Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 сентября 2010 года N 1617-р

  [Об одобрении программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" до 2020 года]

Одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" до 2020 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 сентября 2010 года N 1617-р

ПРОГРАММА
развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" до 2020 года

I. Предпосылки развития

Интеллектуальный потенциал в III тысячелетии становится эквивалентом мощи государства и его глобального авторитета. Высшая школа несет на себе основную ответственность за формирование соответствующего современным интеллектуальным требованиям кадрового ресурса страны, необходимого для реализации стратегии развития России. Университеты являются особыми центрами, формирующими эталонные модели профессионального, социального и культурно-мировоззренческого становления новых поколений граждан России.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" (далее - Московский университет) формирует программу своего развития до 2020 года как один из элементов государственной образовательной стратегии.

Храня верность миссии Московского университета, определенной императрицей Елизаветой I в Указе от 23 (12) января 1755 года об учреждении Московского университета как просвещение народов "к пользе общего житья человеческого, ... к благополучию всего отечества", Московский университет подтверждает ее истинность в историческом контексте ХХI века.

Научно-педагогическая корпорация Московского университета осознает, что дальнейшая реализация миссии потребует гармоничного использования глобальных образовательных тенденций на фундаменте национальной образовательной идентичности через развитие традиций Московского университета как интегратора научных, образовательных, экономических и социальных процессов и распространение культурной среды университета как эталона российского общества.


Характеристика Московского университета в 2010 году

Московский университет является старейшим крупнейшим классическим университетом Российской Федерации, общепризнанным лидером российской высшей школы, важным объектом культурного наследия народов России. Московский университет успешно развивает комплекс конкурентных преимуществ, которые являются базой для его стратегического роста и максимального вклада в решение задач долгосрочного развития российского государства.

В 2010 году Московский университет эффективно реализует передовые образовательные практики, завоевывает доминирующие позиции в стратегических областях мировой науки, формирует эффективные механизмы межвузовского взаимодействия, генерирует общественно значимые образовательные инициативы, вырабатывает направления общенационального академического развития, а также становится активным и авторитетным участником международных академических дискуссий.

Московский университет в своей деятельности ориентируется на удовлетворение кадровых запросов экономики, науки и общества. Начата подготовка уникальных специалистов для таких стратегических отраслей развития России, как супервычисления, нанотехнологии, биотехнологии и исследования человека, а также инженерно-технических специалистов, обладающих способностью к инновационной деятельности и созданию высоких технологий.

Считая необходимым ориентировать учащихся на современные требования отраслей и усиливать их практические профессиональные навыки, Московский университет устанавливает прочные связи с работодателями и деловым сообществом, инициируя реализацию совместных образовательных программ, стажировок и производственной практики.

Московский университет входит в число ключевых высших учебных заведений мира, формирующих посткризисный облик международного образовательного пространства, а также вырабатывающих новые глобальные принципы научно-образовательной деятельности и подходы к пониманию качества современного образования и критериев его оценки.

В Московский университет входят 40 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, 6 филиалов, около 380 кафедр, научный парк, ботанический сад и научная библиотека.

В число созданных в последние годы подразделений входят факультеты биоинженерии и биоинформатики, наук о материалах, фундаментальной медицины, иностранных языков и регионоведения, государственного управления, мировой политики, искусств, глобальных процессов, педагогического образования, политологии, а также высшая школа перевода, высшая школа бизнеса и др.

Среднегодовой контингент студентов Московского университета составляет 34 тыс. человек, численность аспирантов, докторантов и соискателей составляет 6 тыс. человек. Подготовка кадров ведется по 168 направлениям подготовки (специальностям).

Научно-педагогический коллектив Московского университета составляет 18 тыс. человек, в том числе более 300 действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук и других государственных академий наук. Доктора и кандидаты наук в общей численности научно-педагогических работников Московского университета составляют 8,5 тыс. человек.

В Московском университете активно развиваются более 500 научных школ, большинство из которых всемирно признаны. Выпускниками Московского университета являются 11 из 18 российских лауреатов Нобелевской премии и 4 из 8 российских лауреатов премии Филдса.

Московский университет укрепляет свои позиции в качестве международного образовательно-научного центра, привлекательного для граждан других государств, численность иностранных обучающихся составила в 2010 году 7,5 тыс. человек из 100 государств мира.

