Недействующий

     

Проект N 576534-5


Вносится
депутатом Государственной Думы
В.Д.Уласом

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

     

     

Статья 1


Внести в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32 ст.3340; 2001, N 1, ст.18; N 23, ст.2289; N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; N 30, ст.3021; 2003, N 19, ст.1749; N 21, ст.1958; N 28, ст.2879; 2004, N 27, ст.2715; N 34, ст.3518, 3527; 2005, N 1, ст.30, 38; N 24, ст.2312; N 27, ст.2710, 2717; N 30, ст.3104; 2006, N 31, ст.3443, 3452; N 50, ст.5286; 2007, N 1, ст.20, N 13, ст.1456, N 21, ст.2462, N 31, ст.4013, N 45, ст.5416, N 49, ст.6045, 2008 N 18, ст1942, N 30, ст.3577, ст.3614, N 48, ст.5519, N 49, ст.5726; 2009 N 23,ст. 2772, 2775, N 29, ст.3598,ст. 3639, N 39, ст.4534, N 45, ст.5271, N 48, ст.5726, ст.5731, N 52, ст.6444, 6455, 2010, N 15 ст.1737, N 19 ст.2291, N 31, ст.4176, ст.4198, N 48, ст.6247. 2011, N 1, ст.7) следующие изменения:

1) в статье 210:

в пункте 3 слова "предусмотрена налоговая ставка, установленная" заменить словами "предусмотрены налоговые ставки, установленные";

2) в статье 217:

а) пункт 6) дополнить словами " в суммах, не превышающих 960000 рублей за налоговый период";

б) пункт 18) дополнить словами: ", если наследодатель и наследник являются супругами, а для доходов, не превышающих 12000000 рублей за налоговый период, близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации";

в) пункт 18.1) читать в следующей редакции:

"18.1) доходы в денежной и натуральных формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, если даритель и одаряемый являются супругами, а для доходов, не превышающих 12000000 рублей за налоговый период, близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации";

г) дополнить статью пунктом 18.2) в следующей редакции:

"18.2) суммарные доходы в денежной и натуральных формах за налоговый период ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором налогоплательщик зарегистрирован";

д) пункт 30) дополнить словами: "не превышающие 120000 рублей за налоговый период"

е) пункт 31) дополнить словами: "не превышающие 240000 рублей за налоговый период".

3) в статье 218:

в пункте 1:

а) в абзаце первом подпункта 1) цифру "3000" заменить на "10000":

б) в абзаце первом подпункта 2) цифру "500" заменить на "5000"

в) подпункт 3) исключить;

г) подпункт 4) считать подпунктом 3), первый абзац которого читать в редакции:

"3) налоговый вычет в размере прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте Российской федерации, в котором налогоплательщик зарегистрирован, но не ниже 5000 рублей за каждый месяц налогового периода, распространяется на:"

в пункте 2:

в абзаце первом цифры "1-3" заменить на "1-2", в абзаце втором цифру "4" заменить на цифру "3" ,а цифры "1-3" заменить на "1-2";

4) в статье 219:

в пункте 1:

а) в подпункте 1) цифру "25" заменить на "10";

б) в подпункте 2) цифры "50000" заменить на "280000"

в) в абзаце втором подпункта 3) цифру "120000" заменить на " 280000".

5) в статье 220:

в пункте 1:

а) в подпункте 1) цифру "1000000" заменить на "2000000", а цифру"250000" на 1000000";

б) в подпункте 2) цифру "2000000" заменить на "3000000".

6) в статье 224:

а) пункт 1: изложить в следующей редакции:

"1. Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода

Налоговая ставка

До 120000 рублей

10 процентов

От 120001 до 500000 рублей

12000 рублей + 15 процентов с суммы, превышающей 120000 рублей

От 500001 до 1100000 рублей

69000 рублей + 25 процентов с суммы, превышающей 500000 рублей

От 1100001 до 2900000 рублей

219000 рублей + 35 процентов с суммы, превышающей 1100000 рублей

Свыше 2900000 рублей

849000 рублей + 45 процентов с суммы, превышающей 2900000 рублей


б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Налоговые ставки на доходы в денежной и натуральных формах, получаемые в порядке наследования и (или) дарения членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за исключением супруга (супруги), устанавливаются в следующих размерах:

Размер налогооблагаемого дохода

Налоговая ставка

До 6000000 рублей

5 процентов

От 6000001 до 18000000 рублей

300000 рублей +15 процентов с суммы, превышающей 6000000 рублей.

От 18000001 до 60000000 рублей

2100000 рублей + 25 процентов с суммы, превышающей 18000000 рублей.

От 60000001 до 180000000 рублей

12600000 рублей + 35 процентов с суммы, превышающей 60000000 рублей.

Свыше 180000001 рублей

54600000 рублей +45 процентов с суммы, превышающей 180000000 рублей.

     

в) пункт 5 исключить.

