• Текст документа
  • Статус
Действующий

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.В.Нерадько
27 ноября 2002 года

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Генерального директора
Российского авиационно-
космического агентства
В.И.Воскобойников
16 апреля 2002 года

УТВЕРЖДАЮ
Главнокомандующий
Военно-воздушных сил
России
В.С.Михайлов
15 апреля 2002 года

1. Основные положения

1.1. Настоящее Положение о порядке изготовления, испытания и эксплуатации воздушных судов специального назначения (далее Положение) определяет порядок изготовления, испытания и эксплуатации воздушных судов специального назначения (ВССН), их систем, агрегатов, узлов, деталей и комплектующих изделий, эксплуатируемых в Государственной транспортной компании (ГТК) "Россия" и войсковой части 15565 Минобороны России (далее по тексту - эксплуатирующие организации). Эти воздушные суда изготавливаются по серийной технологии и как правило, оборудованы специальными узлами связи и другой спецаппаратурой и предназначены для выполнения задач, определенных "Положением об организации, обеспечении и выполнении полетов литер "А" и "К" воздушных судов специального назначения".

1.2. Настоящим Положением устанавливается личная ответственность руководителей организаций-разработчиков и организаций-изготовителей, а также представительств Заказчика в этих организациях за качество выпущенных ВССН и комплектующих изделий к ним, а руководителей эксплуатирующих организаций - за организацию и обеспечение эксплуатации ВССН в соответствии с эксплуатационной документацией и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Минобороны России, Росавиакосмоса и ГСГА Минтранса России в соответствии с ведомственной принадлежностью ВССН.

1.3. Изготовление, испытание, ремонт и эксплуатация двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов для ВССН производится согласно действующему "Положению о порядке изготовления, испытания, ремонта и эксплуатации авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов, воздушных судов специального назначения" от 1997 года.

1.4. Работы по переоборудованию и дооборудованию ВССН, проводимые по требованию заказчика авиатехники, производятся по согласованию с разработчиком ВССН и оформляются совместными решениями Росавиакосмоса, Минобороны России или ГСГА Минтранса России при участии заказчика авиатехники, финансирующей и эксплуатирующих организаций и изготовителя ВССН.

1.5. Сроки выполнения заказов на изготовление ВССН определяются контрактом на его поставку и должны учитывать цикловое технологическое время на изготовление серийного изделия с учетом необходимости дополнительного времени, связанного с увеличением объема работ по дооборудованию ВС.

1.6. Сроки изготовления дополнительного оборудования ВССН должны соответствовать срокам технологического цикла. По примененному дополнительному оборудованию организацией-разработчиком должны быть выданы заключения по результатам их испытаний.

1.7. Изготовление ВССН и их комплектование дополнительным оборудованием производится в соответствии с Госзаказом, Госконтрактом, техническим заданием, дополнительным техническим заданием, и утверждаемым Росавиакосмосом план-графиком изготовления ВССН, в котором определены сроки изготовления и поставки дополнительного оборудования.

1.8. С введением в действие настоящего Положения отменяется "Положение о порядке изготовления, испытаний и эксплуатации воздушных судов специального назначения", утвержденное Минавиапромом, Минрадиопромом, Минпромсвязи, МГА и Минобороны (ВВС) СССР 13.01.-19.03.86.

1.9. Настоящее Положение, включая п.1.8, не распространяется на ВССН, ТЗ на которые оформлены до его введения в действие.

2. Порядок изготовления и испытаний воздушных судов спецназначения и комплектующих изделий к ним

2.1. Изготовление ВССН и комплектующих изделий к ним производится только из новых узлов и деталей.

2.2. На ВССН устанавливаются комплектующие изделия, изготовленные и испытанные по серийной технологии за исключением авиадвигателей, ВСУ, главных редукторов и по специальному решению - лопастей несущего винта.

2.3. Техническая документация на изготовление ВССН разрабатывается организацией-разработчиком и организацией-изготовителем на основе технического задания, дополнительного технического задания, отражающего специфические отличия ВССН от сертифицированного образца ВС, и дополнения к Техническим условиям (ТУ) на контроль и приемку воздушных судов.

