Недействующий

     

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.В.Нерадько
27 ноября 2002 года

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Генерального директора
Российского авиационно-
космического агентства
В.И.Воскобойников
16 апреля 2002 года

УТВЕРЖДАЮ
Главнокомандующий
Военно-воздушных сил
России
В.С.Михайлов
15 апреля 2002 года

     
Положение о порядке изготовления, испытаний и эксплуатации воздушных судов специального назначения

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
с 14 марта 2016 года на основании
письма Минпромторга России от 8 августа 2016 года N 49422/18
____________________________________________________________________

     

     

1. Основные положения

1.1. Настоящее Положение о порядке изготовления, испытания и эксплуатации воздушных судов специального назначения (далее Положение) определяет порядок изготовления, испытания и эксплуатации воздушных судов специального назначения (ВССН), их систем, агрегатов, узлов, деталей и комплектующих изделий, эксплуатируемых в Государственной транспортной компании (ГТК) "Россия" и войсковой части 15565 Минобороны России (далее по тексту - эксплуатирующие организации). Эти воздушные суда изготавливаются по серийной технологии и как правило, оборудованы специальными узлами связи и другой спецаппаратурой и предназначены для выполнения задач, определенных "Положением об организации, обеспечении и выполнении полетов литер "А" и "К" воздушных судов специального назначения".

1.2. Настоящим Положением устанавливается личная ответственность руководителей организаций-разработчиков и организаций-изготовителей, а также представительств Заказчика в этих организациях за качество выпущенных ВССН и комплектующих изделий к ним, а руководителей эксплуатирующих организаций - за организацию и обеспечение эксплуатации ВССН в соответствии с эксплуатационной документацией и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Минобороны России, Росавиакосмоса и ГСГА Минтранса России в соответствии с ведомственной принадлежностью ВССН.

1.3. Изготовление, испытание, ремонт и эксплуатация двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов для ВССН производится согласно действующему "Положению о порядке изготовления, испытания, ремонта и эксплуатации авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов, воздушных судов специального назначения" от 1997 года.

1.4. Работы по переоборудованию и дооборудованию ВССН, проводимые по требованию заказчика авиатехники, производятся по согласованию с разработчиком ВССН и оформляются совместными решениями Росавиакосмоса, Минобороны России или ГСГА Минтранса России при участии заказчика авиатехники, финансирующей и эксплуатирующих организаций и изготовителя ВССН.

1.5. Сроки выполнения заказов на изготовление ВССН определяются контрактом на его поставку и должны учитывать цикловое технологическое время на изготовление серийного изделия с учетом необходимости дополнительного времени, связанного с увеличением объема работ по дооборудованию ВС.

1.6. Сроки изготовления дополнительного оборудования ВССН должны соответствовать срокам технологического цикла. По примененному дополнительному оборудованию организацией-разработчиком должны быть выданы заключения по результатам их испытаний.

1.7. Изготовление ВССН и их комплектование дополнительным оборудованием производится в соответствии с Госзаказом, Госконтрактом, техническим заданием, дополнительным техническим заданием, и утверждаемым Росавиакосмосом план-графиком изготовления ВССН, в котором определены сроки изготовления и поставки дополнительного оборудования.

1.8. С введением в действие настоящего Положения отменяется "Положение о порядке изготовления, испытаний и эксплуатации воздушных судов специального назначения", утвержденное Минавиапромом, Минрадиопромом, Минпромсвязи, МГА и Минобороны (ВВС) СССР 13.01.-19.03.86.

1.9. Настоящее Положение, включая п.1.8, не распространяется на ВССН, ТЗ на которые оформлены до его введения в действие.

2. Порядок изготовления и испытаний воздушных судов спецназначения и комплектующих изделий к ним

2.1. Изготовление ВССН и комплектующих изделий к ним производится только из новых узлов и деталей.

2.2. На ВССН устанавливаются комплектующие изделия, изготовленные и испытанные по серийной технологии за исключением авиадвигателей, ВСУ, главных редукторов и по специальному решению - лопастей несущего винта.

2.3. Техническая документация на изготовление ВССН разрабатывается организацией-разработчиком и организацией-изготовителем на основе технического задания, дополнительного технического задания, отражающего специфические отличия ВССН от сертифицированного образца ВС, и дополнения к Техническим условиям (ТУ) на контроль и приемку воздушных судов.

Дополнение к ТУ должно содержать перечень дополнительно устанавливаемого и прикладываемого оборудования, перечень дополнительной технологической оснастки, КПА и комплектующих изделий, перечень дополнительной эксплуатационной документации необходимых для проведения регламентных работ в процессе эксплуатации.

Дополнение к ТУ разрабатывается организацией-разработчиком и организацией-изготовителем, согласовывается с представительствами Заказчика в этих организациях и эксплуатирующими организациями и утверждается Росавиакосмосом и ГСГА Минтранса России или Минобороны России (ВВС) (по принадлежности ВССН).

Решение об объемах и порядке проведения дополнительных испытаний ВССН принимается совместно Разработчиком ВС, Заказчиком, Росавиакосмосом; ГСГА Минтранса России или Минобороны России в зависимости от ведомственной принадлежности ВССН.

