Недействующий

     

Проект N 437843-5

Вносится депутатом
Государственной Думы
А.С.Ивановым

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации


Статья 1



Статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст. 2878) изложить в следующей редакции:

"Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы


Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган в течение 14 календарных дней со дня получения проекта приказа об увольнении и копий документов с обоснованием увольнения рассматривает этот вопрос и направляет работодателю в письменной форме свое согласие либо несогласие на увольнение. Если ответ вышестоящего выборного профсоюзного органа не представлен работодателю в указанный срок, согласие на увольнение считается полученным.

В случае, если вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя об увольнении, он в течение семи календарных дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель вправе обратиться с заявлением о признании несогласия вышестоящего выборного профсоюзного органа необоснованным в суд.

Решение о признании несогласия вышестоящего выборного профсоюзного органа необоснованным принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случаях, установленных настоящей статьей, не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение работников, указанных в части первой настоящей статьи, производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации"



Профессиональные союзы являются особым видом общественных объединений, в связи с чем они особо выделены в Конституции РФ. Такое отношение к профсоюзам связано с важной их ролью в обществе. Профсоюзы необходимы не только для защиты социально-трудовых интересов работников, но они еще являются и основной ячейкой структуры гражданского общества, без существования которой не может быть демократического общества.

Учитывая важную роль профсоюзов в обществе, их деятельности и защите посвящены многие международные нормативные акты, и прежде всего, принятые Международной организацией труда Конвенции NN 87, 98 и 135. Данные конвенции Россией ратифицированы и в них содержатся важные правовые нормы о защите прав представителей трудящихся на предприятии и создании условий для их деятельности, без реализации которых невозможна эффективная деятельность профсоюзов.

В настоящее же время в России вместо оказания помощи профсоюзам в их деятельности наблюдается, наоборот, ущемление их прав, и в первую очередь снижение степени защиты выборных профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы. Это выразилось в известных определениях Конституционного Суда РФ: от 4 декабря 2003 г. N 421-О и от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П, в которых признаны несоответствующими Конституции РФ правовые нормы статьи 374 Трудового кодекса РФ, предусматривающие увольнение по инициативе работодателей руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организации (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

В связи с этим, а также с учетом необходимости законодательного обеспечения защиты вышеуказанных профсоюзных работников, в данном законопроекте предусматривается особый порядок расторжения с ними трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом по аналогии с признанием забастовки незаконной рассмотрение заявлений работодателя в суд о признании несогласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение необоснованным предлагается осуществлять верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных областей. В этом случае решения судов будут более профессиональными, что будет гарантировать обеспечение их законности и обоснованности.

     

Официальный отзыв на проект федерального закона N 437843-5 "О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы А.С.Ивановым



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).

Законопроектом предлагается в целях повышения гарантий работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, изложить статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации в новой редакции, предусматривающей при увольнении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций, не освобожденных от основной работы, по пунктам 2, 3 и 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость получения работодателем обязательного предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, а также предусматривающей порядок и условия получения такого согласия.

Вносимые законопроектом изменения по содержанию соответствуют положению части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, которое Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П признано не действующим и не подлежащим применению.

В своем решении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что подобное правовое регулирование представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности и собственника. Подобного рода ограничение не обусловлено необходимостью защиты прав и свобод, закрепленных в статьях 30, 37 и 38 Конституции Российской Федерации, нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности, искажает существо принципа свободы труда.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

 Заместитель Председателя
 Правительства Российской Федерации -
 Руководитель Аппарата Правительства
 Российской Федерации
В.Володин

          

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»