Учет НИОКР в государственных учреждениях

Налоговый учет


Налог на прибыль


При выполнении государственным учреждением НИОКР для собственных нужд и за счет средств от деятельности, приносящей доход, следует обратить внимание на принятые изменения к статье 262 Налогового кодекса, которые вступят в силу с 2012 года. Первое - это то, что определен конкретный перечень затрат, которые могут считаться расходами на НИОКР для целей налогообложения.

К расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки с 1 января 2012 года относятся (п.2 ст.262 НК РФ):

1) суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, начисленные за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

2) суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, предусмотренных пунктами 1, 3, 16 и 21 статьи 255 Налогового кодекса, за период выполнения этими работниками научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

3) материальные расходы, предусмотренные подпунктами 1-3 и 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

4) другие расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 262 Налогового кодекса;

5) стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

6) отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ), в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса.

Второе. Согласно пункту 4 статьи 262 Налогового кодекса затраты на НИОКР признаются для целей налогообложения независимо от результатов после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки, кроме отчислений в фонды поддержки инновационной деятельности: они входят в расходы того отчетного (налогового) периода, в котором произведены.

Следующим существенным изменением является норма, определенная в пункте 9 статьи 262 Налогового кодекса. В данной статье налогоплательщику предоставляется возможность выбора двух вариантов, в случае если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, то есть нематериальный актив.

Первый вариант - признавать в налоговом учете нематериальный актив и списывать его стоимость путем начисления амортизации. Второй вариант - учитывать произведенные расходы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Выбранный вариант необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения. При этом суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.

С 1 января 2012 года налогоплательщикам предоставляется право создавать резервы предстоящих расходов на НИОКР в порядке, установленном статьей 267.2 Налогового кодекса. Рассмотрим действия, которые необходимо осуществить, чтобы создать данный резерв.

Учреждению необходимо разработать и утвердить программы проведения НИОКР. На основании данных программ принять решение о создании резерва для реализации каждой утвержденной программы, то есть резерв надо создавать по каждому направлению научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок отдельно. Данный подход позволяет повысить качество планирования резерва, создавать резерв, максимально приближенный к фактически осуществляемым расходам.