С.Н.Сергеев,
заместитель генерального
директора компании "Кейсистемс"
Бюджетная отчетность: модернизация неизбежна
Требования к качеству подготовки, оперативности сбора и глубине аналитической проработки бюджетной отчетности в 2011 году существенно вырастут в связи с вводом в действие Закона N 83-ФЗ, развитием программы повышения эффективности бюджетных расходов и появлением ряда других федеральных документов. О современных требованиях к системе сбора и консолидации бюджетной отчетности рассказывает заместитель генерального директора компании "Кейсистемс" С.Н.Сергеев.
Главный вопрос, который интересует любого прагматически настроенного главного бухгалтера, какими будут учет и отчетность завтра и как быть к этому готовым. Тысячу раз говоря себе, что уж в следующий-то раз не придется в авральном режиме составлять, проверять, контролировать, сводить, отправлять отчетность, повторяя все и снова, и снова, мы сами себе не верим…
В связи с совершенствованием правового положения бюджетной сети согласно Закону от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ) в 2011 году меняется концепция организации государственной бюджетной отчетности публично-правового образования. По каждому из трех типов учреждений будет готовиться свой комплект бухгалтерской отчетности с учетом особенностей каждого из них.
Перед ГРБС и финансовыми органами ставится задача не только собрать "тройную" отчетность, но и трижды консолидировать показатели в единых формах: бухгалтерская отчетность АУ, бюджетная отчетность КУ и бухгалтерская отчетность БУ. Ситуация усложняется еще и в связи с совершенствованием бюджетной классификации и вступлением в силу обновленных инструкций по бюджетному учету и порядку применения единого плана счетов для обновленной бюджетной сети.
Второй актуальный федеральный документ - Программа правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года - в рамках так называемого электронного бюджета предусматривает важные положения по интеграции процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета, подготовки финансовой отчетности и повышению доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования.
Поэтому 2011 год является в определенном смысле контрольным, в нормативных документах явно-неявно обозначены новые требования к бюджетной отчетности:
1) нужны не сводные данные ГРБС, а отчетность в разрезе каждого учреждения и муниципалитета;
2) глубина анализа отчетности повышается до трех, пяти и более лет с учетом неоднократной смены КБК;
3) периодичность сбора отчетности сокращается до еженедельной и даже ежедневной;
4) существенно расширяется количественный состав форм отчетности, усложняются механизмы консолидации, выверки с УФК и аналитическая обработка показателей;
5) бюджетная отчетность становится публичной для граждан в рамках "электронного бюджета".