Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 31 августа 2011 года N ГКПИ11-1277


Абзац 7 п.2.5 Положения об условиях выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и единовременного поощрения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной регистрационной службы, утвержденного приказом Федеральной регистрационной службы от 29 декабря 2006 года N 232, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу

(Извлечение)



Приказом Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) от 29 декабря 2006 года N 232 утверждено Положение об условиях выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и единовременного поощрения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной регистрационной службы (далее - Положение).

И. обратился в Верховный Суд РФ о признании недействующим абз.7 п.2.5 Положения, согласно которому не подлежат премированию федеральные государственные гражданские служащие, имеющие неснятое дисциплинарное взыскание. По его мнению, данная норма противоречит требованиям ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", включающей премию за выполнение особо важных и сложных заданий в состав денежного содержания гражданского служащего, и нормам ТК РФ, в силу которых каждый работник имеет право на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы. Сослался на то, что на основании оспариваемой нормы ему не выплачивается с марта 2011 года указанная премия по причине наложения дисциплинарного взыскания, вследствие чего нарушено его право на получение денежного содержания.

Верховный Суд РФ 31 августа 2011 года пришел к выводу о несоответствии оспариваемой нормы требованиям федерального закона.

Частью 1 ст.50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы в силу ч.2 статьи; денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

          Согласно этому Федеральному закону к числу дополнительных выплат относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (п.4 ч.5 ст.50); при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания (п.5 ч.2 ст.51).

Из приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель, включив указанные премии в состав денежного содержания гражданского служащего, установил основания премирования (выполнение особо важных и сложных заданий) и размер средств, направляемых на эти цели (два оклада в расчете на год). При этом максимальный размер премии не ограничен, что позволяет руководителю государственного органа распределять в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий часть средств от экономии фонда оплаты труда между гражданскими служащими, выполнившими дополнительные задания.

Представителю нанимателя, которым в силу ст.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, делегировано право определить лишь порядок выплаты данного вида премий исходя из двух критериев - обеспечение задач и функций государственного органа и исполнение должностного регламента. Иные критерии, которые должны учитываться при осуществлении правового регулирования, на законодательном уровне не установлены.

Следовательно, представитель нанимателя, реализуя предоставленные ему полномочия, не может действовать произвольно, должен исходить только из тех критериев, которые установлены федеральным законом и отражают степень участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий. Для этих целей учитываются показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и эффективность исполнения им своих должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы в течение периода, за который производится премирование.

Наличие неснятого дисциплинарного взыскания, примененного за дисциплинарный проступок, совершенный за пределами периода, за который производится премирование, само по себе не влияет на степень участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий и не может служить основанием для лишения его премии, входящей в состав денежного содержания.

Норма, содержащаяся в абз.7 п.2.5 Положения, в императивной форме исключает премирование федеральных государственных гражданских служащих, имеющих неснятое дисциплинарное взыскание, независимо от того, когда был совершен дисциплинарный проступок и повлиял ли он на результативность работы гражданского служащего в период, за который производится премирование.

Такое правовое регулирование, исходящее из не предусмотренных федеральным законодателем критериев оценки степени участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, не соответствует требованиям п.4 ч.5 ст.50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и нарушает закрепленное в п.2 ч.52 этого Федерального закона право гражданских служащих, в том числе заявителя, на получение денежного содержания в полном объеме.

Учитывая, что предметом правового регулирования являются длящиеся отношения, оспариваемая норма подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Ссылки заявителя и представителей заинтересованных лиц на нормы ТК РФ лишены правовых оснований. Отношения, связанные с выплатой государственным гражданским служащим денежного содержания, включая премии за выполнение особо важных и сложных заданий, урегулированы Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и в силу ст.73 данного Закона нормы трудового права, содержащиеся в других законодательных актах, к этим отношениям не применяются.

     

   Верховный Суд Российской Федерации признал оспариваемую норму недействующей со дня вступления решения суда в законную силу, как исключающую возможность премирования федеральных государсвенных  гражданских служащих, имеющих неснятое дисциплинарное взыскание, за периоды работы, в которые ими не было допущено нарушений должностных обязанностей, влияющих на выполнение особо важных и сложных заданий.

Решение вступило в законную силу.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации,
N 3, 2012 год