Недействующий

     

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 июня 2010 года N 1362р

Об утверждении Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 28 апреля 2023 года на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 14 апреля 2023 года N 941/р
____________________________________________________________________


В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работников, занятых техническим обслуживанием скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД":

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2010 года прилагаемые Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД".

2. Начальникам филиалов ОАО "РЖД":

довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

обеспечить в установленном порядке изучение Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД", утвержденных настоящим распоряжением.

3. Генеральному директору Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" Д.В.Пегову привести инструкцию "О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов "САПСАН" по железнодорожным путям общего пользования ОАО "РЖД", утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 11 декабря 2009 года N 2528р, и Временные технические требования к содержанию и эксплуатации сооружений, устройств и высокоскоростных электропоездов ЭВС "Сапсан", обеспечивающих движение на линии Санкт-Петербург - Москва со скоростями более 200 до 250 км/ч, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 11 декабря 2009 года N 2530р, в соответствие с Правилами по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД".

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 25 июня 2010 года N 1362р

     

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД"

I. Общие требования

1.1. Настоящие Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (далее - Правила) устанавливают основные требования охраны труда для работников ОАО "РЖД" (далее - работники), занятых эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом железнодорожного пути и сооружений, устройств контактной сети, автоматики, телемеханики и связи (далее - объекты инфраструктуры) на существующих линиях и участках железных дорог со скоростями движения поездов: 141-200 км/ч, (далее - скоростные линии; скоростные поезда) и скоростями 201-250 км/ч (далее - высокоскоростные линии; высокоскоростные поезда).

1.2. При выполнении работ на скоростных и высокоскоростных линиях работниками ОАО "РЖД" должны соблюдаться требования нормативных правовых актов по охране труда, стандартов системы безопасности труда и нормативных документов ОАО "РЖД", устанавливающих требования охраны труда для участков пути, на которых установлены скорости движения поездов до 140 км/ч, а также дополнительные требования охраны труда, изложенные в настоящих Правилах.

1.3. Применение Правил дочерними обществами ОАО "РЖД" устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО "РЖД" и дочернего общества в соответствии с регламентом ОАО "РЖД" [1].

1.4. Требования Правил, должны учитываться при заключении соответствующих договоров со сторонними организациями и дочерними обществами ОАО "РЖД", деятельность которых связана с обслуживанием объектов инфраструктуры скоростных и высокоскоростных линий, в том числе организациями, осуществляющими охрану и сопровождение вагонов и контейнеров с грузами при перевозке, охрану стационарных и передвижных объектов железнодорожного транспорта, а также организациями, оказывающими услуги по обеспечению пожарной безопасности.

1.5. В договоры на использование инфраструктуры с дочерними обществами ОАО "РЖД" и договоры со сторонними организациями, заключаемые на выполнение работ на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог, должны включаться:

вопросы распределения функций и ответственности за обеспечение требований охраны труда между сторонами договора;

положения о соблюдении подрядной организацией требований охраны труда, установленных в ОАО "РЖД".

1.6. Проверка знаний Правил проводится:

работникам, занятым обслуживанием скоростных и высокоскоростных линий, при введении в действие настоящих Правил или внесении изменений в них;

при назначении или переводе работника на должность, связанную с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом объектов инфраструктуры и организацией движения поездов на скоростной и/или высокоскоростной линии;

при очередной и внеочередной проверке знаний требований охраны труда.

Очередная и внеочередная проверка знаний требований настоящих Правил должна проводиться в соответствующих комиссиях структурных подразделений ОАО "РЖД" (далее - структурные подразделения), определенных Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников ОАО "РЖД" [2].

1.7. К работам, непосредственно связанным с движением поездов, маневровой работой, на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог допускаются работники, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие в установленном порядке обучение и проверку знаний ПТЭ [3], Инструкции по сигнализации на железных дорогах [4], Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах [5], а также настоящих Правил и правил и инструкций по охране труда ОАО "РЖД".

1.8. По вопросам, относящимся к техническому обслуживанию и эксплуатации конкретных участков скоростных и высокоскоростных линий, с учетом местных особенностей, в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД" должны разрабатываться локальные технологические документы, устанавливающие дополнительные требования безопасности проведения работ.

1.9. Работники, выполняющие работы на скоростной и высокоскоростной линиях помимо знаний, установленных для конкретных профессий, должны знать:

порядок ограждения мест производства работ на скоростной или/и высокоскоростной линиях;

время ожидаемого проследования скоростных и высокоскоростных поездов по месту, на котором производятся работы, согласно выписки из расписания движения поездов;

безопасные места нахождения (укрытия) при проследовании скоростных и высокоскоростных поездов.

1.10. Режимы труда и отдыха работников, занятых ремонтом, техническим обслуживанием и эксплуатацией объектов инфраструктуры, расположенных на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог, должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [6], Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов [7], а также правилами внутреннего распорядка структурных подразделений железной дороги или иного филиала с учетом местных особенностей работы на скоростной и/или высокоскоростной линии железной дороги.

1.11. Все работники, которые согласно должностным обязанностям имеют право руководить работами на объектах инфраструктуры, а также производить их осмотр и сигналисты должны иметь при себе средства радиосвязи и использовать их для ведения служебных переговоров с дежурными по станциям, руководителями своего производственного подразделения (диспетчерами) и руководителями работ, выполняемых на данном перегоне.

Работники, пользующиеся средствами радиосвязи, должны быть обучены порядку пользования ими с обязательной проверкой этих знаний.

II. Требования охраны труда перед началом и во время работы

2.1. Перед выполнением работ на скоростной или высокоскоростной линии руководитель производственного подразделения (дорожный мастер, начальник, электромеханик дистанции электрификации и электроснабжения, электромеханик дистанции сигнализации централизации и блокировки и т.п.), осуществляющий организацию производства работ должен выдать руководителям работ уточненную выписку из графика движения поездов по участкам планируемых работ. Количество экземпляров выписки, выдаваемых руководителям работ должно быть достаточным для обеспечения ими всех сигналистов.