В 2006-2007 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" Московский университет реализовал программу формирования системы инновационного образования, в рамках которой в том числе были разработаны учебно-методические комплексы 67 магистерских программ.

К 2010 году в Московском университете начаты научные исследования по 30 новым междисциплинарным программам. В 26 подразделениях Московского университета реализуются более 140 дистанционных образовательных программ.

В 2006 году Московский университет выступил с предложением учредить общенациональный научный форум и провел первый в России фестиваль науки. С 2008 года фестиваль имеет статус общероссийского мероприятия и ежегодно собирает до 200 тыс. участников.

Исследования в области космоса и материи, осуществляемые Московским университетом с помощью собственных искусственных спутников Земли, не имеют аналогов среди университетов России и мира. Благодаря научной аппаратуре, созданной в Московском университете и размещенной на искусственных спутниках Земли "Коронас-Ф" (2002-2005 годы), "Коронас-Фотон" (2009 год) и университетском искусственном спутнике Земли "Татьяна" (2005-2007 годы), был проведен большой цикл исследований солнечной активности и электромагнитных явлений в верхней атмосфере Земли, в том числе открыто явление транзиентного свечения атмосферы. Данные, получаемые с помощью университетского искусственного спутника Земли "Татьяна-2" (2009 год), позволяют продолжить системные исследования в данных направлениях.

К 2010 году Московский университет создал самую мощную в мире вузовскую базу супервычислений. Важным этапом ее создания стало введение в строй в 2008 году супервычислительного комплекса "Чебышев" (мощностью 60 терафлопс) и Blue Gene/P (мощностью 28 терафлопс). В 2009 году был введен в строй суперкомпьютер Московского университета "Ломоносов" с пиковой производительностью 414 терафлопс, который занимает 13-е место в рейтинге 2009 года "ТОП-500 самых мощных компьютеров мира" (2-е место в Европе) и является основой системы межвузовских исследований в области супервычислений.

Возможностями суперкомпьютерного комплекса сегодня пользуются более 250 научных групп, представляющих все основные подразделения Московского университета, многие высшие учебные заведения и научные институты России и мира. Во многих областях фундаментальной и прикладной науки, опирающихся на высокопроизводительные вычисления и стратегические информационные технологии, ученые Московского университета занимают лидирующие позиции.

Создан и активно развивается первый в России научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии. За последние 3 года в научном парке Московского университета создано около 70 компаний, главным образом в области химии и новых материалов, биотехнологии, фармацевтики, экологии и рационального природопользования, производства научного оборудования. Более 2 тыс. ученых Московского университета вовлечены в инновационную деятельность.

Развиваются связи с активными участниками инновационной экономики: создаются совместные научно-исследовательские и образовательные программы, корпоративные институты, сформирована специализированная организация управления целевым капиталом "Фонд развития МГУ".

Современный уровень развития фундаментальных и прикладных междисциплинарных научных исследований, а также задачи подготовки специалистов, обладающих междисциплинарными компетенциями, требуют интенсивного развития и модернизации материально-технической базы.

За последние годы введены или вводятся в эксплуатацию 35 объектов недвижимости, в том числе:

интеллектуальный центр - фундаментальная библиотека с фондами, составляющими 9 млн. томов;

первый учебный корпус - учебно-научная база исторического и философского факультетов, факультетов государственного управления и политологии;

медицинский центр с 8 операционными блоками, стационаром, аналитико-диагностическим центром, применяющий самые современные технологии диагностики и лечения заболеваний;

третий учебный корпус - учебно-научная база экономического факультета;

четвертый учебный корпус - учебно-научная база юридического факультета;

корпус "Б" - учебно-научная база факультета биоинформатики и биоинженерии.

Проведена полная реставрация комплекса зданий Московского университета на ул. Моховой (г.Москва) - выдающегося памятника истории и культуры России.

Одновременно с реконструкцией и строительством объектов недвижимости было произведено комплексное обновление научно-лабораторного оборудования во всех подразделениях Московского университета, закуплено 500 единиц современного научного оборудования общей стоимостью 5 млрд. рублей.

В части финансового обеспечения деятельности Московского университета наблюдается динамика увеличения внебюджетных средств. В 2010 году основная деятельность Московского университета финансируется в равном отношении из федерального бюджета и внебюджетных источников.

