Министерство транспорта Российской Федерации
КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

     
ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

от 22 ноября 1995 года N 112/ДВ-125


О серьезном инциденте в аэропорту Шереметьево



25 июля 1995 года в международном аэропорту Шереметьево произошел серьезный инцидент с самолетами Ту-134 RA-65069 авиакомпании "Коми-Авиа" и DC-8 62F FAR-371, принадлежащего государству Перу.

В результате несанкционированного службой УВД аэропорта пересечения самолетом DC-8 при рулении взлетно-посадочной полосы перед взлетающим с разрешения диспетчера старта самолетом Ту-134 создалась реальная угроза столкновения двух воздушных судов.

Только благодаря решительным действиям экипажа российского самолета под управлением КВС Княжева Сергея Михайловича, который осуществил взлет перед находившимся на ВПП самолетом DC-8, данный инцидент не закончился тяжелым авиационным происшествием.

Комиссией по расследованию обстоятельств и причин указанного инцидента было установлено, что экипаж перуанского самолета, в нарушение требований Стандартов Приложения N 2 к Чикагской Конвенции о Международной гражданской авиации, перед выполнением полета не ознакомился с правилами пересечения ВПП на аэродромах Российской Федерации, изложенными в АИП РФ и стран СНГ, и произвел пересечение занятой ВПП без разрешения диспетчера старта.

В международном аэропорту Шереметьево на протяжении длительного времени использовались потенциально опасные маршруты руления воздушных судов без принятия дополнительных мер предосторожности из-за недостатков в деятельности руководства службы УВД аэропорта, не разработавшего безопасные схемы маневрирования судов с учетом работ, производимых на аэродроме по реконструкции летного поля.

Развитию опасной ситуации могло способствовать несоответствие используемой службой УВД фразеологии радиообмена рекомендациям Руководства по радиотелефонной связи ИКАО (Док. 9432-AN 925), которое предусматривает применение фразеологии с предупредительными элементами с целью придания более определенных требований действиям экипажа при приближении к ВПП.

Приказываем:

1. Материалы расследования серьезного инцидента изучить лично, а также со всем руководящим, летным и диспетчерским составом под роспись.

2. Заместителю Председателя Росаэронавигации Зобову Н.Ф. и начальнику Отдела аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов ДВТ Королеву Е.Н. разработать План мероприятий по реализации рекомендации комиссии по расследованию.

3. Начальнику Московского городского регионального управления воздушного транспорта Липаеву Г.Я. с участием представителей Росаэронавигации провести комплексную проверку организации УВД и выполнения полетов в международном аэропорту Шереметьево, а также хода устранения недостатков, выявленных при расследовании.

4. Генеральному директору международного аэропорта Шереметьево Акпорисову В.В. принять меры к должностным лицам служб аэропорта, допустившим нарушения в деятельности по обеспечению безопасности полетов.

5. Материалы расследования серьезного инцидента в установленном порядке направить в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.

6. Первому заместителю Председателя Росаэронавигации Евсюкову С.Г. и Первому заместителю Директора ДВТ Зайцеву Г.Н., руководствуясь Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 30.04.93 N 403 и приказом Министра транспорта Российской Федерации от 30.10.94 N 79 в двухмесячный срок провести работу по выделению кадрового состава и имущества служб УВД, РТО и САИ авиапредприятий и авиакомпаний России с последующим вхождением в систему Росаэронавигации.

Приложение:

1. Заключение о степени опасности столкновения;

2. Акт о расследовании инцидента.

Директор Департамента
воздушного транспорта
В.В.Замотин

Председатель Росаэронавигации
В.Г.Шелковников


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Председателя
Росаэронавигации - начальник
Главной инспекции
С.А.Сулаев
12 сентября 1995 года

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ДВТ -
начальник Главной инспекции по
безопасности полетов гражданских
воздушных судов РФ
И.Е.Машкивский
13 сентября 1995 года

     

Акт о расследовании инцидента с самолетами Ту-134А N RA-65069 и ДС-8 62F N FAP-371

Аэропорт Шереметьево

07.09.95


Комиссия в составе:

председатель

-

заместитель начальника отдела расследования авиационных происшествий Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ Косинов А.И.

заместитель председателя

-

главный пилот-инспектор Московского РУ ВТ Кундрюцков А.В.

члены комиссии:

-

начальник инспекции по безопасности полетов аэропорта Шереметьево Федоров B.C.

-

заместитель начальника службы движения аэропорта Шереметьево Некрасов Б.Р.

-

старший диспетчер отдела инспектирования и сертификации МЦ АУВД Ежов А.С.,


назначенная приказами Департамента воздушного транспорта Минтранса РФ от 26.07.95 N ДВ-77 и от 06.09.95 N ДВ-95 с 26.07.95 по 24.08.95 провела расследование инцидента с самолетами Ту-134А N RА-65069 Коми РУВТ и ДС-8 62F N FAP-371 государства Перу, происшедшего 25 июля 1995 года в аэропорту Шереметьево.

1. Обстоятельства

25 июля 1995 года днем в 10 часов 19 минут московского времени в простых метеоусловиях на аэродроме Шереметьево перед взлетающим самолетом Ту-134А N RA-65069 Коми РУВТ под управлением экипажа в составе командира Княжева С.М., второго пилота Кондырева С.И., штурмана Энгеля Э.К. и бортинженера Дейтера Б.Р. неожиданно на ВПП с целью ее пересечения без разрешения службы УВД вырулил самолет ДС-8 62F N FAP-371, принадлежащий ВВС государства Перу.

Руление самолета ДС-8 осуществлял командир экипажа полковник Пабло Карино Салас, обязанности второго пилота выполнял полковник Марко Каррион Рондон.

Экипаж самолета Ту-134, увидев выруливающий на ВПП самолет ДС-8, учитывая сложившуюся обстановку и невозможность прекращения взлета, принял решение продолжить взлет. Пытаясь предотвратить возможное столкновение с самолетом ДС-8, экипаж самолета Ту-134, пробежав порядка 1100 м и не достигнув расчетной скорости отрыва, "подорвал" самолет, создал левый крен до 5° и, пролетев с превышением до 10-15 м относительно самолета ДС-8, произвел взлет.

На борту самолета Ту-134А N RA-65069 находилось 53 пассажира и 7 членов экипажа. Взлетная масса самолета составила 44000 кг, что не выходило за пределы, установленные РЛЭ.

Выполнив взлет, экипаж осуществил полет по маршруту Шереметьево-Сыктывкар и благополучно произвел посадку в аэропорту назначения.

На борту самолета ДС-8 находились два экипажа и служебный груз. Самолет в аэропорт Шереметьево прибыл спецрейсом N FAP-371 из аэропорта Лимы, и имел промежуточные посадки на Канарских островах и в аэропорту г.Каунас.

Спецрейс выполнялся по линии МИД РФ.

2. Данные по экипажам


Самолет Ту-134А N RA-65069:

Командир Княжев Сергей Михайлович, 48 лет, пилот ГА 1 класса. Окончил Омское летно-техническое училище ГА в 1971 году и Центр ГА СЭВ в 1987 году.

Допущен к полетам при метеоминимуме погоды 60х800 м, для взлета - при видимости 400 м.

Общий налет на воздушных судах различных типов 13800 часов (из них ночью -4181 час), в том числе в качестве командира - 8240 часов.

Налет на самолете Ту-134 - 3823 часа, из них в качестве командира - 1720 часов.

Второй пилот Кондырев Сергей Николаевич, 37 лет, пилот ГА 1 класса. Окончил Бугурусланское летное училище ГА в 1978 году и Центр ГА СЭВ в 1990 году.

Общий налет на воздушных судах различных типов 7415 часов (из них ночью - 655 часов), в том числе в качестве командира - 4900 часов.

Налет на самолете Ту-134 - 1600 часов.

Штурман Энгель Эдуард Карлович, 46 лет, имеет квалификацию штурмана ГА 1 класса. Окончил Кировоградское летно-штурманское училище ГА в 1973 году и Ульяновскую школу высшей летной подготовки в 1975 году.

Общий налет на воздушных судах различных типов 13347 часов (из них ночью - 4865 часов). Налет на самолете Ту-134 - 11050 часов.

Бортинженер Дейтер Валерий Рейнгольдович, 44 года, имеет квалификацию бортинженера ГА 1 класса. Окончил Криворожское авиационное техническое училище ГА в 1972 году, Московский институт инженеров ГА в 1988 году и Центр ГА СЭВ в 1987 году.

Общий налет на воздушных судах различных типов - 10450 часов (из них ночью - 3995 часов).

Налет на самолете Ту-134 - 3860 часов.

Члены экипажа самолета авиационных происшествий ранее не имели, с летной работы не снимались.

Профессиональная подготовка каждого члена экипажа и экипажа в целом находится на достаточно высоком уровне и соответствует требованиям нормативных документов гражданской авиации.

В процессе обучения и допуска экипажа к полетам нарушений не выявлено.

Самолет ДС-8 N FAP-371:

Командир: начальник подготовки личного состава ВВС государства Перу полковник Пабло Карино Салас, 50 лет, пилот ВВС 1 класса.

Общий налет на ВС различных типов 8500 часов. Налет на самолете ДС-8 - 1500 часов.

Обязанности второго пилота исполнял начальник воздушного транспорта при Министерстве транспорта государства Перу полковник Марко Каррион Рондон, 45 лет, пилот ВВС 1 класса.

