О льготах по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды
для отрасли информационных технологий



§1. Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ с учетом последних изменений (далее по тексту - Закон),  установил для компаний, занятых в области информационных технологий, две льготы: первую - с суммарным тарифом в 14%, и вторую - с суммарным тарифом 26%. Каждая льгота установлена совершенно отдельно от другой, что значит: отдельно определены субъекты, виды деятельности, критерии применения каждой льготы, порядок подтверждения права на льготу, тарифы взносов и периоды их применения.

Изменения в Закон были изданы к концу года (16 октября и 28 декабря), вследствие чего ни государственные органы, ни плательщики взносов с началом 2011 года оказались по существу не готовы к применению закона. В настоящее время предпринимаются активные попытки выработать понимание, что делать и тем и другим. Одной из таких попыток стала рабочая встреча представителей IT-компаний с ответственными работниками Минкомсвязи России, Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, которая прошла в Москве 9 февраля сего года. С учетом высказанной там позиции представителей ведомств излагается данная статья.   

Итак, есть две льготы, которые далее для удобства изложения обозначим как "Льгота-1" и "Льгота-2".

Льгота-1


§2. Введена Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ, который в том числе ввел в Закон о взносах специальные дополнения и изменения по Льготе-1:

     
     - в статью 57 часть 2 пункт 4, части 2_1, 2_2, 2_3, 2_4, 2_5;

     - статью 58 часть 1 пункт 6, части 3 и 5.          

Тарифы на период 2010-2019 гг.

Фонд - получатель

Тариф взносов по годам, в процентах

2010 г.

2011 г.

2012-2017 г.

2018 г.

2019 г.

Пенсионный фонд

14,0

8,0

8,0

13,0

20,0

Фонд социального страхования

0,0

2,0

2,0

2,9

2,9

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

0,0

2,0

4,0

5,1

5,1

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

0,0

2,0

0,0

0,0

0,0

Итого, %:

14,0

14,0

14,0

21,0

28,0



§3. Субъекты - российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Внимание! Сейчас представители государственных органов, опираясь на дословное, грамматическое толкование Закона, понимают это норму как устанавливающую ограничения для субъектов льготы и расчетной доли доходов:

- во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию ... и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы)..., то есть реализующие только свои продукты и оказывающие услуги (выполняющие работы) по этим продуктам!

- во вторых, организации, оказывающие услуги... (далее по тексту), то есть обслуживать и т.п. можно и не свои продукты.  

Иными словами, реализация продуктов (или имущественных прав на продукты), разработанные не самой организацией, не входит в деятельность, учитываемую для расчета доли льготного вида деятельности. В расчет льготной деятельности также не принимается, например, стоимость передаваемой своему клиенту лицензии на "чужой" программный продукт, использованный в разработке собственного продукта или необходимый для пользования им. Перепродажа продуктов или прав на них не поддерживается этим Законом! Такова позиция государственных органов, сообщенная в ходе рабочей встречи.

На наш взгляд, согласиться с таким толкованием нельзя. Данная норма, в полном соответствии с юридической конструкцией регулирования обязательных платежей, определяет состав субъектов, применяющих пониженные тарифы, но не состав доходов, включаемых в расчетные 90%. Следовательно, основываясь на том же грамматическом различии соединительного союза "и" и разделительного союза "или", синтаксисе всего предложения, можно сделать вывод, что законодатель действительно ввел две категории субъектов (схематично):

- во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию и (или) оказывающие услуги; здесь разработка - обязательное условие, а реализация или услуги -факультативные, одного из них может не быть;

- во-вторых, организации, оказывающие услуги (выполняющие работы)...; здесь обязательного условия о разработке собственных продуктов нет.

Таким образом, при данном толковании исключаются организации, занимающиеся только реализацией "чужих" продуктов, и не занятые оказанием услуг (выполнением работ) по ним, то есть просто торговые посредники. Таким образом, дистрибьюторы обновляемых, обслуживаемых, сопровождаемых продуктов (например, информационно-справочных и бухгалтерских систем) на этом основании не могут быть исключены из состава субъектов, имеющих право на Льготу-1.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs