ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 21 октября 2010 года N 1 14/102-10

О нарушении антимонопольного законодательства



Резолютивная часть решения оглашена 7 октября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2010 года.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Кашеваров А.Б.- заместитель руководителя ФАС России,

Члены Комиссии:

Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Гриднев Е.И. - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Гаврилов Д.А. - главный специалист-эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Кононова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев в присутствии представителя ОАО "Геракл" Корса Я.Э. по доверенности от 01.09.2010 N б/н, представителей МЧС России Безбабнова О.Г. по доверенности от 17.02.2010 N 59-17-24, Сохова М.С. по доверенности от 17.02.2010 N 59-14-24 дело N 1 14/102-10 по признакам нарушения ОАО "Геракл" (198320, г.Санкт-Петербург, Красное Село, ул.Свободы, д.50А, ОГРН 1077847624810, ИНН/КПП 7810491487/781001001) абзаца первого части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) поступило обращение, касающееся использования ОАО "Геракл" (далее - Общество) в названии реализуемого фильтра для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ" фамилии Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Шойгу С.К., а также размещения на этикетке данного товара наименования федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - МЧС России.

По мнению МЧС России, действия Общества, выраженные в использовании в названии производимого и реализуемого им фильтра для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ" фамилии Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Шойгу С.К., а также в размещении на этикетке данного товара наименования федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - МЧС России, направлены на введение в заблуждение в отношении организационных и экономических связей между Обществом и МЧС России, на возникновение ассоциативной связи Общества с МЧС России, на создание впечатления об одобрении федеральным органом исполнительной власти и его руководителем продукции, реализуемой Обществом на территории Российской Федерации.

Таким образом, МЧС России считает, что указанные действия Общества являются актом недобросовестной конкуренции.

Общество не согласилось с доводами МЧС России и представило письменные пояснения, в которых указало, что не осуществляло деятельность по производству и реализации на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ". При этом, Общество пояснило, что введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ", на этикетке которого размещено наименование федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - МЧС России, в том числе образца фильтра "ГЕРАКЛ ШОЙГУ", представленного МЧС России в качестве дополнения к заявлению, осуществлялось ООО "ВИП". В качестве подтверждения данного довода Общество представило объяснительную записку г-на Руденко Д.Н., в которой данное физическое лицо указало, что являясь с 2008 по 2009 года сотрудником ООО "ВИП", заказало в типографии этикетки для фильтров для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ" и инструкции к ним, в которых в качестве производителя данного товара указывалось Общество, и размещало данные этикетки на продукцию, а также письма ООО "Континент" от 06.09.2010 N 26/09, N 07, в которых ООО "Континент" сообщило о факте приобретения фильтров для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ" у ООО "ВИП", квитанции к приходному кассовому ордеру от 16.03.2009 N 21 о поступивших в ООО "ВИП" от ООО "Континент" денежных средствах за фильтры для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ", товарную накладную от 16.03.2009 N 573 о поставке ООО "ВИП" в адрес ООО "Континент" фильтров для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ", товарную накладную от 29.04.2009 N 217 о поставке ООО "Континент" в адрес ООО "ЭкоСпецРесурс" фильтров для очистки воды, в том числе "ГЕРАКЛ ШОЙГУ", товарную накладную от 03.12.2009 N 193 о поставке ООО "Континент" в адрес ООО "ТК Турин" фильтров для очистки воды, в том числе "ГЕРАКЛ ШОЙГУ".

Вместе с тем, Общество указало, что ранее осуществляло размещение на принадлежащем ему Интернет-сайте, а также в рекламных буклетах информации о фильтрах для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ", для маркетинговых целей, при этом, не предпринимая действия по реализации данных товаров.

Таким образом, Общество считает, что не осуществляло какие-либо действия, содержащие признаки недобросовестной конкуренции, и, следовательно, не нарушало антимонопольное законодательство.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/102-10 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все приложенные к материалам дела доказательства, и выслушав представителей МЧС России и Общества, установила следующие обстоятельства.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, основными функциями которого согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, являются выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также надзор и контроль в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Руководителем МЧС России является Шойгу Сергей Кужугетович.

Общество зарегистрировано 08.10.2007 Межрайонной инспекцией ФНС России N 15 по Санкт-Петербургу, является хозяйствующим субъектом и осуществляет деятельность по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды, что подтверждается, в частности счетами-фактурами от 14.09.2009 N 179, от 18.10.2009 N 188, от 23.11.2009 N 215, от 30.12.2009 N 268, от 16.02.2010 N 15, товарными накладными от 19.03.2009 N 128, от 31.03.2009 N 156, от 28.04.2009 N 212, от 14.09.2009 N 397, от 08.10.2009 N 423, от 23.11.2009 N 483, от 30.12.2009 N 568, от 16.02.2010 NN 31, 32, от 09.03.2010 N 46, от 15.03.2010 N 55, от 18.03.2010 N 64, от 23.03.2010 NN 71, 72, от 24.03.2010 NN 75, 76, от 09.04.2010 N 93, от 01.04.2010 N 85, от 21.04.2010 N 104, от 26.04.2010 N 117, сертификатом соответствия N РОСС RU.AE44.B83477, санитарно-эпидемиологическими заключениями от 14.11.2008 N 78.01.03.000.Т.004.258.11.08, от 04.02.2009 N 77.99.37.485Д.001358.02.09.

