ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 19 августа 2010 года N 12/03-18270-ВВ


О результатах работы территориальных органов ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов за первое полугодие 2010 года



Анализ статистических данных о работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) территориальных органов Федеральной службы судебных приставов за первое полугодие 2010 года свидетельствует о выполнении основных требований приказа ФССП России от 28 декабря 2009 года N 543 "Об утверждении Расширенного перечня показателей деятельности на 2010 год для территориальных органов Федеральной службы судебных приставов".

Так, судебными приставами по ОУПДС обеспечены охраной все здания арбитражных судов (129) и судов общей юрисдикции (2858, в том числе 131 здание окружных (флотских) и гарнизонных военных судов).

Из 7396 судебных участков мировых судей обеспечено охраной 7346 участков, при этом 75 территориальных органов ФССП России (90,1% от их общего количества) обеспечили охраной все судебные участки мировых судей. Обеспеченность охраной судебных участков мировых судей составила 99,3%, что значительно превышает прогнозный показатель (90%) и на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в котором обеспеченность охраной судебных участков мировых судей составляла 97,3%.

Однако если учесть удаленность судебных участков мировых судей, их размещение за пределами районных центров, а также соотношение фактической численности судебных приставов по ОУПДС и количества выполненных ими мероприятий, то качество обеспечения установленного порядка деятельности судебных участков мировых судей вызывает сомнение.

В отчетном периоде судебными приставами по ОУПДС в полном объеме выполнены заявки на обеспечение безопасности судебных заседаний, доставку вещественных доказательств и материалов дела (3405146 заявок), а также заявки на обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий (2608025 заявок). В аналогичном периоде 2009 года выполнение указанных заявок также составляло 100%.

Из 300036 человек, подлежавших приводу на основании постановлений судей (судов), доставлено 287993 человека (или 98,8%), что свидетельствует о достижении всеми территориальными органами ФССП России прогнозного показателя (90%). При этом профессионализм и надлежащее исполнение служебных обязанностей судебных приставов по ОУПДС повысились.

В качестве примера надлежащего исполнения служебных обязанностей необходимо отметить действия и. о. заместителя начальника отдела судебных приставов по г.Пыть-Яху Управления ФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Большакова Г.Н., который при осуществлении привода 26 апреля 2010 года проявил мужество и находчивость, в результате чего в момент совершения преступления задержан и передан в органы внутренних дел опасный преступник.

Следует отметить, что в территориальных органах ФССП России продолжается практика использования видеоконференцсвязи в ходе допроса подсудимых и свидетелей с целью своевременного рассмотрения уголовных дел и сокращения затрат средств федерального бюджета. Так, 17 мая 2010 года Управлением ФССП России по Смоленской области с применением видеоконференцсвязи было организовано и проведено судебное заседание с Истинским городским судом Республики Коми.

Территориальные органы ФССП России показывают стабильно высокий процент осуществления приводов лиц, уклоняющихся от явки к дознавателям Службы и к судебным приставам-исполнителям. Так, из 13507 человек, подлежавших приводу на основании постановлений дознавателей ФССП России, доставлено 13373 человека (или 99,7%). К судебным приставам-исполнителям доставлено 285171 человек из 287298 (или 99,3%). Данный показатель незначительно ниже, чем в 2009 году (99,7%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число лиц, подлежавших приводу к судебным приставам-исполнителям, уменьшилось на 27,8%, а фактически доставленных сократилось на 28,1%. Снижение данного показателя обусловлено усилением контроля со стороны руководителей территориальных органов ФССП России - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации за достоверностью статистической отчетности, представляемой в центральный аппарат ФССП России.

Необходимо отметить, что в информационном письме от 20 апреля 2010 года N 12/03-7312-АП "О результатах работы территориальных органов ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов за I квартал 2010 года" руководителям территориальных органов ФССП России указывалось на необходимость выполнения показателя по осуществлению приводов по вызову к судебным приставам-исполнителям не ниже 98%. Однако в Управлении ФССП России по Новгородской области выполнение данного показателя по итогам работы в первом полугодии 2010 года составило 86,6%, что на 3,8% ниже показателя за I квартал (90,4%).

