Бюджетный учет, N 4, 2011

М.Р.Губайдуллина   

специалист отдела бюджетного
планирования Финансово-казначейского
управления Зеленоградского
административного округа Департамента
финансов города Москвы


Новое в учете подарков

          

В рамках действующего законодательства руководители государственных учреждений практикуют поощрение своих сотрудников ценными подарками за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, а также к праздничным и юбилейным датам. Кроме того, служащие, замещающие должности государственной гражданской службы, получают подарки во время проведения протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий. В последнее время финансовое и налоговое ведомства выпустили на этот счет ряд разъяснений. К тому же не могли не сказаться на порядке приобретения, учета и налогообложения подарков вступившие в силу с 1 января 2011 года отдельные нормативно-правовые акты. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Что нового?


К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим вопросы учета подарков, выданных сотрудникам государственных учреждений, относят:

- Трудовой кодекс;

- Гражданский кодекс;

- Налоговый кодекс;

- Закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- приказ Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н);

- приказ Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н);

- приказ Минфина России от 16 декабря 2010 года N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н);

- приказ Минфина России от 23 декабря 2010 года N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 183н);

- ведомственные инструктивные письма;

- распорядительные акты государственных учреждений.

Немало затруднений и споров среди бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений возникало и возникает до сих пор в связи с реализацией положений указанных выше нормативно-правовых актов. Встает множество вопросов: как оформить вручение ценных подарков? Как отразить операции по их приобретению и выдаче? Какими документами оформить поощрения? Какие налоги следует удержать и при каких условиях? В этой связи в Минфин России, а также в ФНС России поступает немало запросов с просьбой разъяснить действующий порядок. С целью внесения ясности были утверждены письма Минфина России от 22 апреля 2010 года N 03-03-06/2/79, Минздравсоцразвития России от 5 марта 2010 года N 473-19 и ФНС России от 1 декабря 2010 года N ШС-37-3/16723.

Кроме того, наиболее существенным изменением, связанным с радикальным реформированием финансово-правового положения государственных учреждений, является вступление в силу с 1 января 2011 года Закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ). Перед органами исполнительной власти всех уровней, а также руководителями государственных и муниципальных учреждений в настоящее время стоит задача по планомерному переводу значительной части бюджетных учреждений со сметного финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий.

Эта реформа призвана произвести эволюционные изменения в бюджетной сфере и должна обеспечить доступность и повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, создать стимулы для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного имущества, обеспечению прозрачности их деятельности. Прямого указания на изменение порядка учета ценных подарков государственными учреждениями Закон N 83-ФЗ, конечно, не содержит, однако его принятие повлекло за собой отмену одних и принятие других нормативно-правовых актов, прямо регулирующих эту деятельность.

Так, например, вступление в силу положений Закона N 83-ФЗ повлекло за собой изменение порядка ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях в связи с утверждением Инструкций N 157н, 162н, 174н, 183н: теперь вместо одной инструкции для каждого типа учреждения действует свой порядок.

Кроме того, пунктом 5 статьи 16 Закона N 83-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс, а именно статья 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями" утратила силу. Теперь бюджетные и казенные учреждения, которые получают доходы от приносящей доход деятельности, должны вести налоговый учет доходов и расходов в общем порядке в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса.

Кроме перечисленных выше изменений в целях реализации закона о противодействии коррупции ряд субъектов РФ и отдельных ведомств выпустил распорядительные акты, устанавливающие порядок передачи подарков, полученных лицами, замещающими государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями в государственную (муниципальную) собственность с правом их последующего выкупа.

Учет подарков


Согласно пункту 2 статьи 161 Бюджетного кодекса финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (а до 1 января 2012 года и бюджетного учреждения, в отношении которого не принято решение о выделении субсидии) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы в разрезе кодов бюджетной классификации. Механизм отражения расходов в части приобретения подарков в связи со вступлением в силу с 1 января 2011 года приказа Минфина России от 28 декабря 2010 года N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" не изменен и по-прежнему ведется по коду КОСГУ 290 "Прочие расходы".