Общий налет на ВС различных типов 7800 часов. Налет на самолете ДС-8 - 1000 часов.

Всего на борту самолета ДС-8 находились 2 экипажа ВВС государства Перу, состоящие из 5 специалистов каждый.

Учитывая, что возникновение инцидента в аэропорту Шереметьево связано с ошибочными действиями со стороны полковника Пабло Карино Салас, осуществляющего по указанию службы УВД руление самолета после его посадки, и полковника Марко Каррион Рондон, ведшего со службой УВД радиосвязь, комиссия считает возможным данные по остальным 8 членам экипажей не приводить.

Опрос членов экипажа самолета ДС-8 показал, что их подготовка к полету в воздушном пространстве Российской Федерации проведена не в полном объеме. Так, в нарушение требований пункта 2.3.2 Международных стандартов правил полетов, приложение N 2 ИКАО, издание 9, экипаж не ознакомился с содержанием официального Сборника аэронавигационной информации (АИП), издаваемого Российской Федерацией. В результате при рулении самолета к месту стоянки экипаж нарушил правила пересечения ВПП, установленные пунктом 4.4.4 АИП (том 3, раздел RAC-I) и обязывающие КВС "при рулении осматривать впереди лежащее пространство и принимать меры во избежание столкновения с воздушными судами, автомашинами и др. препятствиями", а также "...рулить по ВПП или пересекать ее только с разрешения соответствующего органа УВД (СДП или ДПСП)".

Допущенное нарушение привело к несанкционированному выруливанию на ВПП самолета ДС-8 перед взлетающим самолетом Ту-134.

Из опроса членов экипажа самолета ДС-8 следует, что государство Перу не имеет сборников АИП. Однако данное сообщение не соответствует действительности. Согласно письму ЦАИ ГА от 28.07.95 N 10-2402 государство Перу с 1969 года располагает двумя экземплярами АИП. Через представителя Аэрофлота в Лиме в САИ Перу с 1969 года и до настоящего времени регулярно направляются все изменения. Претензий со стороны САИ Перу о неполучении или досылке информации ЦАИ ГА не поступало.

3. Данные о персонале службы УВД


Заместитель начальника международного аэропорта Шереметьево по движению Козлов Константин Иванович, 48 лет, диспетчер 1 класса. Окончил Калининградское мореходное училище в 1967 году и Ордена Ленина Академию ГА в 1982 году. В 1995 году окончил курсы повышения квалификации руководящего состава при МГТУ ГА.

Стаж работы в службе УВД 19 лет, в должности начальника службы движения с 1985 года, ЗНА по движению - с декабря 1994 года.

Диспетчер вспомогательного диспетчерского пункта подхода (ВДПП) международного аэропорта Шереметьево Троицкий Игорь Викторович, 39 лет, диспетчер 1 класса. Окончил Рижское летно-техническое училище ГА в 1976 году. В 1994 году окончил курсы повышения квалификации при УТЦ-21 и специальные курсы английского языка при ЦПАП Аэрофлот.

Допущен к работе на диспетчерском пункте подхода (ДПП) и диспетчерском пункте руления (ДПР).

Стаж работы в службе УВД 19 лет. В соответствии с приказом от 30.05.94 N 176/л имеет допуск к инструкторской работе на ДПР.

Руководитель полетов Купоров Игорь Георгиевич, 47 лет, диспетчер 1 класса. Окончил Кировоградскую школу высшей летной подготовки ГА в 1970 году. В 1994 году окончил курсы повышения квалификации при Ордена Ленина Академии ГА, а в 1995 году специальные курсы английского языка при ЦПАП Аэрофлот.

Стаж работы в службе УВД 25 лет, в должности руководителя полетов - 11 лет.

Диспетчер стартового диспетчерского пункта (СДП) Лупов Алексей Владимирович, 30 лет, диспетчер 1 класса. Окончил Рижское летно-техническое училище ГА в 1985 году. В 1994 году окончил курсы повышения квалификации при УТЦ-21 и специальные курсы английского языка при ЦПАП Аэрофлот в 1995 году.

Стаж работы в службе УВД 10 лет, в должности диспетчера СДП - 6 лет.

Диспетчер пункта руления Юдин Сергей Алексеевич, 30 лет, диспетчер 1 класса. Окончил Рижское летно-техническое училище ГА в 1986 году и Ордена Ленина Академию ГА в 1993 году. В 1993 году окончил курсы повышения квалификации при УТЦ-21 и специальные курсы английского языка при ЦПАП Аэрофлот в 1995 году.

Стаж работы в службе УВД 9 лет. Стаж самостоятельной работы в должности диспетчера руления менее 1,5 смен.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»