Дополнение к ТУ должно содержать перечень дополнительно устанавливаемого и прикладываемого оборудования, перечень дополнительной технологической оснастки, КПА и комплектующих изделий, перечень дополнительной эксплуатационной документации необходимых для проведения регламентных работ в процессе эксплуатации.

Дополнение к ТУ разрабатывается организацией-разработчиком и организацией-изготовителем, согласовывается с представительствами Заказчика в этих организациях и эксплуатирующими организациями и утверждается Росавиакосмосом и ГСГА Минтранса России или Минобороны России (ВВС) (по принадлежности ВССН).

Решение об объемах и порядке проведения дополнительных испытаний ВССН принимается совместно Разработчиком ВС, Заказчиком, Росавиакосмосом; ГСГА Минтранса России или Минобороны России в зависимости от ведомственной принадлежности ВССН.

2.4. Изготовление ВССН, их систем, агрегатов, узлов, деталей и комплектующих изделий, приемо-сдаточные испытания проводятся по действующей конструкторской и технологической документации с учетом требований настоящего Положения.

2.5. Особо ответственные технологические операции, а также сборка, отладка и испытания изделия должны выполняться высококвалифицированными работниками, прошедшими специальное обучение и аттестацию на право выполнения этих операций, имеющими опыт работы на данном рабочем месте не менее 6 месяцев и допущенными к упомянутым работам приказом по заводу.

Контроль и приемка технологических операций, деталей, узлов, агрегатов, систем производится ОТК в установленном порядке и по специальному согласованному перечню - представителем Заказчика в соответствии с техническим заданием и дополнительным техническим заданием.

2.6. Комплектующие изделия организаций-поставщиков, определяющие типовую конструкцию ВС, устанавливаемые на ВССН, на предприятии-изготовителе ВС проходят сплошной (100%) входной контроль на комплектность и отсутствие механических повреждений, а также на соответствие параметров по согласованному с представителем Заказчика на предприятии перечню. Инструкция по контролю комплектующих изделий согласовывается с организацией-изготовителем и представителем Заказчика на этом предприятии.

2.7. Работникам ОТК разрешается увеличивать время на контроль качества выполнения технологических операций при изготовлении ВССН в цехе окончательной сборки, а также при подготовке к полетам, по сравнению с временем выполнения тех же операций обычных ВС, но не более чем в 2 раза.

2.8. На ВССН должны быть выполнены бюллетени и проведены мероприятия по устранению недостатков, выявленных на воздушных судах аналогичного типа и подлежащих устранению к моменту передачи ВССН в эксплуатирующую организацию.

2.9. Все изготовленные и испытанные по серийной программе ВССН перед передачей их в эксплуатирующие организации должны налетать не менее 50 часов. Время серийных испытаний в полете засчитывается в указанный налет.

Указанный суммарный налет ВССН на предприятии-изготовителе может корректироваться специальной комиссией в составе руководителя организации, представителя организации-разработчика и представителя Заказчика по результатам эксплуатации и утверждаться в ГСГА Минтранса России и Росавиакосмосе.

Программа испытаний и профили полетов разрабатываются организацией-разработчиком ВССН, совместно с войсковыми частями 15565, 54799-Т, 11232, и согласовываются с ГТК "Россия", организацией-изготовителем, представителями Заказчика в организации-изготовителе и организации-разработчике.

Перечень выборочных и трассовых полетов и состав экипажа, который их выполняет согласовывается с представителем Заказчика в организации-изготовителе ВССН конкретно на каждый самолет (вертолет). Завершающими полетами 50-ти часовой программы должны быть приемо-сдаточные полеты.

В процессе выполнения 50-ти часовой программы разрешается производить полеты по проверке техники пилотирования экипажем организации-изготовителя и представителем Заказчика. В отдельных случаях полеты по 50-ти часовой программе могут выполняться с совмещением полетов по служебному заданию.

Результаты полетов анализируются по материалам расшифровки полетной информации СОК. Результаты анализа прилагаются к бортовой документации.

Во всех полетах, выполняемых организацией-поставщиком и представителем Заказчика, должен проводиться учет выявленных дефектов (недостатков). Выявленные дефекты (недостатки) должны быть устранены до передачи ВССН в эксплуатирующую организацию с составлением акта. Акт передается представителю Заказчика.

