Промышленная и экологическая безопасность, N 10 (36) октябрь 2009 года

(см. ярлык "Примечания")
Рахимов
Марат Мулахмедович,
начальник МУП "Казметрострой"

  

Метро XXI века: технологии строительства и обслуживания Казанского метрополитена



Муниципальное унитарное предприятие "Казметрострой" создано 17 марта 1997 года для строительства метрополитена. Его костяк составили работники ОАО "Бамтоннельстрой" (БАМ), получившие большой опыт строительства тоннелей в сложных гидрогеологических условиях, и работники треста "Ташметрострой" г.Ташкента. За время работы МУП "Казметрострой" освоено 19,5 млрд. рублей капитальных вложений.

В августе 2005 года муниципальное унитарное предприятие "Казметрострой" ввело в эксплуатацию первый пусковой участок метрополитена столицы Татарстана. Сегодня продолжается работа по строительству второй очереди первой линии Казанского метрополитена. Завершена проходка второго перегонного тоннеля "Козья слобода" - станция "Кремлевская", который прошел под руслом р.Казанки. В декабре 2008 года пущена в эксплуатацию станция метро "Проспект Победы". В августе 2010 года готовится к пуску станция "Козья слобода".

Новые технологии

Ввод в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди Казанского метрополитена в крайне сжатые сроки потребовал значительных финансовых и материальных средств, а также достаточного количества технически оснащенных мощностей специализированных строительных организаций. Для достижения намеченных целей Администрацией г.Казани и АНО "Инвестстройметро" была разработана концепция "Казанский метрополитен - начало 21 века". Главная задача - поиск организационных и технических решений максимального увеличения скоростей строительства перегонных тоннелей, станционных комплексов, учитывая ограниченность сроков строительства пускового комплекса. Большое внимание при этом было уделено техническому оснащению метрополитена.

Специально с учетом сложных гидрогеологических условий Казани был заказан тоннелепроходческий комплекс "Lovat". Управление комплексом осуществляется машинистом щита при помощи бортового компьютера, программы для которого были разработаны казанскими программистами.

Впервые в отечественной практике для сооружения перегонных тоннелей создана и освоена (на основе отечественных технологий и материалов) высокоточная, с резиновыми прокладками сборная железобетонная водонепроницаемая обделка до 3,0 атм., которая имеет степень точности до 1,0 мм.

Концепцией предусмотрено внедрение в строительство метрополитена современных технологий, материалов, оборудования, отвечающих требованиям отечественной и зарубежной практики. Из пяти станций пускового комплекса метрополитена четыре были полностью выполнены в монолитном железобетонном исполнении с применением современных опалубок, что дало экономический эффект до 15-20% и ликвидировало большие расходы на развитие промышленной базы МУП "Казметрострой" по освоению и изготовлению 45 типоразмеров сборных железобетонных конструкций станционных комплексов.

Впервые на пусковом участке метрополитена разработана и внедрена новая комплексная многофункциональная ресурсоблочная автоматика, сигнализация и связь (АСС), включая подвижной состав и энергооборудование. Это позволило значительно сократить эксплуатационные расходы.

Автоматизированная система управления метрополитеном разработана на базе компьютерных систем с использованием оптико-волоконных линий связи и соответствует поездам нового поколения с асинхронным тяговым электродвигателем и приводом. Новая система комплексно объединяет поездную и стационарную аппаратуру, связанную с диспетчерским управлением. Новая автоматика является самодиагностируемой, самонастраивающейся, самотестируемой.

Автоматике соответствует высоконадежная, отказоустойчивая магистраль, не имеющая аналогов ни в одном метрополитене. В метро предусмотрено, что в случае неисправности механизма перевода стрелки пути, автоматика безопасности переведет ее в фиксированное положение. Двери электропоезда не откроются при ненулевой скорости. Влияние человеческого фактора в Казанском метрополитене полностью исключено, при ошибке диспетчера система будет фиксировать и блокировать неверно отданные распоряжения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs