О льготах по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды
для отрасли информационных технологий
§1. Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ с учетом последних изменений (далее по тексту - Закон), установил для компаний, занятых в области информационных технологий, две льготы: первую - с суммарным тарифом в 14%, и вторую - с суммарным тарифом 26%. Каждая льгота установлена совершенно отдельно от другой, что значит: отдельно определены субъекты, виды деятельности, критерии применения каждой льготы, порядок подтверждения права на льготу, тарифы взносов и периоды их применения.
Изменения в Закон были изданы к концу года (16 октября и 28 декабря), вследствие чего ни государственные органы, ни плательщики взносов с началом 2011 года оказались по существу не готовы к применению закона. В настоящее время предпринимаются активные попытки выработать понимание, что делать и тем и другим. Одной из таких попыток стала рабочая встреча представителей IT-компаний с ответственными работниками Минкомсвязи России, Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, которая прошла в Москве 9 февраля сего года. С учетом высказанной там позиции представителей ведомств излагается данная статья.
Итак, есть две льготы, которые далее для удобства изложения обозначим как "Льгота-1" и "Льгота-2".
Льгота-1
§2. Введена Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ, который в том числе ввел в Закон о взносах специальные дополнения и изменения по Льготе-1:
- в статью 57 часть 2 пункт 4, части 2_1, 2_2, 2_3, 2_4, 2_5;
- статью 58 часть 1 пункт 6, части 3 и 5.
Тарифы на период 2010-2019 гг.
Фонд - получатель | Тариф взносов по годам, в процентах | ||||
2010 г. | 2011 г. | 2012-2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | |
Пенсионный фонд | 14,0 | 8,0 | 8,0 | 13,0 | 20,0 |
Фонд социального страхования | 0,0 | 2,0 | 2,0 | 2,9 | 2,9 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 0,0 | 2,0 | 4,0 | 5,1 | 5,1 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 0,0 | 2,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Итого, %: | 14,0 | 14,0 | 14,0 | 21,0 | 28,0 |
§3. Субъекты - российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Внимание! Сейчас представители государственных органов, опираясь на дословное, грамматическое толкование Закона, понимают это норму как устанавливающую ограничения для субъектов льготы и расчетной доли доходов:
- во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию ... и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы)..., то есть реализующие только свои продукты и оказывающие услуги (выполняющие работы) по этим продуктам!
- во вторых, организации, оказывающие услуги... (далее по тексту), то есть обслуживать и т.п. можно и не свои продукты.
Иными словами, реализация продуктов (или имущественных прав на продукты), разработанные не самой организацией, не входит в деятельность, учитываемую для расчета доли льготного вида деятельности. В расчет льготной деятельности также не принимается, например, стоимость передаваемой своему клиенту лицензии на "чужой" программный продукт, использованный в разработке собственного продукта или необходимый для пользования им. Перепродажа продуктов или прав на них не поддерживается этим Законом! Такова позиция государственных органов, сообщенная в ходе рабочей встречи.
На наш взгляд, согласиться с таким толкованием нельзя. Данная норма, в полном соответствии с юридической конструкцией регулирования обязательных платежей, определяет состав субъектов, применяющих пониженные тарифы, но не состав доходов, включаемых в расчетные 90%. Следовательно, основываясь на том же грамматическом различии соединительного союза "и" и разделительного союза "или", синтаксисе всего предложения, можно сделать вывод, что законодатель действительно ввел две категории субъектов (схематично):
- во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию и (или) оказывающие услуги; здесь разработка - обязательное условие, а реализация или услуги -факультативные, одного из них может не быть;
- во-вторых, организации, оказывающие услуги (выполняющие работы)...; здесь обязательного условия о разработке собственных продуктов нет.
Таким образом, при данном толковании исключаются организации, занимающиеся только реализацией "чужих" продуктов, и не занятые оказанием услуг (выполнением работ) по ним, то есть просто торговые посредники. Таким образом, дистрибьюторы обновляемых, обслуживаемых, сопровождаемых продуктов (например, информационно-справочных и бухгалтерских систем) на этом основании не могут быть исключены из состава субъектов, имеющих право на Льготу-1.