Недействующий

     

Проект N 274200-5

Вносится депутатом Государственной Думы
А.В. Беляковым

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О рекламе" в части запрета рекламы биологически активных добавок и добавок к пище вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий



Статью 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" изложить в следующей редакции:

"Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

1. Реклама биологически активных добавок и добавок к пище не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

2. Реклама биологически активных добавок и добавок к пище в местах и средствах массовой информации, указанных в ч. 1 настоящей статьи, не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей в результате применения таких добавок;

3) побуждать к отказу от здорового питания;

4) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

3. Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов."

Президент
Российской Федерации

     

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О рекламе" в части запрета рекламы биологически активных добавок и добавок к пище вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий"



Рынок биологически активных добавок в России растет стремительными темпам. В настоящее время на территории России находится в обороте более 6 тысяч наименований БАДов, из них только в этом году было зарегистрировано 1825. Большая часть из зарегистрированных в 2009 году наименований имеет отечественное происхождение, 690 - произведены за рубежом, 108 из которых - в Китае.

При этом, качество производимых и продаваемых в стране БАдов не выдерживает никакой критики. Если, например, лекарственные средства, прежде чем попасть в аптеки, проходят токсикологические, доклинические и клинические исследования, которые могут длиться десятилетиями, то для регистрации БАДов проведение испытаний не требуется, что является очень выгодным для производителя. Не удивительно, что огромное количество БАДов для похудения, продающихся в РФ и действительно содержащих вещество, способствующее уменьшению веса, при этом вызывают сердечно-сосудистую недостаточность, угнетающе действуют на центральную нервную систему, и даже приводят к шизофрении.

В 2008 году Роспотребнадзор, уполномоченный контролировать качество БАДов, выявил различные нарушения у 44 % производителей биодобавок. Среди зафиксированных нарушений отмечалось изготовление БАДов кустарным способом, отсутствие документов, подтверждающих безопасность сырья, отсутствие контроля за выпускаемой продукцией, отсутствие необходимой информации о продукте в аннотации.

39 из 87 предприятий-изготовителей БАДов (44,7%) нарушают санитарные нормы.

Главная опасность реализации БАДов на территории РФ заключается в том, что большинство производителей и дистрибьюторов, позиционируют биологически активные добавки к пище как лекарства. Несмотря на то, что подобные действия запрещены законом "О рекламе", производители используют ухищрения или прямые нарушения закона, чтобы внушить покупателю веру в то, что БАД можно использовать в качестве лекарственных средств. Многие распространили добавок представляют БАД как чудо-лекарство, еще более эффективное чем таблетки, способное вылечить неизлечимые болезни. В погоне за прибылью продавцы предлагают БАДы как чудо современной медицины.

Особенно агрессивная реклама распространяется производителями БАДов на радио и в печатных СМИ. Она нарушает все запреты, установленные для БАДов ФЗ "О рекламе": в нарушении закона создает впечатление, что БАД обладает лечебными свойствами, содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей в результате применения добавок, что противоречит требования закона, содержит выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок. Такие методы рекламы воздействуют на сознание людей (особенно рассказы про излечение и выражение благодарности изготовителям). Как правило жертвами подобной рекламы становятся пожилые люди и люди, отчаявшиеся излечить заболевание.

Заманивая покупателей красочной рекламой, продавцы БАДов действуют по одной схеме. Прочитав о "чудо-таблетках" в газете, покупатель звонит по указанному номеру телефона, где люди, прелставляющиеся врачами с помощью психологических методов воздействия убеждают людей приобрести БАД, рекламируя его лечебные свойства и уникальный состав. При этом цена за упаковку колеблется от 6000 до 50000 рублей. Доверчивые люди часто отдают последние деньги. Покупатели применяют БАД взамен лекарств, из-за чего известно немало случаев смерти или тяжелых последствий из-за отказа от приема лекарств в пользу БАД.

Распространять лже-таблетки мошенникам позволяет агрессивная реклама. Ситуация усложняется тем, что, например, печатные СМИ указывают, что не несут ответственность за содержание рекламного материала.

Между тем, жертвами рекламы БАД становятся все новые и новые люди.

С целью остановить беспредел, существующий на рынке биологически активных добавок, защитить покупателей от огромного количества мошенников на рынке БАД, перекрыть мошенникам доступ к потребителям и сохранить жизни и здоровье покупателей, законопроектом предлагается запретить рекламу БАДов во всех средствах массовой информации, кроме специализированных медицинских изданий и вне специализированных медицинских и фармацевтических выставок, семинаров и конференций.

     

Официальный отзыв на проект федерального закона N 274200-5 "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О рекламе" в части запрета рекламы биологически активных добавок и добавок к пище вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий", внесенный депутатом Государственной Думы А.В.Беляковым



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается ограничить распространение рекламы биологически активных добавок исключительно местами проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в требования, предъявляемые к содержанию рекламы биологически активных добавок, установленные частью 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", в частности, исключив нормы о запрете указывать на конкретные случаи улучшения состояния людей в результате применения биологически активных добавок и о запрете выражать благодарность физическими лицами в связи с применением биологически активных добавок.

Данные нормы направлены на защиту потребителя рекламы от недостоверной информации, введения потребителя в заблуждение недобросовестными рекламодателями, а также на недопустимость формирования в рекламе биологически активных добавок впечатления о том, что данная продукция обладает лечебными свойствами.

Таким образом, предложенные законопроектом изъятия из перечня требований к содержанию рекламы биологически активных добавок не могут быть поддержаны.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает принятие представленного проекта федерального закона при условии учета указанного замечания.

 Заместитель Председателя
 Правительства Российской Федерации
 С.Иванов

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»