При планировании предстоящих работ руководитель структурного подразделения должен вместе с руководителями работ определить меры безопасности при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов при производстве работ, а также следовании к месту работы и обратно.

Руководители работ должны провести работникам целевые инструктажи по охране труда, доведя до них, в том числе меры безопасности специфичные для конкретного места производств работ.

2.2. Руководитель работ должен сделать заявку о выдаче локомотивным бригадам предупреждений об особой бдительности. Предупреждения выдаются в случаях предусмотренных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах [5]. Также должна быть сделана запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети, формы ДУ-46 о месте, времени выполнения работ.

2.3. К месту работ и обратно на скоростных и высокоскоростных линиях работники должны, как правило, доставляться железнодорожным и/или специально оборудованным автомобильным транспортом.

2.4. Перед выходом на перегон руководитель работ должен:

иметь уточненную выписку из расписания движения поездов;

проверить работоспособность устройств радиосвязи, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по их эксплуатации (руководством пользователя);

убедиться лично по радиосвязи у дежурных по станциям, ограничивающей перегон, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению, и сверить с ними часы;

в месте сбора провести с работниками целевой инструктаж о мерах безопасного прохода к месту работ и обратно, мерах безопасного производства работ и пропуска скоростных или высокоскоростных поездов с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда;

выставить сигналистов, обеспечив их сигнальными принадлежностями, исправными средствами радиосвязи и выписками из расписания движения поездов.

2.5. При невозможности доставить работников транспортными средствами непосредственно к месту работ проход туда и обратно должен осуществляться в составе бригады в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ по правильному пути. Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания.

За 10 минут до проследования скоростного или высокоскоростного поезда путевая бригада по команде руководителя работ должна сойти на ближайшую обочину пути, вдоль которого следует бригада на расстояние не менее чем 5 метров от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

Одновременно необходимо следить за движением поездов и выполнять указания руководителя, идущего сзади, и специально выделенного и проинструктированного монтера пути (сигналиста), идущего впереди группы. Руководитель работ и сигналист ограждают группу сигналами остановки.

В условиях плохой видимости (в крутых кривых, выемках, в лесной или застроенной местностях, а также в темное время суток, в туман, метель и других случаях), группу должны ограждать два выделенных сигналиста, обеспеченные устройствами радиосвязи, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы, а руководитель работ должен идти вместе с группой.

При приближении подвижного состава сигналисты по радиосвязи должны незамедлительно информировать руководителя работ, который в свою очередь, должен дать работникам команду о сходе с пути и проконтролировать ее исполнение.

2.6. В случае если скоростной или высокоскоростной поезд не проследовал в установленное время, руководитель работ должен по радиосвязи или другим средствам технологической связи уточнить у дежурного по станции, ограничивающей перегон, о фактическом времени его движения и только после этого принять решение о возможности дальнейшего безопасного движения к месту работ.

2.7. Дежурные по станциям (поездной диспетчер при диспетчерской централизации) обо всех случаях изменения графика движения скоростных и высокоскоростных поездов, как задержек, так и опережения на 10 и более минут должны извещать:

на станциях - руководителей работы по громкоговорящей связи, радиосвязи или другими средствами технологической связи, в соответствии с записью сделанной руководителем работ в журнале формы ДУ-46;

на перегонах - дежурных структурных подразделений, которые в свою очередь должны по радиосвязи или другими средствами технологической связи передать эту информацию руководителям, выполняющих работы на скоростных и высокоскоростных участках.

В случае не проследования скоростного или высокоскоростного поезда по месту работ на перегоне в соответствии с расписанием в течение 10 минут, руководитель работ запрашивает у дежурного по станции или дежурного структурного подразделения о причине и продолжительности сбоя в графике движения поездов, после чего принимает решение о возможности продолжения работ.

2.8. Перед началом работ руководитель работ обязан:

указать работникам место нахождения при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов и места складирования инструмента и материалов;

проверить работоспособность устройств радиосвязи, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по их эксплуатации (руководством пользователя);

уточнить время проследования скоростного или высокоскоростного поезда у дежурного по станции и сверить с ним часы;

оградить место работы, (для участков с плохой видимостью и слышимостью в соответствии с утвержденными схемами ограждения места производства работ).

2.9. Ограждение места производства работ должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и внутренними документами ОАО "РЖД".

При этом расстояние от переносных красных сигналов и от места внезапно возникшего препятствия до первой петарды (расстояние Б) принимается равным:

при скоростях движения 161-200 км/ч:

- на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ - 2150 м;

- на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ - 2250 м;

при скоростях движения 201-230 км/ч:

- на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ - 2600 м;

- на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ - 2750 м.

при скоростях движения 231-250 км/ч:

- на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ - 3400 м;

- на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ - 3550 м.

Руководитель работ, получив сигнал от сигналистов о приближении поезда, дает работникам команду о необходимости ухода с пути на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса в заранее определенное место. Команда руководителя работ является приказом для всех работающих.

2.10. Во время производства работ инструмент и материалы необходимо расположить таким образом, чтобы было обеспечено свободное передвижение работников.

2.11. На участках путей скоростных и высокоскоростных линий все работы, в том числе, не требующие ограждения места работы сигналами остановки, а также осмотр пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов примыкающих к высокоскоростным участкам пути, должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до проследования высокоскоростного поезда. Путь, сооружения и устройства должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны с пути и не менее чем за 10 минут до прохода высокоскоростного поезда все работники должны отойти на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд. Возобновление работ разрешается только после прохода поезда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»