Обращаю внимание руководителей управлений ФССП России по республикам Северная Осетия - Алания, Дагестан, Коми и Саха (Якутия), по Брянской, Иркутской и Ростовской областям на недопустимость учета в ведомственной статистической отчетности по форме N 3-1 объективных причин, по которым привод не был осуществлен, не указанных в методических рекомендациях, утвержденных директором ФССП России 24 марта 2010 года за N 05-02-498.

Одной из мер по предотвращению преступных посягательств на судей, участников судебного процесса и посетителей судов является обеспечение в судах пропускного режима, в ходе которого у посетителей выявляются огнестрельное, газовое, травматическое, холодное оружие и боеприпасы.

В первом полугодии 2010 года судебными приставами по ОУПДС пресечены попытки проноса в здания судов около 8 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 94 тыс. единиц боеприпасов, свыше 11,3 тыс. единиц газового и травматического оружия, около 6 тыс. единиц холодного оружия и более 500 электрошоковых устройств.

Судебными приставами по ОУПДС у граждан выявлялись кухонные и самодельные ножи, кастеты, заточки, топоры, а также емкости с керосином, бензином и ацетоном. Так, судебными приставами по ОУПДС Управления ФССП России по Мурманской области 6 мая 2010 года ограничен доступ в здание Апатитского городского суда гражданину Кушникову В.П., так как в его ручной клади были обнаружены два складных ножа и три отвертки.

Имеют место случаи, когда судебными приставами по ОУПДС выявлялись факты нарушения гражданами правил ношения оружия. Так, судебными приставами по ОУПДС Управления ФССП России по Ивановской области при осуществлении пропускного режима в здании Лежневского районного суда 5 мая 2010 года у гражданина Богатырева И.Т. был обнаружен травматический пистолет, разрешения на хранение и ношение которого у гражданина не имелось. Данный гражданин был передан сотрудникам внутренних дел.

Количество выявленных иных запрещенных к проносу в здания судов предметов составило более 56 тыс. единиц (колюще-режущие предметы, легковоспламеняющиеся жидкости). В первом полугодии 2010 года судебными приставами по ОУПДС задержаны и переданы в органы внутренних дел 39 человек, у которых были обнаружены предметы, запрещенные к проносу в здания судов.

В качестве положительного примера исполнения служебного долга судебными приставами по ОУПДС следует отметить случаи выявления лиц, объявленных органами внутренних дел в розыск. Так, 14 января 2010 года судебными приставами по ОУПДС Управления ФССП России по Рязанской области при осуществлении контроля прохода в здание Октябрьского районного суда г.Рязани задержан и передан в органы внутренних дел гражданин Парфиров М.И., находящийся в федеральном розыске.

Судебными приставами по ОУПДС Управления ФССП России по Алтайскому краю 29 марта 2010 года при осуществлении контроля прохода посетителей в помещение участков мировых судей Приобского района г.Бийска задержан и передан сотрудникам органов внутренних дел гражданин Шиндин И.В., объявленный в федеральный розыск.

Однако, несмотря на принимаемые меры обеспечения безопасности судей и участников судебного процесса, судебными приставами по ОУПДС допускаются нарушения своих должностных обязанностей.

Так, 12 июля 2010 года подсудимый Шапкин Д.С., несмотря на наличие в здании суда стационарного металлодетектора, осуществил пронос ручной гранаты в помещение Октябрьского районного суда г.Тамбова. После Этого в кабинете судьи, вынув предохранительное кольцо, Шапкин Д.С. стал выяснять у судьи возможные результаты рассмотрения возбужденного в отношении него уголовного дела. Секретарь судебного заседания нажала кнопку экстренного вызова судебных приставов по ОУПДС, однако они к месту чрезвычайного происшествия не прибыли, появившись у кабинета судьи только после криков секретаря судебного заседания о помощи.

Указанное чрезвычайное происшествие стало возможным вследствие ненадлежащей организации работы судебных приставов по ОУПДС и отсутствия контроля со стороны руководства Управления ФССП России по Тамбовской области, что подтверждается результатами проверки, проведенной комиссией центрального аппарата ФССП России. Так, несмотря на получение информации о произошедшем чрезвычайном происшествии, дежурный по Управлению ФССП России по Тамбовской области не оповестил региональные дежурные части органов внутренних дел, МЧС России, ФСБ России, а также не проинформировал об этом главного судебного пристава Тамбовской области и начальника специализированного отдела оперативного дежурства для принятия решения о направлении к месту чрезвычайного происшествия группы быстрого реагирования. Судебными приставами по ОУПДС мер к эвакуации посетителей суда и участников судебных процессов принято не было.

Таким образом, ненадлежащее осуществление судебными приставами по ОУПДС пропускного режима создает предпосылки для совершения террористических актов и вооруженных нападений на судей, участников судебного процесса и посетителей суда.

С целью недопущения подобных фактов руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо продолжить практику проведения внеплановых проверок несения службы судебными приставами по ОУПДС при осуществлении пропускного режима в зданиях судов, а также совместно с представителями управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ежеквартально обследовать здания судов и установленного оборудования на предмет их технического состояния.

Необходимо отметить, что имеют место случаи нарушения территориальными органами ФССП России сроков представления информации в центральный аппарат ФССП России. Так, управлениями ФССП России по республикам Башкортостан, Бурятия, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, по Забайкальскому и Приморскому краям, по Владимирской области, а также Отделом ФССП России по Ненецкому автономному округу в нарушение срока, установленного письмом ФССП России от 23 июля 2010 года N 12/03-16024-ТИ, необходимые сведения представлены только после повторного напоминания.

Обращаю внимание руководителей указанных территориальных органов ФССП России на слабую исполнительскую дисциплину подчиненных работников, ответственных за подготовку и направление документов.

По состоянию на 1 июля 2010 года в территориальных органах ФССП России созданы и функционируют 84 специализированных отдела оперативного дежурства, 86 дежурных частей и 86 групп быстрого реагирования.

За отчетный период судебными приставами по ОУПДС групп быстрого реагирования специализированных отделов оперативного дежурства обеспечена безопасность 33532 судебных заседаний, исполнено 46410 заявок на обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий (100% от общего количества поданных заявок).

Из 12592 человек, подлежавших приводу по постановлениям судей (судов), доставлено 11456 человек (91%), к судебным приставам-исполнителям доставлено 4765 человек (97%), к дознавателям Службы судебных приставов доставлено 472 (97,5% от общего числа лиц, подлежавших приводу).

Необходимо отметить, что из управлений ФССП России по Республике Бурятия, по Ленинградской и Тюменской областям и по Москве отчеты о деятельности специализированных отделов оперативного дежурства поступили с техническими ошибками.

За шесть месяцев текущего года обеспечена безопасность проведения особо значимых судебных заседаний в верховных судах Кабардино-Балкарской Республики (64), Карачаево-Черкесской Республики (17) и Ставропольском краевом суде (17).

Обеспечение безопасности осуществлялось в тесном взаимодействии с органами внутренних дел, территориальными органами ФСИН России и МЧС России. Физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие судебными приставами по ОУПДС не применялись.

В первом полугодии 2010 года в ФССП России поступило 151 специальное донесение о чрезвычайных происшествиях, из которых 37 - о противоправных действиях, совершенных в отношении работников ФССП России при исполнении ими служебных обязанностей. По данным фактам возбуждено 17 уголовных дел, 2 из которых рассмотрено судом.

В нарушение требований приказа ФССП России от 20 апреля 2010 года N 195 "О представлении территориальными органами ФССП России специальных донесений в Федеральную службу судебных приставов" управлениями ФССП России по Пермскому краю, по Кировской области и по Москве специальные донесения представлялись несвоевременно.

В целях эффективного выполнения задач, возложенных на судебных приставов по ОУПДС, в территориальных органах ФССП России продолжается работа по созданию необходимых условий для проведения занятий по боевой подготовке. В соответствии с приказом ФССП России от 30 августа 2007 года N 397 "Об утверждении Наставления по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов" в 930 (35%) подразделениях территориальных органов ФССП России в первом полугодии 2010 года проведены учения по отработке взаимодействия с управлениями внутренних дел, территориальными органами МЧС России, ФСИН России, ФСБ России и судейским сообществом в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и противодействия угрозам террористических актов в зданиях судов. Такие учения в первом полугодии 2010 года проведены в управлениях ФССП России по Республике Карелия, Кабардино-Балкарской, Удмуртской и Чувашской республикам, по Забайкальскому и Ставропольскому краям, по Брянской, Волгоградской, Иркутской, Омской и Ульяновской областям.

Вместе с тем в нарушение требований приказа ФССП России от 30 августа 2007 года N 397 в докладах об итогах проведенных учений отдельными территориальными органами ФССП России не указаны основные результаты учений, полнота отработки учебных вопросов и краткие выводы по ним. Так, в докладах управлений ФССП России по республикам Ингушетия и Северная Осетия - Алания, по Камчатскому и Пермскому краям, по Архангельской, Калужской, Нижегородской, Орловской, Псковской, Ростовской, Сахалинской, Томской и Ярославской областям и по Санкт-Петербургу не указаны сроки и этапы проведения учений, выявленные недостатки и выводы, на основании которых выставлены оценки структурным подразделениям.

Также в нарушение требований приказа ФССП России от 30 августа 2007 года N 397 управлениями ФССП России по республикам Дагестан и Тыва, по Камчатскому краю, по Кемеровской, Курской, Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Тюменской и Челябинской областям не выставлена оценка структурным подразделениям по итогам учений и тренировок за полугодие, которая является основой для оценки деятельности территориального органа ФССП России по боевой подготовке. Сведения, представленные управлениями ФССП России по Саратовской, Сахалинской и Томской областям, не содержат наименований структурных подразделений.

Кроме того, в управлениях ФССП России по Пермскому краю, по Орловской и Сахалинской областям, по Ханты-Мансийскому автономному округу -  Югре имеется негативная практика замены учений на тренировки судебных приставов по ОУПДС.

В соответствии с приказом ФССП России от 25 декабря 2007 года N 651 "Об утверждении формы оперативной отчетности "Сведения о расходе боеприпасов на боевую подготовку" и методических рекомендаций по ее заполнению" проанализированы данные о расходе боеприпасов в территориальных органах ФССП России за шесть месяцев 2010 года. За первое полугодие 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, расход 9-мм патронов увеличился на 125997 (32%) и 5,45-мм патронов - на 118076 (27%), что свидетельствует об увеличении количества стрельб, проведенных территориальными органами ФССП России. Расход боеприпасов по итогам первого полугодия 2010 года составил соответственно 46% и 20% от норм положенности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 776.

В первом полугодии 2010 года активно проводились стрельбы в управлениях ФССП России по Еврейской автономной области - в среднем 70% от норм положенности, Кабардино-Балкарской Республике - 68%, Чеченской Республике - 62%, Республике Северная Осетия - Алания - 60%, Орловской области - 58% и Тамбовской области - 52%.

Наиболее низкий расход боеприпасов отмечен в управлениях ФССП России по Москве - в среднем 12% от норм положенности, по Томской области - 10%, и Ямало-Ненецкому автономному округу - 10%, что свидетельствует о слабой организации проведения стрельб с судебными приставами по ОУПДС.

В период с мая по июль 2010 года стрельбы из автомата Калашникова не проводились в управлениях ФССП России по Камчатскому краю (из-за климатических условий) и по Иркутской области (в связи с ремонтом стрельбища). В Отделе ФССП России по Ненецкому автономному округу стрельбы из боевого оружия не проводятся. Оружие судебным приставам по ОУПДС не выдается на протяжении нескольких лет. Комната для хранения оружия отсутствует.

В первом полугодии 2010 года комиссией центрального аппарата ФССП России проводились проверки контрольных стрельб в управлениях ФССП России по республикам Коми, Тыва и Хакасия, по Иркутской, Московской и Нижегородской областям.

В результате проверок огневой подготовки управлениям ФССП России по Московской и Нижегородской областям выставлена оценка "неудовлетворительно", более половины судебных приставов не смогли выполнить упражнение контрольных стрельб.