Наряду с фильтрами для очистки воды других наименований, Общество вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации фильтры для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОГУ", на этикетке которого также размещено словесное обозначение "МЧС РОССИИ", тождественное наименованию федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - МЧС России, что подтверждается образцом данного товара и товарным чеком от 17.06.2010, которые были представлены МЧС России. К представленному образцу фильтра для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ" также прилагается буклет, в котором указано, что производителем данного товара является Общество.

Разрешения в использовании обозначений "МЧС РОССИИ" и "ШОЙГУ" в качестве средств индивидуализации реализуемых на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды со стороны МЧС России и его руководителя не выдавались ни Обществу, ни какому-либо иному хозяйствующему субъекту, действующему на товарном рынке Российской Федерации фильтров для очистки воды.

Довод Общества о том, что оно не осуществляло деятельность по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ", в частности образца фильтра, имеющегося в материалах дела N 1 14/102-10 о нарушении антимонопольного законодательства, не был принят Комиссией ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/102-10 о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку не подтверждается документами, представленными Обществом в обоснование данного довода. В частности к объяснительной записке, подписанной г-ном Руденко Д.И., не приложены доказательства, свидетельствующие о том, что данное физическое лицо являлось работником ООО "ВИП". Письма ООО "Континент" от 06.09.2010 N 26/09, N 07, квитанция к приходному кассовому ордеру от 16.03.2009 N 21, товарные накладные от 16.03.2009 N 573, от 29.04.2009 N 217, от 03.12.2009 N 193 также не исключают факта введения Обществом в гражданский оборот на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ", поскольку из указанных документов следует лишь факт существовавших правоотношений по поставке товаров, возникших между различными хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция не допускается.

Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях Общества:

1. Направленность на получение преимуществ выразилась в том, что действия Общества по использованию в наименовании реализуемых на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды фамилии Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также размещения на этикетке указанных товаров словесного обозначения "МЧС РОССИИ", тождественного наименованию федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - МЧС России, создают впечатление о наличии ассоциативной связи между данным хозяйствующим субъектом и реализуемыми им на территории Российской Федерации фильтрами для очистки воды с МЧС России и ее руководителем, а также об одобрении данных товаров указанным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.

2. Противоречие принципам добропорядочности, разумности и справедливости выразилось в том, что Общество использовало в наименовании реализуемых на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды фамилию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также размещало на этикетках указанной продукции словесное обозначение "МЧС РОССИИ", тождественное наименованию федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - МЧС России, без разрешения данного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и его руководителя.

3. Способность нанесения убытков хозяйствующим субъектам-конкурентам выражается в возможном перераспределении спроса на товарном рынке Российской Федерации фильтров для очистки воды путем оттока потребителей от приобретения фильтров для очистки воды, вводимых в гражданский оборот другими хозяйствующими субъектами, к фильтрам для очистки воды, производимым и реализуемым на территории Российской Федерации Обществом.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь частью 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пунктом 3 статьи 1484, пунктом 3 статьи 1519 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4, пунктом 4 части 1 статьи 14, статьей 23, частями 1 и 2 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать действия ОАО "Геракл", выраженные в использовании в наименовании реализуемых на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды "ГЕРАКЛ ШОЙГУ" фамилии Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в размещении на этикетках данных товаров словесного обозначения "МЧС РОССИИ", тождественного наименованию федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - МЧС России, актом недобросовестной конкуренции в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Выдать ОАО "Геракл" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Председатель Комиссии
А.Б.Кашеваров

Члены Комиссии
Т.Е.Никитина
Е.И.Гриднев
Д.А.Гаврилов
Н.В.Кононова

     
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1 14/102-10 о нарушении антимонопольного законодательства

от 7 октября 2010 года



Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России,

Члены Комиссии:

Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Гриднев Е.И. - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Гаврилов Д.А. - главный специалист-эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Кононова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 5 октября 2010 года по делу N 1 14/102-10 о нарушении ОАО "Геракл" абзаца первого части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)

предписывает:

ОАО "Геракл" в срок до 11 ноября 2010 года прекратить нарушение абзаца первого части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, а именно прекратить использование в наименовании реализуемых на территории Российской Федерации фильтров для очистки воды фамилии Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Шойгу С.К., а также прекратить размещение на этикетках данных товаров словесного обозначения "МЧС РОССИИ", тождественного наименованию федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - МЧС России.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Примечания:

- предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения;

- за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписания коммерческие организации и их руководители несут ответственность, предусмотренную, соответственно, пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии
А.Б.Кашеваров

Члены Комиссии
Т.Е.Никитина
Е.И.Гриднев
Д.А.Гаврилов
Н.В.Кононова

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Федеральной антимонопольной службы
www.fas.gov.ru
по состоянию на 15.08.2011

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»