эксперт журнала
Годовой отчет 2011
Завершающим этапом учетного процесса за определенный период, осуществляемого в рамках бухгалтерского учета, является составление бухгалтерской отчетности. О том, что включает в себя бухгалтерская отчетность, а также какие к ней установлены требования, мы и расскажем в этой статье.
Для начала отметим, что бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), а также в пункте 4 положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 43н (далее - ПБУ 4/99). Заметим, что ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
Формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 2 июля 2010 года N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н).
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 129-ФЗ, пункту 5 ПБУ 4/99, Приказу N 66н бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001);
- отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002);
- приложений к ним:
- отчет об изменениях капитала (форма ОКУД 0710003);
- отчет о движении денежных средств (форма ОКУД 0710004);
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма ОКУД 0710006).
Заметим, что указанную форму отчета рекомендуется применять при формировании соответствующих пояснений организациям, являющимся некоммерческими;
- иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
На основании пункта 4 Приказа N 66н иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - пояснения) оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно. При этом они могут воспользоваться примером составления подобных пояснений, приведенным в приложении N 3 Приказа N 66н.
- аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
Напомним, что перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (пункт 3 статьи 6 Закона N 307-ФЗ). В настоящее время эту функцию выполняет Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", утвержденный приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2010 года N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности". Заметим, что этим же Приказом утверждены ФСАД 2/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" (далее - ФСАД 2/2010) и ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении" (далее - ФСАД 3/2010). При этом ФСАД 2/2010 устанавливает требования к форме и содержанию аудиторского заключения, содержащего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также к порядку формирования модифицированного мнения. ФСАД 3/2010 устанавливает требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение.
- пояснительной записки.
Бухгалтерская отчетность общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), в силу пункта 4 статьи 15 Закона N 129-ФЗ, состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001);
- отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002);
- отчета о целевом использовании полученных средств (форма ОКУД 0710006).
Обратите внимание! Организации - субъекты малого предпринимательства могут представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. На это указывает пункт 6 приказа N 66н, а также пункт 17 информации Минфина Российской Федерации N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства". Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001) и отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002), в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). А в приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации. |
Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации. На сегодняшний день государственные (муниципальные) автономные учреждения, государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном инструкцией, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
Далее рассмотрим общие требования к бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), изложенные в разделе III ПБУ 4/99.
Согласно пункту 6 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Напомним, что информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - отчетом о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации - отчетом о движении денежных средств. На это же указывает и пункт 5.1.4 концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике Российской Федерации (одобрена методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине Российской Федерации, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 года).
При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Обратите внимание! Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация должна включить соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил. Но в этой ситуации факт неприменения правил бухгалтерского учета с соответствующим обоснованием должен сообщаться в пояснительной записке (абзац 2 пункта 4 статьи 13 Закона N 129-ФЗ). В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета будет рассматриваться как уклонение от их выполнения и будет признаваться нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. |
На основании пункта 7 ПБУ 4/99 при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
В силу пункта 8 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому (пункт 9 ПБУ 4/99).
Обратите внимание! Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. |
Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности.
Обратите внимание, что если организацией были внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности, то ею должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.
Согласно пункту 10 ПБУ 4/99 по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Отметим, что для этого в бухгалтерском балансе содержатся графы, в которых по каждой статье приводятся показатели на отчетную дату, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему. В отчете о прибылях и убытках содержатся графы для отражения показателей за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному.
Обратите внимание, что если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
На основании пункта 11 ПБУ 4/99 статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В силу пункта 12 ПБУ 4/99 для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно (пункт 13 ПБУ 4/99).
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. При этом данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год (абзац 2 пункта 2 статьи 14 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 ПБУ 4/99 каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
- наименование составляющей части (то есть наименование формы бухгалтерской отчетности);
- указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;
- наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;
- формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности (то есть указывается единица измерения).
Согласно пунктам 15 - 17 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке в валюте Российской Федерации и подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Отметим, что если в организации ведется бухгалтерский учет на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, то бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Аудиторское заключение представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. На это указывает пункт 1 статьи 6 Закона N 307-ФЗ.