В Управлении ФССП России по Республике Коми огневая подготовка оценена на "удовлетворительно", но в проверке участвовало только 4 отдела, при этом было выявлено, что с личным составом 11 отделов судебных приставов (32% численности судебных приставов по ОУПДС) практические стрельбы не проводились более полутора лет.

Отдельные руководители территориальных органов ФССП России не уделяют должного внимания проведению стрельб, не контролируют организацию огневой подготовки, не считают ее одним из важнейших направлений в системе боевой и специальной подготовки судебных приставов по ОУПДС. В результате отсутствие или недостаточное количество проведенных стрельб приводит к утрате судебными приставами по ОУПДС навыков умелого и эффективного владения стрелковым оружием, что может привести к чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 695 "Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта" на ФССП России возложено развитие четырех видов спорта: стрельбы из боевого оружия, комплексного единоборства, служебного двоеборья и служебного биатлона.

В первом полугодии 2010 года судебные приставы по ОУПДС приняли участие только в соревнованиях по комплексному единоборству. Так, в апреле 2010 года в Московской области проведен Чемпионат ФССП России по комплексному единоборству. В соревнованиях приняли участие представители 75 команд территориальных органов ФССП России. Чемпионат ФССП России по комплексному единоборству 2010 года показал высокий уровень спортивного мастерства судебных приставов. Кроме того, увеличилось количество территориальных органов ФССП России, участвующих в соревнованиях: в 2009 году - 69 команд (321 спортсмен), в 2008 году - 58 команд (313 спортсменов).

За отчетный период 2010 года сборные команды ФССП России по комплексному единоборству приняли участие в VIII Международном турнире на кубок Организации договора о коллективной безопасности, где заняли 1-е место в общем зачете.

С учетом изложенного в целях повышения качества работы судебных приставов по ОУПДС, а также устранения допущенных нарушений необходимо:

обеспечить качество, достоверность и своевременность представления информации в центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов;

организовать надлежащий контроль за осуществлением пропускного режима в целях предотвращения случаев проноса в здания судов предметов, представляющих опасность для окружающих. Ежемесячно проводить внеплановые проверки организации пропускного режима в зданиях, помещениях судов;

организовать и обеспечить проведение специальной подготовки в соответствии с приказом ФССП России от 18 апреля 2005 года N 53 "Об утверждении Программы специальной подготовки работников Федеральной службы судебных приставов к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия";

провести анализ соотношения фактической численности судебных приставов по ОУПДС и количества выполняемых ими поручений в целях объективной оценки возможности обеспечения охраной зданий федеральных судов и судебных участков мировых судей в соответствии с Методическими рекомендациями по заполнению форм ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов, утвержденными приказом Минюста России от 1 февраля 2010 года N 20. По результатам анализа внести соответствующие изменения в графу 2 строки 7 раздела I ведомственной статистической отчетности по форме N 3-1, утвержденной приказом Минюста России от 1 февраля 2010 года N 20, по итогам работы за 8 месяцев 2010 года (без учета прогнозного показателя, установленного приказом ФССП России от 28 декабря 2009 года N 543, в части, касающейся процента обеспеченности охраной судебных участков мировых судей);

руководителю Управления ФССП России по Новгородской области - главному судебному приставу Новгородской области обеспечить выполнение ранее установленного показателя по осуществлению приводов лиц, уклоняющихся от явки к судебным приставам-исполнителям;

руководителям управлений ФССП России по Пермскому краю, по Кировской области и по Москве обеспечить выполнение требований приказа ФССП России от 20 апреля 2010 года N 195 "О представлении территориальными органами ФССП России специальных донесений в Федеральную службу судебных приставов". По фактам нарушений сроков представления специальных донесений провести служебные проверки. О результатах доложить в Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов до 1 октября 2010 года.

Заместитель директора
Федеральной службы
судебных приставов -
заместитель главного
судебного пристава
Российской Федерации
В.В.Воронин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень Федеральной службы

судебных приставов,

N 11, 2010 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»