В 2009 году Московскому университету в соответствии с Федеральным законом "О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" предоставлена высокая степень автономии с правом выдачи дипломов собственного образца и установления собственных образовательных стандартов, что открывает перед Московским университетом принципиально новые возможности развития.

Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" до 2020 года (далее - Программа) основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, приоритетном национальном проекте "Образование", национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Программа определяет ресурсные направления академической политики для подготовки высококонкурентных кадров, осуществления передовой программы научных исследований, создания устойчивой базы высокотехнологичных разработок на основе эффективной корреляции своей деятельности с запросами государства, согласовываясь с темпами инновационного развития экономики, а в ряде случаев и опережая их.

II. Стратегическая цель Программы

Стратегическая цель Программы - создание российского университета будущего, основанного на принципе единства научных, образовательных, экономических и социальных процессов и служащего процветанию государства и общества, предопределяет целевой образ Московского университета, который характеризуется как:

один из наиболее авторитетных в мире современных научно-образовательных комплексов, обеспечивающий лидерство России в научных исследованиях и технологиях;

эффективный механизм интеграции науки и образования, студенчества и научно-педагогического сообщества, молодых дерзаний и мудрости опыта;

образовательный институт, равнодоступный для российской молодежи из всех регионов проживания и слоев общества, эффективно выполняющий функцию "социального лифта";

центр разработки механизмов взаимодействия фундаментального и прикладного образования, классических и модульных образовательных программ, научных практикумов и теоретических лекций и семинаров, активизации научной деятельности студенчества;

интеллектуальный центр, обладающий уникальной средой генерирования знаний и формирования высококонкурентных кадров, аккумулирующий научно-педагогический потенциал, идеи и инициативы;

база передовых научных исследований, катализатор инновационных технологических разработок, их апробации и внедрения;

центр развития российского интеллектуального, культурного и мировоззренческого наследия, формирующий международные интеллектуальные и гуманитарные стандарты.

III. Приоритетные направления Программы

Логика развития общественно-экономических процессов на современном этапе предполагает активизацию междисциплинарных исследований и использования научных результатов в образовательном процессе, поскольку главным продуктом современной экономики являются качественно новые знания и высокоинтеллектуальные инновации.

В рамках Программы выделяются 10 приоритетных направлений развития:

система подготовки и воспроизводства кадров нового поколения;

стратегические информационные технологии;

исследования структуры материи и космоса, применение космических технологий;

комплексные исследования человека;

энергоэффективность, наноматериалы и бионаносистемы;

рациональное природопользование и устойчивое развитие регионов России;

духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества;

социальные основы и механизмы модернизации и инновационного развития России;

инфраструктура инновационной деятельности;

выявление и поддержка новых перспективных научных направлений.

Приоритетные направления развития согласуются с 5 приоритетами модернизации экономики и технологического развития, обозначенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности.

Приоритетные направления развития являются ключевыми ориентирами системных процессов развития образования, науки и инноваций в Московском университете и, как следствие, повышения эффективности научно-образовательных процессов в России, а также согласуются с актуальными тенденциями развития науки и технологий в России и мире.

Система подготовки и воспроизводства кадров нового поколения

Развитие ведущих мировых университетов в XXI веке находится под влиянием процессов глобализации, расширения форм международного взаимодействия, усиления фактора электронных форм коммуникации и сопровождения деловых процессов, а также под воздействием технологических и гуманитарных проблем, связанных с освоением инновационных сфер развития человечества. В связи с этим Московский университет ставит перед собой задачу разработать и апробировать новую современную модель высшего образования.

Основа уникальности Московского университета заключается в сохранении и развитии фундаментальной модели образования. Фундаментальность образования Московского университета сохраняется в том числе благодаря отличиям в экономике стран евразийского региона и стран трансатлантического региона, которые имели место в ХХ веке.

В странах Восточной Европы и СССР в ХХ веке доминировала плановая экономика, которая предопределяла фундаментальный характер образования, предполагающий широкий спектр знаний выпускников вузов, в том числе в междисциплинарной сфере. Вместе с тем это приводило к определенному дефициту практических навыков в сфере непосредственной специализации молодых специалистов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»