     

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации

     

     

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"



Целью данного законопроекта, основным содержанием которого являются повышение налоговых льгот и вычетов для малообеспеченных слоёв населения и возвращение к прогрессивному налогообложению на доходы физических лиц, станет решение следующих важнейших задач модернизации и социально-экономического развития России:

- повышение доходов мало и среднеобеспеченных слоёв населения;

- устранение огромного имущественного неравенства населения;

- увеличения доходной части региональных бюджетов;

- создание налоговых условий, стимулирующих коммерческие организации к расходованию прибыли на расширение и модернизацию производства, а не на её чрезмерное личное потребление.

Действующий Налоговый кодекс РФ, предусматривающий плоскую, единую для всех 13% ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ), был введён с 1 января 2001 года и должен был по замыслу авторов, упростить сбор налогов, легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах, и повысить привлекательность России для частных инвесторов. При этом отрицательные отзывы большинства учёных экономистов и Российской академии наук были проигнорированы.

Необходимо отметить, что и все дальнейшие наиболее принципиальные изменения Налогового кодекса связанные с введением регрессивной ставки ЕСН и плоской 9% ставкой налога на дивиденды, с отменой налога на наследование и дарение для родственников, отвечали либеральной доктрине снижения налоговой нагрузки на наиболее богатые слои населения, с целью увеличения их гипотетических инвестиций в экономику России.

Каковы же реальные результаты десятилетнего применения данной налоговой модели? Сегодня мы уже можем оценить некоторые из них.

Легализации "теневых" доходов не получилось. Согласно заключению Счётной палаты РФ: "Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы отчислений от единого социального налога не оказало существенного влияния на легализацию не облагаемых ранее налогом доходов". Более того по оценке ряда экспертов доля "теневых" доходов в т.ч. коррупционных все последние годы стремительно увеличивалась и достигла к 2010 году 15-20% от ВВП.

Социальное расслоение населения все последние годы стремительно увеличивалось и достигло катастрофических размеров, соответствующие данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношение денежных доходов 10% самых богатых граждан России к доходам 10% самых бедных

Годы

1992

...

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Коэффициент дифференциации доходов Кд

8

...

13,9

14

14,5

15,2

15,2

16

16,8

16,8

16,7

15,8*

_______________
     * Данные за первые девять месяцев 2010 года Источник: Росстат


По количеству долларовых миллиардеров Россия уверенно вышла на первое место в Европе, и это притом, что в стране около 6 миллионов безработных, а более трети населения живёт за чертой бедности.

Согласно данным Росстата в январе-сентябре 2010 года на долю 10% самых богатых россиян приходилось 30,5% общего объема денежных доходов населения, а на долю 10% самых бедных - лишь 1,9%. При этом расчёты, приведенные в финансово-экономическом обосновании к данному законопроекту, свидетельствуют, что официальные показатели расслоения существенно занижены. В действительности разница между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных, характеризуемая коэффициентом дифференциации доходов Кд, в несколько раз выше данных Росстата, приведенных в табл.1., а для Москвы этот показатель даже по официальным данным превысил цифру 40.

По соотношению доходов, распределяемых между самыми богатыми и самыми бедными, Россия давно уже перешла порог социальной безопасности, который по оценке международных экспертов не должен превышать 8-9. Для сравнения, в Германии, Австрии и Франции Кд варьируется от 5 до 7, а в Швеции, Дании, Финляндии, Японии и Южной Корее - от 3,5 до 5.

Настораживает и то, что в последних данных Росстата социологи и экономисты отметили принципиальное изменение структуры слоя самых богатых: состоятельные чиновники вытесняют из него предпринимателей и бизнесменов. Еще в 2004 году было опубликовано исследование, согласно которому среди владельцев и покупателей недвижимости на Рублевке лишь 30% - бизнесмены, а 70% - федеральные и региональные чиновники. Вот почему высшему чиновничеству невыгодно что-либо менять в существующей системе налогообложения.

Что же касается инвестиций, то они действительно возросли, но не в российскую экономику, а в экономику стран ЕЭС и США. При этом доля инвестиций в реальную экономику нашей страны даже уменьшилась, сегодня по этому показателю Россия оказалась далеко позади большинства развивающихся стран. Так по итогам 2009 года в экономику Казахстана поступило более $30 млрд. прямых иностранных инвестиций, тогда как для России эта цифра составила около $18 млрд. притом, что численность населения нашей страны в 9 раз больше.

Необходимо также отметить, что применение плоской 13% ставки НДФЛ привело к уменьшению его доли до 4,2% ВВП (в США доля подоходного налога составляет около 10% от ВВП, а странах ЕЭС - от 8 до 10%), что оказывает резко отрицательное влияние на эффективность экономики по следующим причинам.

Во-первых, низкий уровень налогообложения личных доходов ведёт к повышению уровня налогообложения прибыли и добавленной стоимости, что оказывает резко дестимулирующее воздействие на экономическое развитие.

Во-вторых, низкий уровень НДФЛ способствует тому, что прибыль от предпринимательской деятельности в большей мере идёт на потребление, а не на производственные накопления и реинвестирование в производство. Существующий характер налогообложения поощряет "проедание" прибыли.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»