• Текст документа
  • Статус
  • Примечания
Поиск в тексте

Золотарева Ирина Константиновна ,
заместитель начальника Отдела налогов и доходов
от использования природных ресурсов Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


Несмотря на достаточно длительный период действия главы 25.2 Налогового кодекса, а до нее Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", регулирующего порядок уплаты платы за пользование водными объектами, являющейся налоговым платежом, вопросов, возникающих при исчислении и уплате водного налога, не становится меньше. У многих организаций, осуществляющих использование водных объектов, возникают проблемы по исчислению и уплате водного налога возникают как при применении только норм налогового законодательства, так и при применении норм налогового законодательства в совокупности с нормами природного законодательства, регулирующего отношения в области использования водных объектов.

Например, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками водного налога признаются организации, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако ни о каком "специальном" и "особом" водопользовании в действующем законодательстве не упоминается. Ранее подобные термины были установлены в Водном кодексе Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ. Таким образом, круг плательщиков водного налога фактически не определен. Следовательно, учитывая нормы статьи 17 Кодекса, налог не может считаться установленным.

Возникает вопрос - может ли компания, осуществляющая на основании соответствующей лицензии пользование подземными водными объектами, сэкономить на водном налоге?

В данном случае, не может, поскольку согласно статье 2 Федерального закона от 03.26.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно статье 5 этого же закона водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных в соответствии с нормативной правовой базой, действовавшей на момент их принятия, выдачи и заключения, до введения в действие с 1 января 2007 года нового Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока их действия.

Таким образом, если пользование подземными водными объектами осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством, действовавшим на момент ее выдачи, сэкономить, не получиться.

Вызывает интерес у водопользователей и практика исчисления водного налога с учетом потерь воды в случаях, когда организация, являясь плательщиком водного налога, осуществляет забор воды из водного объекта для водоснабжения нескольких водопользователей, например, населения и промышленных предприятий. При доставке, забранной из водного объекта воды, до потребителей возникают потери и, соответственно, возникает вопрос: как учитывать указанные потери воды в целях налогообложения водным налогом, и по какой налоговой ставке осуществлять налогообложение, поскольку в данном случае применяются различные налоговые ставки? Следует ли указанные потери распределять пропорционально объемам отпускаемой потребителям воды с применением соответствующих налоговых ставок или все потери воды должны облагаться по ставке водного налога, установленного для водоснабжения промышленным предприятий?

В данной ситуации следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 333.9 главы 25.2 "Водный налог" Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов. На основании пункта 2 статьи 333.10 Кодекса налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранный из водного объекта за соответствующий налоговый период. При этом в случае, если в отношении данного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Водный налог

Название документа: Водный налог

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Дата принятия: 20 января 2012

     
     Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

     Права на использование данного авторского материала принадлежат ЗАО "Информационная компания "Кодекс". Без согласия автора или ЗАО "Информационная компания "Кодекс" допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.
     
     Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала - ЗАО "Информационная компания "Кодекс".

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах