С 01.01.2011 планируются большие изменения в бюджетном законодательстве. Это связано с вступлением в силу с 01.01.2011 Закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Данный Закон вызвал много дискуссий. Мы подготовили ответы на наиболее актуальные вопросы, связанные с принятием этого Закона.
Цель законопроекта - улучшить обслуживание населения, повысить качество услуг в образовании и в других социально значимых сферах. В существующем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что вызвано, в первую очередь, сметным финансированием от фактически сложившихся расходов.
Для достижения поставленной цели государство планирует использовать ряд средств и методов:
1. Создание условий и стимулов эффективного использования бюджетных средств.
Чтобы такие стимулы появились, законопроект предусматривает изменение правового положения , способных функционировать на основе рыночных принципов.
Изменятся механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, и будет расширена часть прав в отношении использования собственных средств и распоряжения имуществом.
2. Оптимизация сети бюджетных учреждений.
Система бюджетных учреждений в РФ до сих пор функционирует в отрыве от "современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг", говорится в пояснительной записке к законопроекту.
По сути, сейчас система бюджетных учреждений финансируется вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг.
При этом количество учреждений этой системы весьма велико: на федеральном уровне на 1 апреля 2009 года насчитывалось 25287 учреждений, на региональном и муниципальном уровнях на 1 января 2009 года - 302660 учреждений.
В соответствии с законопроектом изменяются правовой статус, условия создания и функционирования действующих государственных и муниципальных учреждений, которые могут быть трех типов: автономные, бюджетные с расширенным объемом прав и казенные (новая организационно-правовая форма).
Предполагаются следующие нововведения:
1. Изменение механизма финансового обеспечения.