ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 октября 2010 года N 1696-р

  [Об одобрении программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года]

(с изменениями на 30 января 2020 года)



Одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2014 года N 1156-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 2749-р. - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2010 года N 1696-р

ПРОГРАММА
развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года*

(с изменениями на 30 января 2020 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2014 года N 1156-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 2749-р. - См. предыдущую редакцию


I. Предпосылки развития

В современных условиях глобализации и интеграции мирового сообщества и с учетом перспектив экономического и социального развития Российской Федерации программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года (далее - Программа) как уникального научно-образовательного комплекса направлена на поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных обществ и экономик, основанных на знаниях.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2014 года N 1156-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 2749-р. - См. предыдущую редакцию)

Программа основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, позитивном опыте ведущих университетов мира и учитывает уникальные особенности и потенциал старейшего вуза России, учрежденного Указом Петра I от 22 января 1724 года.

Программа базируется на ценностях, сложившихся и оберегаемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Санкт-Петербургский университет), и является естественным продолжением программы инновационного развития, реализованной в 2006-2007 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2014 года N 1156-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 2749-р. - См. предыдущую редакцию)

Программа направлена на обеспечение лидерства Санкт-Петербургского университета в образовательной и научной областях. Показатели, достигнутые Санкт-Петербургским университетом, могут стать ориентирами, определяющими направления и уровни развития российских вузов и всей системы образования Российской Федерации.

II. Характеристика Санкт-Петербургского университета в 2010 году

Текущее состояние Санкт-Петербургского университета характеризуют фундаментальность научных исследований, основанная на традициях около 100 научных школ, качество и непрерывность разных уровней подготовки, междисциплинарность подходов в образовании и науке, а также активное участие преподавателей и студентов в международных проектах.

Общее число научно-педагогических работников Санкт-Петербургского университета составляет около 5000 человек, среди них 43 члена государственных академий наук, свыше 1200 докторов наук, свыше 2500 кандидатов наук. Количество студентов, аспирантов, докторантов и соискателей составляет около 30 тыс. человек.

Санкт-Петербургский университет реализует программы среднего (полного) общего, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования. Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования реализуются на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. К настоящему моменту утверждены образовательные стандарты для 70 образовательных программ.

Одной из характеристик международных позиций Санкт-Петербургского университета является интерес к обучению со стороны иностранных граждан. В 2009-2010 учебном году в Санкт-Петербургском университете по основным образовательным программам обучались около 1000 иностранных граждан.

Санкт-Петербургский университет представлен в престижных международных университетских и профессиональных ассоциациях и организациях и сотрудничает с различными университетами мира в рамках более чем 200 договоров. Около 500 научно-педагогических работников Санкт-Петербургского университета являются почетными профессорами зарубежных университетов.

Санкт-Петербургский университет обладает уникальным среди российских вузов опытом реализации совместных с рядом европейских и американских университетов образовательных программ. Пять образовательных программ аккредитованы ведущими международными профессиональными ассоциациями.

Важными элементами инфраструктуры для инновационного развития и формирования системы доступности интеллектуального потенциала Санкт-Петербургского университета для решения научно-технических и социально-экономических задач являются ресурсные центры структурные подразделения, оснащенные современным научным оборудованием, в задачу которых входит обеспечение образовательных программ и научных исследований.

За последние 15 лет в Санкт-Петербургском университете созданы и успешно работают следующие ресурсные центры:

междисциплинарный ресурсный центр в области нанотехнологий;

центр биоакустики и сенсорных систем;

центр микроскопии и микроанализа;

лингафонная лаборатория;

центр применения вычислительной техники в гуманитарных исследованиях;

учебный комплекс теле- и радиовещания;

учебно-научный комплекс высокопроизводительных вычислений (многоуровневая система кластеров);

научно-методический центр анализа ультраструктур и молекулярного состава биологических объектов.

Центром информационно-библиотечного обеспечения исследовательской и образовательной деятельности Санкт-Петербургского университета является научная библиотека. В фондах библиотеки собраны около 7 млн. книг и рукописей, пользователям предоставляется доступ более чем к 100 тыс. электронных источников, включая научные журналы, монографии, диссертации и справочные издания.

В 2009 году Санкт-Петербургскому университету в соответствии с Федеральным законом "О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" предоставлена высокая степень автономии с правом выдачи дипломов собственного образца и установления собственных образовательных стандартов, что открывает перед Санкт-Петербургским университетом принципиально новые возможности развития.

     

III. Стратегическая цель Программы

Стратегической целью Программы являются вхождение Санкт-Петербургского университета в мировую элиту классических университетов и комплексное исследовательское и образовательное обеспечение государственной политики инновационного развития Российской Федерации, что предопределяет Санкт-Петербургский университет как:

научно-образовательный комплекс, обеспечивающий эффективную интеграцию научно-исследовательской деятельности и программ подготовки высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем готовности к самостоятельной практической профессиональной деятельности;

образовательный институт, имеющий признание в России и за рубежом, подтверждаемый глобальными рейтингами;

интеллектуальный центр, распространяющий свой позитивный опыт в образовательной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности;

центр разработки, исполняющий государственные заказы в области инновационного развития, аналитики, научного, экспертного и правового обеспечения структурной диверсификации экономики и обеспечивающий устойчивое функционирование государственных и общественных институтов.

     

IV. Приоритетные направления Программы

С учетом приоритетов модернизации экономики и технологического развития, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год, а также имеющегося интеллектуального, кадрового и материально-технического потенциала Санкт-Петербургского университета, партнерских связей в России и за рубежом и современных тенденций в развитии мировой науки в Санкт-Петербургском университете выделяются следующие приоритетные направления:

нанотехнологии и материаловедение;

биомедицина и здоровье человека;

информационные системы и технологии;

экология и рациональное природопользование;

социальные исследования и технологии;

(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2014 года N 1156-р)


управленческие кадры и технологии.

Развитие каждого из приоритетных направлений должно служить модернизации системы подготовки выпускников и воспроизводства научных кадров нового поколения и определению перспективных векторов научных исследований.

Развитие приоритетных направлений предусматривает завершение создания системы университетских образовательных стандартов и требований, обеспечивающих университетскую норму качества подготовки выпускников и гарантирующих высокую профессиональную квалификацию обладателей университетского диплома собственного образца, рост количества выпускников высшей квалификации (магистратура, аспирантура), а также существенное развитие внутрироссийской и международной академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников.


Нанотехнологии и материаловедение

Планируется дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований в области нанотехнологий и материаловедения на основе имеющихся в Санкт-Петербургском университете инновационных технологических разработок мирового уровня, ультрасовременной приборной базы, на которой уже реализуется более 50 исследовательских проектов. Основные усилия будут сосредоточены на изучении и использовании методов производства и применения продуктов с заданной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами (молекулами) и применения новых материалов с ранее неизвестными или недостижимыми свойствами.

Биомедицина и здоровье человека

На базе создаваемой университетской клиники Санкт-Петербургский университет продолжит развитие научных основ для проведения исследований в области биомедицины и здоровья человека. Будут созданы и реализованы новые теоретические подходы и практические методы изучения организма человека, его строения и функции в норме и патологии, диагностики, коррекции и лечения.

Информационные системы и технологии

Фундаментальные и прикладные исследования на базе 20 действующих проектов в области информационных систем и технологий будут сосредоточены на создании, изучении и применении методов анализа, синтеза, моделирования и оптимизации систем управления и обработки информации, комплексов программных и аппаратных средств, архитектур вычислительной техники, охватывающих весь жизненный цикл программного обеспечения, в частности спецификацию, проектирование, реализацию, установку и внедрение, сопровождение.

Экология и рациональное природопользование

Повышение уровня фундаментальных и прикладных исследований в области экологии и рационального природопользования на основе ведущихся признанными научными коллективами проектов более чем по 20 тематикам приведет к созданию и применению технологий мониторинга природно-техногенной сферы, прогнозирования развития климатических, экосистемных, горно-геологических и ресурсных изменений, обеспечения безопасности продукции, производства и объектов, рационального природопользования и реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий.     

Социальные исследования и технологии


Планируется развитие фундаментальных и прикладных исследований человеческого потенциала Российской Федерации как фактора, определяющего выстраивание социальной, экономической, миграционной, гуманитарной, культурно-просветительской, экологической, законодательной деятельности в России и регионах. Основные усилия предусматривается направить:

на глубокое изучение социальных процессов (в том числе на базе созданного в 2013 году ресурсного центра Санкт-Петербургского государственного университета "Центр социологических и Интернет-исследований"), их общественно-экономических следствий и правоприменительной практики;

на выработку рекомендаций для решения перспективных задач в области социальной и демографической политики, в сфере здравоохранения, образования и науки, а также для обеспечения межнационального согласия;

на разработку научно обоснованных требований и стандартов для создания современной социальной среды в российских регионах, городах и малонаселенных пунктах;

на разработку проблем новой географии экономического роста и рынка трудовых ресурсов;

на создании новых и адаптации лучших образцов существующих социальных технологий для достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации.

(Подраздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2014 года N 1156-р)

     

Управленческие кадры и технологии

Относительно короткий в историческом масштабе современный период развития российского государства показывает, что отсутствие эффективных управленческих технологий, ориентированных на национальную специфику и освоенных руководителями, приводит к снижению темпов реализации запланированных программ и проектов. Для решения этой проблемы будут созданы технологии в области анализа и научной экспертизы государственной или корпоративной политики, анализа механизмов управления конкурентоспособностью предприятий с учетом российской специфики. Планируется провести внедрение принципов современного профессионального менеджмента в учреждениях науки, образования и здравоохранения на основе анализа индивидуальных, социальных и международных аспектов инновационного развития.

На приоритетных направлениях Программы концентрируются основные финансовые ресурсы, целевым образом выделяемые на реализацию Программы, что позволит Санкт-Петербургскому университету в среднесрочной перспективе добиться значимого результата в каждом из них.

Развитие Санкт-Петербургского университета в каждом из приоритетных направлений Программы будет реализовано в сочетании двух традиционных областей деятельности классического университета - многоуровневого образования и научных исследований.

V. Задачи Программы

Задачи Программы определяют механизмы реализации приоритетных направлений посредством системного развития ключевых ресурсов Санкт-Петербургского университета, в том числе образовательных программ, научных исследований, экспертной и инновационной деятельности, а также инфраструктурного комплекса и систем управления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»