А вот порядок отражения операций по приобретению, оплате, выдаче и учету подарков на балансовых и забалансовых счетах государственных учреждений изменен значительно. Так, вместо ранее действовавшей Инструкции по бюджетному учету с 1 января 2011 года для каждого типа учреждения действует отдельный нормативно-правовой акт. Кроме того, изменены наименования и аналитические коды счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с Инструкцией N 157н учет подарков (сувениров) ведется по стоимости их приобретения на забалансовом счете 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры", предназначенном для учета материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров. Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения, по каждому предмету имущества.

Порядок отражения в бухгалтерском учете казенного и бюджетного учреждения операций по приобретению подарков для сотрудников, действующий с 1 января 2011 года, утвержден Инструкцией N 157н (счета 20110, 21001, 30290, 40120, забалансовые счета 07 и 18), пунктом 102 Инструкции N 162н, пунктом 128 Инструкции N 174н и представлен в таблице 1.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ каждая хозяйственная операция должна оформляться первичными учетными документами. Не является исключением и передача сотрудникам государственных учреждений ценных подарков. Инструкция по применению Единого плана счетов не содержит типовой формы такого документа, поэтому государственные учреждения вправе разработать такой бланк самостоятельно с учетом требований пункта 7 Инструкции N 157н. Кроме того, целесообразно утвердить такую форму в учетной политике учреждения в соответствии с требованиями пункта 6 Инструкции N 157н.

Налогообложение


Как было отмечено выше, главным изменением, коснувшимся порядка налогового учета подарков, является признание утратившей силу в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона N 83-ФЗ статьи 321.1 Налогового кодекса. Это значит, что государственные учреждения всех типов с 1 января 2011 года должны вести налоговый учет по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

В вышеназванной статье речь шла об обязанности бюджетных учреждений - налогоплательщиков вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. При этом под иными источниками следовало понимать доходы от коммерческой деятельности и внереализационные доходы. Налоговую базу бюджетные учреждения определяли как разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Признание вышеназванной статьи утратившей силу не означает, что теперь с сумм, выделенных по смете казенному учреждению, необходимо начислять и удерживать налог на прибыль. С 1 января 2011 года изменился перечень доходов, которые не учитываются при определении базы по налогу на прибыль. В частности, казенные учреждения при определении налоговой базы не должны учитывать средства, полученные ими от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) и от исполнения государственных (муниципальных) функций, а также бюджетные ассигнования. Кроме того, в вышеназванный перечень доходов, не учитываемых при определении базы, вошли субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям. Эти изменения внесены в пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса подпунктом 2 статьи 16 Закона N 83-ФЗ.

Произошли изменения и в перечне расходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли (ст.270 НК РФ). Он дополнен расходами казенных учреждений в связи с исполнением ими государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием госуслуг (выполнением работ). Стоимость безвозмездно переданного имущества (подарка) и расходов, связанных с такой передачей, в составе расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, по-прежнему не учитывается (п.16 ст.270 НК РФ). Поэтому на основании вступивших в силу с 1 января 2011 года изменений в перечне доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы при расчете налога на прибыль, стоимость выданных подарков учитывать не следует.

Ранее Минфин России утвердил инструктивное письмо от 22 апреля 2010 года N 03-03-06/2/79, разъясняющее случаи, когда возможно учесть при расчете налога на прибыль стоимость подарков. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Организация обратилась в Минфин России с просьбой подтвердить правомерность отнесения к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, затрат, связанных с покупкой подарков для награждения работников за трудовые успехи в случае, если это предусмотрено трудовыми договорами и локальными нормативными актами - правилами внутреннего трудового распорядка.


Таблица 1 - Порядок отражения операций по приобретению, оплате, выдаче и учету подарков для каждого типа государственных учреждений

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs