ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 28 декабря 2005 года N 2191-6-2

     
[О разъяснении трудового законодательства]



В Управлении правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение. Сообщаем следующее.

1. В соответствии с п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Также отмечаем, что в ч.2 ст.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) содержится положение о том, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

На основании ч.1 ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ст.81 ТК РФ) за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч.2 ст.178 ТК РФ).

В ст.20 ТК РФ приведена формулировка понятия "работник", в которой говорится, что работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Таким образом, под понятием "уволенный работник", используемым в редакциях ч.1 и 2 ст.178 ТК РФ, следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ст.81 ТК РФ) имели место трудовые отношения с определенным работодателем.

На основании изложенного полагаем, что у органов службы занятости нет оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч.2 ст.178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок).

Граждане, относящиеся к данной категории, не претендуют на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы. Эти граждане могут состоять на учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы до момента их трудоустройства, так как в отношении них не решается вопрос о признании их безработными.

Непринятие решения о регистрации пенсионера в качестве безработного не означает, что он теряет право на получение услуг по содействию в трудоустройстве, так как по смыслу ч.4 ст.3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) повторное обращение в органы службы занятости может последовать для решения вопроса о признании гражданина безработным, а пенсионеры изначально на это не претендуют.

В отношении исключительных случаев, о которых идет речь в ч.2 ст.178 ТК РФ, отмечаем, что, по нашему мнению, эти случаи следует рассматривать как исключение из общего правила, закрепленного в ч.1 ст.178 ТК РФ и допускающего сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства "не свыше двух месяцев".

Фактически (при соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения) любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца.

При этом следует учитывать, что решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения принимается в том случае, когда у органа службы занятости населения отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу.

Какой-либо специальной формы документа, подтверждающего отсутствие возможности гражданина трудоустроиться на подходящую работу, выдаваемого гражданину органом службы занятости, не установлено. В любом случае, такой документ не должен устанавливать права и обязанности работодателя и его бывшего работника. Данные права и обязанности установлены трудовым законодательством. Документ, выдаваемый органом службы занятости, должен лишь подтвердить обстоятельство, при наличии которого могут быть реализованы указанные права и обязанности. Поэтому логично предположить, что органы службы занятости могут по своему усмотрению устанавливать процедуру принятия подобных решений и форму документа, их подтверждающего. На практике такое решение чаще всего оформляется в виде справки.

2. Абзацем 2 п.1 ст.28 Закона о занятости безработным предоставляется государственная гарантия по выплате пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Данное положение Закона о занятости носит характер общего правила.

Исключения из этого общего правила составляют случаи, предусмотренные в п.4 ст.35 Закона о занятости, при наличии которых выплата пособия по безработице не производится. Среди них - отпуск по беременности и родам (абз.2 п.4 ст.35 Закона о занятости).

Очевидно, что в данном случае имеют место определенные противоречия между положениями разных федеральных законов.

Предоставление отпуска по беременности и родам, в соответствии с действующим законодательством, должно сопровождаться принятием работодателем соответствующего решения на основании листка временной нетрудоспособности.

В случае же выдачи безработной листка временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами решение о предоставлении отпуска не принимается.

Судебная практика идет по пути необходимости выплаты пособия по безработице в период, указанный в листке нетрудоспособности.

До внесения изменений в Закон о занятости, по нашему мнению, следует руководствоваться ст.ст.28 и 35 Закона о занятости с учетом требований законодательства, регулирующего предоставление отпуска по беременности и родам.

Начальник
Управления правового обеспечения
И.И.Шкловец



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»