3. Эксплуатация воздушных судов спецназначения

3.1. Передача ВССН организациями-изготовителями и прием их бригадами эксплуатирующих организаций.

3.1.1. Приемка ВССН от организации-изготовителя должна производиться на основании извещения о готовности передачи, согласованного с представителем Заказчика на этом предприятии. Извещение направляется в ГСГА Минтранса России и ГТК "Россия" (по ВССН для ГТК "Россия") или войсковые части 25966 и 15565 (для ВССН для Минобороны России).

3.1.2. Организация-изготовитель обеспечивает в соответствии с Госконтрактом прием на свой аэродром, стоянку и выпуск самолетов с бригадой приемщиков, размещение за соответствующую плату бригады в гостинице, телефонной и другими видами связи на период выполнения работ по приемке ВССН.

3.1.3. При приемке ВССН бригада приемщиков руководствуется следующими документами:

- Основными условиями поставки продукции для военных организаций от 1997 года;

- Инструкцией по организации приемки и обеспечения перелетов воздушных судов ГА с организаций промышленности;

- НИАО; НТЭРАТ ГА;

- Техническими условиями на изготовление, контроль и приемку воздушного судна с Дополнением к нему, определяющим облик ВССН;

- настоящим Положением;

- другими нормативными документами Росавиакосмоса, ГСГА Минтранса России, Минобороны России и ФСО России.

3.1.4. Представитель Заказчика и руководитель организации-изготовителя организуют изучение бригадой приемщиков конструктивных изменений принимаемых ВССН по сравнению с серийными ВС. Индивидуальные особенности ВССН отражаются в части 1 формуляра.

3.1.5. Организация-изготовитель организует осмотр ВССН бригадой эксплуатирующей организации в объеме периодического осмотра для ВС Минобороны России или в объеме не ниже периодической формы Ф-1 с опробованием двигателей по полному циклу и уборкой-выпуском шасси - для ВССН ГТК "Россия".

При необходимости организуется контроль систем, предусмотренный при периодическом техническом обслуживании.

Организация-изготовитель ВССН предъявляет одиночный комплект ЗИП, который должен быть сформирован из комплектующих изделий, удовлетворяющих требованиям настоящего Положения. Срок консервации запасных частей устанавливается в ТУ (дополнении к ТУ) на поставку ВССН.

3.1.6. При обнаружении дефектов руководитель бригады эксплуатирующей организации составляет ведомость дефектов в 3-х экземплярах, которая представляется руководителю организации-изготовителя и представителю Заказчика. Третий экземпляр, подписанный представителем Заказчика, направляется в ГСГА Минтранса России или войсковую часть 25966 для информации.

3.1.7. Организация-изготовитель организует устранение выявленных при приемке ВССН дефектов и замечаний в сроки, предусмотренные действующими "Основными условиями поставки продукции для военных организаций", исчисляемые со дня получения ведомости дефектов руководителем организации.

При неустранении на ВССН дефектов в течение установленных сроков организация-изготовитель несет имущественную ответственность, предусмотренную Основными условиями поставки и Госконтрактом.

3.1.8. В случае временной передачи ВССН организации-изготовителю для устранения неисправностей, требующих заводских условий, переоборудования и дооборудования по требованиям заказчика по совместным решениям Росавиакосмоса, ГСГА Минтранса России (Минобороны России) и эксплуатирующей организации организация-изготовитель организует хранение и охрану ВССН, если оно будет находиться там до 10 суток, без оформления акта приема-передачи.

При нахождении ВССН в организации-изготовителе более 10 суток оно передается на хранение с оформлением акта.

При длительном хранении ВССН в организации-изготовителе оно организует обслуживание ВССН в соответствии с действующей эксплуатационной документацией по формам регламента.

3.1.9. Руководитель организации-изготовителя и представитель Заказчика после выполнения работ по устранению дефектов, а также переоборудования и дооборудования ВССН извещают руководство эксплуатирующей организации о готовности изделия к передаче и выполнению контрольного полета.

