МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 января 2011 года N 3Р-ОФ

Об утверждении методических материалов по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий



Во исполнение пункта 5 протокола заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2009 года N 4 утвердить прилагаемые методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.

О.В.Фомичев

     

Приложение
к распоряжению
Минэкономразвития России
от 31 января 2011 года N 3Р-ОФ

     
Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий

1. Введение


В данном документе используются следующие определения:

Протокол N 4 - Протокол N 4 заседания Правительственной комиссии по высоким технологиях и инновациям от 3 августа 2010 года;

Рабочая группа - сформированная на основании Протокола N 4 рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям;

Рекомендации - утвержденные Протоколом N 4 рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий;

Компании - акционерные общества с государственным участием, государственные корпорации и федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых определен Протоколом N 4;

Программа - определенный разделом I Рекомендаций документ, описывающий комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, разработку, производство и вывод на рынок новых инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, содействие модернизации и технологическому развитию компаний путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов, а также направленных на инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации, и интегрированный в бизнес-стратегию развития компаний;

Технологический аудит - определенный разделом II Рекомендаций независимый, комплексный и документированный анализ, содержащий адекватную оценку существующего технологического уровня компании в сравнении с сопоставимыми компаниями в России и за рубежом, относительно доступных лучших аналогов (в соответствии с мировым уровнем развития науки, техники и технологий);

Зарубежные компании - крупнейшие хозяйственные общества за пределами Российской Федерации, которые могут быть для целей проведения технологического аудита и разработки программы сопоставлены с компанией по ряду существенных для основной деятельности признаков (сходство по основному виду или одному из основных видов выпускаемой продукции, сходство по целевым рынкам и потребителям, сходство по организации и задачам производства либо иные существенные признаки);

Инновационные компании малого и среднего бизнеса (МСБ) - установленные разделом VI Рекомендаций в качестве партнеров компаний субъекты малого и среднего инновационного предпринимательства в Российской Федерации и за рубежом, разрабатывающие и реализующие инновационные и высокотехнологичные товары, или разрабатывающие и реализующие права на использование новых и инновационных технологий, или разрабатывающие и оказывающие инновационные услуги;

Данный документ выпущен во исполнение пункта 5 поручения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, содержащегося в Протоколе N 4.

Данный документ составлен с целью оказания методологической поддержки компаниям при проведении технологического аудита и разработке программы и детализирует рекомендации по технологическому аудиту и программе, содержащиеся в Протоколе N 4.

2. Основные понятия программы

2.1. Инновационное развитие

Под инновационным развитием понимается деятельность компаний, относящаяся к одной из следующих категорий:

освоение новых технологий;

разработка и выпуск инновационных продуктов;

инновации в управлении;

а также любая иная деятельность, имеющая своей целью разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, модернизацию существующих технологий, инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации.

Под освоением новых технологий, применяемых компанией (а также проектируемых и предполагаемых к применению), понимается:

приобретение, установка, внедрение в производство нового и энергоэффективного производственного оборудования, технологий и технологических решений, приемов и методов организации производства, обучение персонала по их использованию;

реконструкция производственных мощностей с целью их обновления, снижения себестоимости, увеличения объема выпуска производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), повышения производительности труда, экологичности и энергоэффективности;

внедрение иных новых и инновационных технологий в производстве;

любые иные виды деятельности, призванные модернизировать производство и внедрить инновационные технологии в основную и операционную деятельность компании.

Под разработкой и выпуском инновационных продуктов (товаров, услуг и технологий), существующих и планируемых к разработке, производству и реализации, а также используемых и находящихся в процессе разработки объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности) понимается:

организация, планирование, проведение и внедрение результатов НИОКР;

создание новых производств, производственных площадок, линий для выпуска новых видов продукции, имеющих существенные отличия от существующей продуктовой линейки;

создание, приобретение и отчуждение объектов интеллектуальной собственности;

теоретические, прикладные и полевые исследования рынка и потребителей продукции компании с целью определения потребности в новых продуктах, решениях и услугах;

разработка и выведение на рынок новых продуктов, в том числе через применение методологии "развития покупателя";

новые приемы и методы работы на рынке, включая создание каналов продвижения продукции, рекламную и выставочную деятельность, коммуникацию и обратную связь с потребителями, глубокое изучение потребителей выпускаемой продукции и капитализация этих знаний, в том числе путем улучшения взаимоотношений с потребителями;

меры, направленные на значительное изменение потребительских свойств уже выпускаемых товаров и услуг, достижение новых уровней качества и надежности выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости и увеличение вновь создаваемой стоимости.

Под инновациями в управлении понимаются целенаправленные изменения организационно-управленческих и производственно-технологических процессов, связанных с разработкой, проектированием и производством выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, включая следующие виды деятельности:

модернизация бизнес-процессов, включая изменения в средствах, методах и приемах управления компанией, изменения организационной структуры компании, изменения в стратегии компании, направленные на решение модернизационных и инновационных задач;

внедрение новых информационных технологий, освоение новых видов использования информационных технологий в бизнес-процессах (Интернет, мобильные технологии);

внедрение современных стандартов корпоративного управления, включая получение рейтинга корпоративного управления, и разработка комплекса мер, направленных на совершенствование механизмов корпоративного управления;

сертификация производства на соответствие стандартам качества;

использование механизмов частно-государственного партнерства, включая использование механизмов налогового и бюджетного стимулирования инновационного развития, возможностей государственных институтов инновационного развития (ГК "Роснанотех", ОАО "Российская венчурная компания" (далее - ОАО "РВК"), Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее - Фонд "Сколково"), Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, региональные институты развития);

финансовая деятельность, включая инвестирование в новые инновационные МСБ (стартапы), посевное и венчурное инвестирование, участие в венчурных фондах и фондах прямых инвестиций, финансирование собственных НИОКР и НИОКР, выполняемых по договорам с ведущими учебными заведениями, внешними научными организациями малым и средним бизнесом, студентами, молодыми учеными и специалистами, финансирование закупок инновационной продукции малых и средних инновационных предприятий;

кадровая и образовательная деятельность, включая подготовку и переобучение кадров, формирование кадровых резервов, привлечение студентов и молодых специалистов к работе в компании и к сотрудничеству с ней;

внутрироссийская инновационная кооперация, включая сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями, малыми и средними инновационными предприятиями;

международная инновационная кооперация, включая сотрудничество с ведущими международными высокотехнологическими компаниями, международными венчурными фондами, малым и средним инновационным бизнесом, занятыми в научной, инновационной и деловой деятельности, соотечественниками за рубежом и их общественными организациями.

2.2. Ключевые показатели эффективности (KPI)

KPI программы определяются на основе выводов технологического аудита. К применению в программе разрешены любые KPI, которые соответствуют стратегическим целям компании.

KPI должны быть измеримыми, то есть быть выражены в количественных значениях. Допустимые единицы измерения KPI составляют денежные (в валюте Российской Федерации или зарубежных стран), простые или сложные числа с указанием размерности (например, объем выпуска в физических единицах, выручка на одного занятого и т.п.) или бинарные логические ("да"-"нет", "присутствует"-"отсутствует" и т.д.).

KPI должны быть сопоставимыми, то есть KPI, применяемый к компании или зарубежным компаниям, должен быть рассчитан по той же методике, что и KPI, применяемый к компании или зарубежным компаниям в иное время, в ином месте или ином виде деятельности, при необходимости с обоснованной, разумной и ограниченной поправкой на различие объективных обстоятельств.

Программа должна содержать не менее 4 (четырех) KPI, при этом:

- инновационная деятельность компании в целом должна оцениваться не менее чем 1 (одним) общим KPI;

каждая из категорий инновационного развития компании (определяемых в разделе 2.1) должна оцениваться не менее чем 1 (одним) дополнительным KPI, не совпадающим с KPI инновационного развития в целом.

Целесообразно также использовать дополнительные KPI для отдельной оценки деятельности компаний в области энергосбережения и экологичности.

Согласно разделу 1 Рекомендаций в программе для применения рекомендованы, в том числе, следующие KPI, для которых установлены определенные размерность и целевые значения:

- существенное (более 10%) уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;

существенную экономию энергетических ресурсов в процессе производства - не менее 5 % ежегодно, до достижения среднеотраслевых значений, характерных для зарубежных компаний;

- существенное улучшение потребительских свойств производимой продукции (повышение ее качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности, уменьшение числа отказов и аварий при эксплуатации, увеличение гарантийного срока эксплуатации, повышение степени утилизации продукции);

- значительное повышение производительности труда (не менее 5% ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для зарубежных компаний;

- повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства.

Согласно разделу 3 Рекомендаций с учетом специфики основной деятельности компании рекомендованы к применению в программе, в том числе, следующие KPI, критические значения и размерность которых компания определяет самостоятельно на основе анализа результатов технологического аудита:

1) показатели финансирования и результативности НИОКР:

- объем финансирования НИОКР за счет собственных средств (в процентах к выручке, без учета бюджетных средств, используемых компанией для проведения НИОКР);

- количество патентов и иных нематериальных активов, поставленных на баланс по результатам проведенных НИОКР;

- количество разработанных и внедренных в производство технологий и продуктов по результатам выполненных НИОКР.

2) показатели технологического лидерства:

- количество патентов, полученных за последние 3 года;

- количество продуктов, защищенных патентами, полученными за последние три года;

- качество инновационного портфеля - баланс между прорывными проектами (технологии, продукты и услуги, создающие новые рынки и новые категории продукции) и улучшающими проектами (технологии, продукты и услуги, направленные на развитие имеющихся на рынке продуктов).

3) показатели эффективности инновационной деятельности:

- процент от продаж новых продуктов (не старше трех лет) в общем объеме продаж;

- показатель эффективности внедрения - отношение объема продаж продукции, произведенной с использованием результатов НИОКР, к величине расходов на их выполнение.

4) показатели результативности корпоративной системы управления инновациями:

- количество инновационных предложений и проектов, полученных от сотрудников компании, и ожидаемый потенциал их окупаемости;

- количество проектов, переходящих с одного этапа процесса разработки и выведения на рынок инновационной продукции и услуг на следующий;

- продолжительность цикла инновационного процесса или его отдельных стадий (например, время, требуемое на создание прототипа продукции или выпуска опытной партии).

5) показатели эффективности взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций:

- количество инновационных предложений от сторонних организаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»