренним потенциалом. Система позволяет централизовать на уровне Управления территориального органа Федерального казначейства учет кассовых потоков (поступлений и выбытий) в разрезе детальных аналитических признаков.
Сегодня в каждом регионе нашей страны появился единый источник учетных данных, который заменил ранее существовавшие раздробленные учетные системы территориального Управления и подведомственных ему отделений.
Централизация всех проводимых операций в едином источнике позволяет перейти к централизованному бюджетному учету в рамках кассового обслуживания участников и неучастников бюджетного процесса, что значительно оптимизирует и совершенствует процедуры учета и, как следствие, повышает качество представляемой бюджетной отчетности как внутренним, так и внешним пользователям.
Как безболезненно осуществить переход на централизованный бюджетный учет? Какие шаги предпринять?
Во-первых, необходимо определить степень предполагаемой централизации - полная или частичная.
Полная - бюджетный учет операций, составление регистров бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности осуществляется на уровне территориального Управления без осуществления процедур консолидации.
Частичная - бюджетный учет операций, составление регистров бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета осуществляется на уровне Управления, а выверка сформированных регистров бюджетного учета и формирование соответствующей бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию исполнения публично-правовых образований и передача их в соответствующие финансовые органы осуществляются отделениями и территориальными отделами управлений. Важными факторами в определении степени централизации является количество сотрудников отдела бюджетного учета и отчетности Управления, а также вариант кассового обслуживания публично-правовых образований.
Во-вторых, детально проработать и определить технологическую цепочку в условиях централизованного бюджетного учета.
А именно разработать:
- порядок движения первичных документов, определяющих факт свершения операции и признание события в бюджетном учете;
- порядок, регламентирующий взаимодействие структурных подразделений Управления и отделений и/или территориальных отделов Управления в условиях централизованного учета;
- порядок внесения исправительных записей при обнаружении ошибок в учетную систему;
- порядок организации хранения первичных документов, регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности;
- регламент выполнения операций, подлежащих учету;
- регламент "закрытия операционного дня" и т.д.
В-третьих, четко распределить обязанности между сотрудниками отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления, а в случае необходимости - между сотрудниками отделений и/или территориальных отделов Управления.
В-четвертых, определить способы контроля своевременности, достоверности и полноты бюджетного учета в условиях централизации.