2.4. Изготовление ВССН, их систем, агрегатов, узлов, деталей и комплектующих изделий, приемо-сдаточные испытания проводятся по действующей конструкторской и технологической документации с учетом требований настоящего Положения.

2.5. Особо ответственные технологические операции, а также сборка, отладка и испытания изделия должны выполняться высококвалифицированными работниками, прошедшими специальное обучение и аттестацию на право выполнения этих операций, имеющими опыт работы на данном рабочем месте не менее 6 месяцев и допущенными к упомянутым работам приказом по заводу.

Контроль и приемка технологических операций, деталей, узлов, агрегатов, систем производится ОТК в установленном порядке и по специальному согласованному перечню - представителем Заказчика в соответствии с техническим заданием и дополнительным техническим заданием.

2.6. Комплектующие изделия организаций-поставщиков, определяющие типовую конструкцию ВС, устанавливаемые на ВССН, на предприятии-изготовителе ВС проходят сплошной (100%) входной контроль на комплектность и отсутствие механических повреждений, а также на соответствие параметров по согласованному с представителем Заказчика на предприятии перечню. Инструкция по контролю комплектующих изделий согласовывается с организацией-изготовителем и представителем Заказчика на этом предприятии.

2.7. Работникам ОТК разрешается увеличивать время на контроль качества выполнения технологических операций при изготовлении ВССН в цехе окончательной сборки, а также при подготовке к полетам, по сравнению с временем выполнения тех же операций обычных ВС, но не более чем в 2 раза.

2.8. На ВССН должны быть выполнены бюллетени и проведены мероприятия по устранению недостатков, выявленных на воздушных судах аналогичного типа и подлежащих устранению к моменту передачи ВССН в эксплуатирующую организацию.

2.9. Все изготовленные и испытанные по серийной программе ВССН перед передачей их в эксплуатирующие организации должны налетать не менее 50 часов. Время серийных испытаний в полете засчитывается в указанный налет.

Указанный суммарный налет ВССН на предприятии-изготовителе может корректироваться специальной комиссией в составе руководителя организации, представителя организации-разработчика и представителя Заказчика по результатам эксплуатации и утверждаться в ГСГА Минтранса России и Росавиакосмосе.

Программа испытаний и профили полетов разрабатываются организацией-разработчиком ВССН, совместно с войсковыми частями 15565, 54799-Т, 11232, и согласовываются с ГТК "Россия", организацией-изготовителем, представителями Заказчика в организации-изготовителе и организации-разработчике.

Перечень выборочных и трассовых полетов и состав экипажа, который их выполняет согласовывается с представителем Заказчика в организации-изготовителе ВССН конкретно на каждый самолет (вертолет). Завершающими полетами 50-ти часовой программы должны быть приемо-сдаточные полеты.

В процессе выполнения 50-ти часовой программы разрешается производить полеты по проверке техники пилотирования экипажем организации-изготовителя и представителем Заказчика. В отдельных случаях полеты по 50-ти часовой программе могут выполняться с совмещением полетов по служебному заданию.

Результаты полетов анализируются по материалам расшифровки полетной информации СОК. Результаты анализа прилагаются к бортовой документации.

Во всех полетах, выполняемых организацией-поставщиком и представителем Заказчика, должен проводиться учет выявленных дефектов (недостатков). Выявленные дефекты (недостатки) должны быть устранены до передачи ВССН в эксплуатирующую организацию с составлением акта. Акт передается представителю Заказчика.

3. Эксплуатация воздушных судов спецназначения

3.1. Передача ВССН организациями-изготовителями и прием их бригадами эксплуатирующих организаций.

3.1.1. Приемка ВССН от организации-изготовителя должна производиться на основании извещения о готовности передачи, согласованного с представителем Заказчика на этом предприятии. Извещение направляется в ГСГА Минтранса России и ГТК "Россия" (по ВССН для ГТК "Россия") или войсковые части 25966 и 15565 (для ВССН для Минобороны России).

3.1.2. Организация-изготовитель обеспечивает в соответствии с Госконтрактом прием на свой аэродром, стоянку и выпуск самолетов с бригадой приемщиков, размещение за соответствующую плату бригады в гостинице, телефонной и другими видами связи на период выполнения работ по приемке ВССН.

3.1.3. При приемке ВССН бригада приемщиков руководствуется следующими документами:

- Основными условиями поставки продукции для военных организаций от 1997 года;

- Инструкцией по организации приемки и обеспечения перелетов воздушных судов ГА с организаций промышленности;

- НИАО; НТЭРАТ ГА;

- Техническими условиями на изготовление, контроль и приемку воздушного судна с Дополнением к нему, определяющим облик ВССН;

- настоящим Положением;

- другими нормативными документами Росавиакосмоса, ГСГА Минтранса России, Минобороны России и ФСО России.

3.1.4. Представитель Заказчика и руководитель организации-изготовителя организуют изучение бригадой приемщиков конструктивных изменений принимаемых ВССН по сравнению с серийными ВС. Индивидуальные особенности ВССН отражаются в части 1 формуляра.

