МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 августа 2011 года N 03-11-09/55


[О порядке применения положений глав 26_2 и 26_3 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 приказом Росстандарта от 23 декабря 2010 года N 1072-ст]



Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам о порядке применения положений глав 26_2 и 26_3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом изменений, внесенных в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 приказом Росстандарта от 23 декабря 2010 года N 1072-ст, и сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346_26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

К бытовым услугам согласно статье 346_27 Кодекса относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

С 1 апреля 2011 года в Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163 (далее - ОКУН), приказом Росстандарта от 23 декабря 2010 года N 1072-ст (далее - Приказ N 1072-ст) внесен ряд изменений и поправок, в частности, в раздел 010000 "Бытовые услуги" ОКУН.

В связи с тем, что Приказ N 1072-ст приводит к изменению налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход, его следует относить к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, на которые распространяются положения статьи 5 Кодекса.

Исходя из статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Приказ N 1072-ст опубликован в ИУС "Национальные стандарты", март 2011 года, N 3.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами (законами) которых на уплату единого налога на вмененный доход переведена предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг (без выделения конкретных видов услуг), по видам бытовых услуг, включенным в ОКУН с 1 апреля 2011 года, обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход с начала очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход, то есть с 1 июля 2011 года.

В отношении порядка налогообложения предпринимательской деятельности в сфере оказания населению парикмахерских и косметических услуг следует учитывать следующее.

С 1 апреля 2011 года в соответствии с Приказом N 1072-ст в разделе 010000 "Бытовые услуги" ОКУН выделена отдельная группа услуг - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения" (код 019300 ОКУН), которые относятся к подразделу 019000 "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги".

При этом с 1 августа 2010 года действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" (далее - Санитарные правила), которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 59 (зарегистрировано в Минюсте России 6 июля 2010 года N 17694).

В соответствии с пунктом 2.1 указанных Санитарных правил организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других общественных зданий).

Допускается размещение организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

Данные положения Санитарных правил, а также отсутствие классификации организаций коммунально-бытового назначения в действующем законодательстве, позволяет сделать вывод, что каких-либо конкретных критериев (признаков) отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания парикмахерских и косметических услуг, к указанному типу организаций, не предусмотрено.

Учитывая изложенное, предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения", независимо от того, относятся ли такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения главы 26_3 Кодекса, следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая соответственно, подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Также следует отметить, что услуги соляриев предусмотрены по коду 019339 ОКУН, а услуги по уходу за телом и массажу тела - по коду 019338 ОКУН.

В связи с этим, предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг соляриев и услуг массажных кабинетов относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Одновременно обращаем внимание, что виды услуг, предоставляемые медицинскими и санаторно-оздоровительными учреждениями, предусмотрены в разделе 080000 ОКУН - "Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги". В частности, в данном разделе предусмотрены косметические услуги (код 081501 ОКУН), а также прочие санаторно-оздоровительные услуги (код 082200 ОКУН), к которым могут быть отнесены услуги массажного кабинета.

Учитывая изложенное считаем, что организации, за исключением медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений (профилактории, санатории, физкультурно-оздоровительные и иные лечебно-оздоровительные организации), а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие населению услуги, предусмотренные в подразделе 019300 ОКУН - "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги", вправе применять начиная с 1 июля 2011 года в отношении такой деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что согласно подпункту 3 пункта 2.2 статьи 346_26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26_2 Кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.25.1 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением услуг парикмахерскими и салонами красоты (подпункт 37 пункта 2 статьи 346.25.1 Кодекса) и в отношении услуг бань, саун, соляриев, массажных кабинетов (подпункт 51 пункта 2 статьи 346.25.1 Кодекса).

В случае, когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения.

Таким образом, внесенные Приказом N 1072-ст в ОКУН изменения, не влияют на возможность применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Также сообщаем, что согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" (далее - Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов.

Директор Департамента
И.В.Трунин

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»