3.2. Техническое и конструкторское сопровождение эксплуатации ВССН, выполнение доработок:

3.2.1. В течение всего времени эксплуатации ВССН организация-разработчик, организация-изготовитель, ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН и НИИ авиационной промышленности в соответствии с Госконтрактом осуществляют научно-техническое сопровождение эксплуатации в целях повышения надежности, безопасности полетов, а также создания максимально благоприятных условий для работы экипажа, работы и отдыха пассажиров ВССН.

3.2.2. Гарантийное обслуживание ВССН, находящихся в эксплуатирующих организациях, проводится бригадами организации-изготовителя ВС и представителями организации-разработчика с привлечением в необходимых случаях организаций-изготовителей комплектующих изделий.

3.2.3. Гарантийное обслуживание авиатехники, выполняемое организациями-изготовителями, включает:

- устранение неисправностей конструкции и систем ВССН;

- замену отказавших агрегатов, узлов и деталей, независимо от причины их отказов;

- ремонт (восстановление) ВССН, его систем и агрегатов, поврежденных в результате отказов;

- поставку комплектующих (готовых) изделий (узлов, агрегатов и деталей), необходимых для выполнения указанных выше работ, а также для возмещения израсходованных запасов из фонда эксплуатирующих организаций при выполнении этих работ;

- оказание помощи эксплуатирующим организациям, по выполнению сложных регулировочных и наладочных работ.

3.2.4. Обязанности и права организации-разработчика ВССН и организации-изготовителя ВССН в эксплуатирующей организации определяются требованиями Воздушного Кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Минобороны России, Росавиакосмоса и ГСГА Минтранса России (в соответствии с ведомственной принадлежностью ВССН), а также другими действующими нормативными документами.

3.2.5. Основными обязанностями ответственного представителя (руководителя бригады) организации-поставщика ВССН в эксплуатирующей организации являются:

- обеспечение бесперебойной эксплуатации гарантийных ВССН и своевременный ввод их в строй при обнаружении неисправностей;

- организации своевременного и качественного выполнения доработок по бюллетеням и, в экстренных случаях, служебным запискам организации-разработчика или организации-изготовителя ВССН, согласованным с представителями Заказчика в организации-разработчике или организации-изготовителе ВССН;

- участие в определении причин неисправностей ВССН с привлечением в необходимых случаях представителей организации-разработчика;

- обеспечение работы бригады организации-изготовителя в соответствии с правилами и режимом, принятыми в эксплуатирующей организации (маркировка инструмента, разрешение на начало работ и т.п.);

- обеспечение устранения неисправностей в любое время суток по заявке эксплуатирующей организации (при острой необходимости);

- участие в целевых осмотрах, комиссовании и облетах ВССН (по согласовании с эксплуатирующей организацией);

- участие в рекламационной работе.

3.2.6. Для обеспечения кратчайших сроков ввода в строй ВССН организации- изготовители непосредственно в эксплуатирующей организации создают необходимый, постоянно пополняемый неснижаемый запас агрегатов, готовых изделий, деталей, узлов с учетом опыта эксплуатации ВССН и предложений эксплуатирующей организации.

Неснижаемый запас агрегатов, готовых изделий и т.д. должен быть укомплектован по согласованному с эксплуатирующими организациями перечню и своевременно восполняться.

3.2.7. Работы по устранению неисправностей представителями организаций- изготовителей должны быть выполнены в срок, не превышающий 2-х суток со дня предъявления неисправности.

При появлении неисправностей, на устранение которых требуется более 2-х суток, восстановление ВССН производится в технически обоснованные сроки, согласованные с эксплуатирующей организацией.

Рекламации предъявляются в порядке, установленном ГОСТ В 15703-78.

3.2.8. Выполнение доработок по бюллетеням и служебным запискам производится бригадами организаций-изготовителей под руководством ответственных представителей (руководителей бригад). При необходимости бригады гарантийного обслуживания должны усиливаться с учетом специфики выполняемых работ на ВССН приказом по предприятию.

3.2.9. Контроль качества выполняемых доработок, оформление документации и принятие работ эксплуатирующей организацией производятся в порядке, установленном Положением П 1.1.90-94 "Порядок выпуска бюллетеней и выполнения по ним работ на изделиях авиационной техники".