3.1.5. Организация-изготовитель организует осмотр ВССН бригадой эксплуатирующей организации в объеме периодического осмотра для ВС Минобороны России или в объеме не ниже периодической формы Ф-1 с опробованием двигателей по полному циклу и уборкой-выпуском шасси - для ВССН ГТК "Россия".

При необходимости организуется контроль систем, предусмотренный при периодическом техническом обслуживании.

Организация-изготовитель ВССН предъявляет одиночный комплект ЗИП, который должен быть сформирован из комплектующих изделий, удовлетворяющих требованиям настоящего Положения. Срок консервации запасных частей устанавливается в ТУ (дополнении к ТУ) на поставку ВССН.

3.1.6. При обнаружении дефектов руководитель бригады эксплуатирующей организации составляет ведомость дефектов в 3-х экземплярах, которая представляется руководителю организации-изготовителя и представителю Заказчика. Третий экземпляр, подписанный представителем Заказчика, направляется в ГСГА Минтранса России или войсковую часть 25966 для информации.

3.1.7. Организация-изготовитель организует устранение выявленных при приемке ВССН дефектов и замечаний в сроки, предусмотренные действующими "Основными условиями поставки продукции для военных организаций", исчисляемые со дня получения ведомости дефектов руководителем организации.

При неустранении на ВССН дефектов в течение установленных сроков организация-изготовитель несет имущественную ответственность, предусмотренную Основными условиями поставки и Госконтрактом.

3.1.8. В случае временной передачи ВССН организации-изготовителю для устранения неисправностей, требующих заводских условий, переоборудования и дооборудования по требованиям заказчика по совместным решениям Росавиакосмоса, ГСГА Минтранса России (Минобороны России) и эксплуатирующей организации организация-изготовитель организует хранение и охрану ВССН, если оно будет находиться там до 10 суток, без оформления акта приема-передачи.

При нахождении ВССН в организации-изготовителе более 10 суток оно передается на хранение с оформлением акта.

При длительном хранении ВССН в организации-изготовителе оно организует обслуживание ВССН в соответствии с действующей эксплуатационной документацией по формам регламента.

3.1.9. Руководитель организации-изготовителя и представитель Заказчика после выполнения работ по устранению дефектов, а также переоборудования и дооборудования ВССН извещают руководство эксплуатирующей организации о готовности изделия к передаче и выполнению контрольного полета.

3.2. Техническое и конструкторское сопровождение эксплуатации ВССН, выполнение доработок:

3.2.1. В течение всего времени эксплуатации ВССН организация-разработчик, организация-изготовитель, ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН и НИИ авиационной промышленности в соответствии с Госконтрактом осуществляют научно-техническое сопровождение эксплуатации в целях повышения надежности, безопасности полетов, а также создания максимально благоприятных условий для работы экипажа, работы и отдыха пассажиров ВССН.

3.2.2. Гарантийное обслуживание ВССН, находящихся в эксплуатирующих организациях, проводится бригадами организации-изготовителя ВС и представителями организации-разработчика с привлечением в необходимых случаях организаций-изготовителей комплектующих изделий.

3.2.3. Гарантийное обслуживание авиатехники, выполняемое организациями-изготовителями, включает:

- устранение неисправностей конструкции и систем ВССН;

- замену отказавших агрегатов, узлов и деталей, независимо от причины их отказов;

- ремонт (восстановление) ВССН, его систем и агрегатов, поврежденных в результате отказов;

- поставку комплектующих (готовых) изделий (узлов, агрегатов и деталей), необходимых для выполнения указанных выше работ, а также для возмещения израсходованных запасов из фонда эксплуатирующих организаций при выполнении этих работ;

- оказание помощи эксплуатирующим организациям, по выполнению сложных регулировочных и наладочных работ.

3.2.4. Обязанности и права организации-разработчика ВССН и организации-изготовителя ВССН в эксплуатирующей организации определяются требованиями Воздушного Кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Минобороны России, Росавиакосмоса и ГСГА Минтранса России (в соответствии с ведомственной принадлежностью ВССН), а также другими действующими нормативными документами.

3.2.5. Основными обязанностями ответственного представителя (руководителя бригады) организации-поставщика ВССН в эксплуатирующей организации являются:

- обеспечение бесперебойной эксплуатации гарантийных ВССН и своевременный ввод их в строй при обнаружении неисправностей;

- организации своевременного и качественного выполнения доработок по бюллетеням и, в экстренных случаях, служебным запискам организации-разработчика или организации-изготовителя ВССН, согласованным с представителями Заказчика в организации-разработчике или организации-изготовителе ВССН;

- участие в определении причин неисправностей ВССН с привлечением в необходимых случаях представителей организации-разработчика;

- обеспечение работы бригады организации-изготовителя в соответствии с правилами и режимом, принятыми в эксплуатирующей организации (маркировка инструмента, разрешение на начало работ и т.п.);

- обеспечение устранения неисправностей в любое время суток по заявке эксплуатирующей организации (при острой необходимости);

- участие в целевых осмотрах, комиссовании и облетах ВССН (по согласовании с эксплуатирующей организацией);

- участие в рекламационной работе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»