Учет НИОКР в государственных учреждениях

Бюджетный учет, N 10, 2011         

     С.Г.Хабаев,
     доктор экономических наук, доцент,
     консультант ООО "ЦентрАудит М"

     Учет НИОКР в государственных учреждениях


При выполнении НИОКР возникает множество спорных моментов. Их рассмотрит С.Г.Хабаев, доктор экономических наук, доцент, консультант ООО "ЦентрАудит М".

Государственные учреждения могут выступать как заказчиками, так и исполнителями (соисполнителями) по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (далее - НИОКР). Кроме того, возможна ситуация, при которой государственное учреждение (бюджетное или автономное) для собственных нужд и за счет средств от деятельности, приносящей доход, проводит НИОКР.

Рассмотрим ситуацию, при которой государственное учреждение является заказчиком НИОКР. Порядок отражения НИОКР в данной ситуации будет зависеть от типа государственного учреждения (казенное, бюджетное или автономное), а также от источника финансирования НИОКР.

В случае если заказчиком НИОКР будет являться бюджетное или автономное учреждение, то источником финансирования данных работ должна быть выделенная учредителем целевая субсидия на данные цели, или это могут быть средства, полученные от деятельности, приносящей доход. Данный вывод можно сделать исходя из анализа статьи 79 Бюджетного кодекса, из которой следует, что в рамках бюджетных инвестиций не предусматривается создание нематериальных активов.

Оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ осуществляется по подстатье 226 "Прочие работы услуги" КОСГУ.