3.2.10. Эксплуатирующие организации на договорной основе обеспечивают представителей промышленности:

- служебными помещениями с телефоном, приспособлениями из групповых и одиночных комплектов ЗИП, необходимой оснасткой и подъемными средствами, стендами и КПА, энергией, сжатыми газами, ГСМ, наземным оборудованием;

- складскими помещениями для хранения изделий неснижаемого запаса, автотранспортом для перевозки деталей, готовых изделий инструмента.

3.2.11. Послегарантийное обслуживание ВССН, устранение недостатков бригадами авиационной промышленности, а также поставка необходимых запасных частей, агрегатов и готовых изделий выполняются по договору эксплуатирующих организаций с организациями-разработчиками и организациями-изготовителями.

3.2.12. Агрегаты, готовые изделия, детали, узлы, отсутствующие на складах заказчика ВССН и эксплуатирующей организации, необходимые для устранения неисправностей на негарантийных ВССН, поставляются организациями-изготовителями в согласованные сроки.

3.2.13. Ремонт воздушных судов специального назначения, получивших сертификат типа Авиарегистра МАК, осуществляется в организациях имеющих лицензию и сертификат на право выполнения такого вида деятельности и представительство заказчика:

"Решение о допуске воздушного судна, прошедшего ремонт, к использованию его в качестве ВССН принимается комиссией, состоящей из представителей эксплуатирующей организации, Минобороны России (кроме воздушных судов специального назначения ГСГА Минтранса России), Росавиакосмоса, ГСГА Минтранса России (кроме воздушных судов специального назначения Минобороны России), ФСО, ФАПСИ, организации-разработчика, организации-изготовителя, и организации, выполнившей ремонт".

4. Научно-техническое сопровождение эксплуатации воздушных судов специального назначения

4.1. ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН, (в\ч 75360) совместно с ГТК "Россия" (эксплуатирующей организацией МО) каждый квартал, до 20 числа следующего месяца, выполняют обобщенный отчет-анализ отказов (неисправностей) ВССН (по каждому типу) с оценкой достаточности ранее принятых мер (если они принимались). При этом каждая из указанных организаций взаимно информирует друг друга о выявленных в эксплуатации отказах (неисправностях) ВССН.

Отчет-анализ включает в себя также предложения эксплуатирующих организаций по улучшению условий для работы и отдыха пассажиров и экипажей ВССН.

Отчет-анализ направляется в ГСГА Минтранса России, Росавиакосмос, в\ч 25966, в\ч 73855 (по ВССН Минобороны России), организацию-разработчика ВССН.

4.2. Организации-разработчики ВССН направляют, при необходимости, в организации-изготовители (разработчики) комплектующих изделий и организации-изготовители ВССН выписки из отчетов-анализов (п.4.1) для принятия мер по устранению выявленных недостатков (неисправностей).

4.3. Организации-изготовители ВССН и организации-изготовители (разработчики) комплектующих изделий ежеквартально информируют организацию-разработчика о мерах по повышению качества и надежности производства (технологии изготовления), а также конструктивных изменениях ВССН.

4.4. Организации-разработчики ВССН, при необходимости, разрабатывают планы мероприятий по устранению недостатков и направляют их в ГСГА Минтранса России, Росавиакосмос, ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН и эксплуатирующие организации.

4.5. Планы мероприятий организации-разработчика являются основанием для начала работ (заключения договоров на работы) по внедрению мероприятий на ВССН установленным порядком.

Включаемые в мероприятия вопросы по улучшению условий для работы и отдыха пассажиров и экипажей ВССН при перелетах, улучшению интерьера, по установке дополнительного оборудования решаются по договорам за счет заказывающих организаций: ГСГА Минтранса России и Министерства обороны Российской Федерации.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Положение о порядке изготовления, испытаний и эксплуатации воздушных судов специального назначения

Название документа: Положение о порядке изготовления, испытаний и эксплуатации воздушных судов специального назначения

Вид документа: Положение Минтранса России

Принявший орган: Минтранс России

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 27 ноября 2002

Дата начала действия: 27 ноября 2002
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах