МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПИСЬМО

     
от 27 февраля 2009 года N 5335-ДА/10

     

[О проекте Стратегии развития металлургической промышленности на период до 2020 года и Плана первоочередных мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2009-2011 годы]



Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с письмом Минпромторга России от 31 декабря 2008 года N АД-6511/05 рассмотрело в пределах своей компетенции проекты Стратегии развития металлургической промышленности на период до 2020 года (далее - проект Стратегии) и Плана первоочередных мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2009-2011 годы (далее - проект Плана) и сообщает.

В проекте Стратегии отсутствует значительная часть данных, которые должны быть представлены на 43 рисунках, поскольку ни одного рисунка в материалах нет, а также раздел, отражающий реализацию стратегии в региональном разрезе (в разрезе федеральных округов и субъектов Российской Федерации), что затрудняет оценку влияния развития отрасли на социально-экономические показатели конкретных субъектов Российской Федерации.

В проекте Стратегии указано на необходимость перспективной схемы размещения производительных сил (стр.46). Однако в настоящее время в России практически все отрасли экономики являются частными и не могут относиться к объектам федерального значения.

Подпунктом "а)" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 года N 198 "О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации" установлено, что подготовку и согласование проектов схем территориального планирования Российской Федерации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства федерального значения, изменение границ земель, территорий и зон".

Следует отметить, что размещение основных инвестиционных проектов предприятий металлургической промышленности соответствует зонам опережающего экономического развития, которые в настоящее время выделены на территории каждого субъекта Российской Федерации в проекте Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.

Вместе с тем, уровень детализации информации в проекте Стратегии не позволяет проанализировать степень согласованности данного документа с разработанным в настоящее время проектом Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года, направленным на решение геополитической задачи Российской Федерации закрепления населения на Дальнем Востоке. Принимая во внимание важность данной задачи, считаем целесообразным включить в проект Стратегии региональный раздел, учитывающий определенные на территории Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области зоны опережающего экономического развития.

Прогнозные показатели производства, потребления, экспорта, импорта основных видов продукции металлургической промышленности (приложение 2) представляются не вполне обоснованными и несколько завышенными, поскольку сформированы на основе показателей ранее разработанных и принятых отраслевых стратегий развития (и иных документов долгосрочного планирования) федеральных органов исполнительной власти, на которые имеются ссылки в проекте Стратегии, таких как стратегия развития судостроения, авиации, транспортного машиностроения, энергетики и других отраслей (стр.5).

На недостаточность проработки данного вопроса указывает и наличие в качестве одного из операционных рисков отсутствие "детализированного баланса металлопродукции, как основного инструмента выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом на металлопродукцию и ее предложением. Использование указанного инструмента до сих пор не является системным, охватывающим все необходимые уровни (в частности, региональный уровень)" (стр.35-36).

Минрегион России считает целесообразным уточнить прогнозные показатели проекта Стратегии после проведения корректировки прогнозных показателей социально-экономического развития Российской Федерации.

Минрегион России отмечает, что для взаимоувязки проекта Стратегии с отраслевыми стратегиями развития, стратегиями развития отдельных территорий страны (Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, Арктической зоны Российской Федерации), стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации региональный разрез проекта Стратегии должен быть детально проработан. В проекте Стратегии целесообразно отразить конкретные механизмы государственной поддержки отрасли; формы государственно-частного партнерства, и механизмы, обеспечивающие привлечение бизнеса в отрасль; оценку потребности в трудовых ресурсах в профессионально-квалификационном разрезе; оценку вклада отрасли в регионах в региональные показатели социально-экономического развития (ВРП, заработная плата, налоговые поступления, новые эффективные рабочие места); оценку вклада отрасли в регионах в общие показатели развития отрасли в Российской Федерации; территориальную увязку с функционально связанными объектами транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры предусмотренными другими документами стратегического планирования, согласованность сроков их создания.

При определении перспективной территориальной структуры отрасли необходимо учитывать приоритеты территориального развития, определенные другими стратегическими документами планирования развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности, проектом стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года, проектом корректировки стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.

Мероприятиями проекта Плана предусмотрена "Подготовка предложений по синхронизации планов развития предприятий горно-металлургического комплекса с Генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, стратегиями развития других металлоемких отраслей промышленности и регионов России". Однако срок подготовки данных предложений необоснованно велик - 2009-2011 годы.

Вместе с тем, корректно оценить возможности развития металлургической промышленности без такой синхронизации на этапе подготовки проекта Стратегии, по мнению Минрегиона России, не представляется возможным.

В проекте Плана отсутствует результирующая графа, предусматривающая вид выходного документа или какой-либо иной итог выполнения мероприятий.

С учетом изложенного, Минрегион России готов согласовать проекты Стратегии развития металлургической промышленности на период до 2020 года после дополнения его содержания региональным разделом и проект Плана первоочередных мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2009-2011 годы после дополнения его содержания графой "Вид документа".

Д.Б.Аратский



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Минрегиона

www.minregion.ru

по состоянию на 16.08.2011

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»