Действующий

     
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 20 июля 2010 года N ГКПИ10-638


[Суд признал недействующим п.46 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету в части, распространяющейся на паспорта, в которых размещены фотографии детей, следующих с владельцем паспорта, оформляемые и выдаваемые в соответствии с постановлением Правительства РФ "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации"]

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 сентября 2010 года N КАС10-431 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________

     


Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Степанищеве А.В., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Именитова Е.Л., Именитовой О.А. об оспаривании пункта 13 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2005 года N 687 "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 года N 13, и пункта 46 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 года N 26,

установил:

В приложении N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2005 года N 687, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 года N 13, приведено описание бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации (далее - Приложение N 4).

Согласно пункту 3 текста, касающегося информации для владельца паспорта (размещаемого в рамке на заднем форзаце бланка паспорта гражданина Российской Федерации), предусмотренного пунктом 13 Приложения N 4, паспорт может использоваться только тем лицом, чьи метрические данные и фотография размещены на второй странице документа. Внесение в паспорт родителя сведений о его детях не дает права ребенку на выезд за пределы Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Пунктом 46 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 года N 26 (далее - Административный регламент), установлено, что в случае, если заявитель просит внести в паспорт сведения о его несовершеннолетних детях, ему в обязательном порядке разъясняется, что внесение данных о детях в его паспорт производится с целью подтверждения родственных отношений и в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию на основании паспорта, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Именитовы О.А. и Е.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просят признать недействующими пункт 13 Приложения N 4 в части указания в нем на то, что внесение в паспорт родителя сведений о его детях не дает права ребенку на выезд за пределы Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и пункт 46 Административного регламента в полном объеме. В заявлении указано, что в действительный заграничный паспорт Именитовой О.А. в апреле 2010 года по ее заявлению в целях совместного выезда семьи для отдыха за границу подразделением Федеральной миграционной службы была внесена запись об их малолетнем сыне Константине, 2007 года рождения, а также вклеена его фотография. Однако в конце мая 2010 года им стало известно, что в силу оспариваемых предписаний Приложения N 4 и Административного регламента, противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, малолетний ребенок, запись о котором внесена в паспорт одного из родителей, не может пересекать границу Российской Федерации в сопровождении своих родителей, если не имеет собственного заграничного паспорта. Тем самым нарушено их право на свободный выезд из Российской Федерации.

В судебном заседании Именитов Е.Л. поддержал заявленные требования и просил об их удовлетворении, ссылаясь на то, что Приложение N 4 и Административный регламент в оспариваемой части противоречат статьям 6 и 22 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Именитова О.А. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Правительство Российской Федерации, Федеральная миграционная служба и Министерство юстиции Российской Федерации, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в направленных в суд письменных возражениях требования заявителей не признали, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания Приложения N 4 и Административного регламента соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают прав заявителей, поскольку не препятствуют их выезду за пределы Российской Федерации с малолетним ребенком по ранее выданному одному из родителей паспорту, в котором имеется фотография этого ребенка.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц Чуриков С.В., Шарахова Я.Ю. и Бычков Н.И. поддержали доводы указанных письменных возражений и просили оставить требования заявителей без удовлетворения.

Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требования заявителей удовлетворить частично, суд находит заявление Именитовых Е.Л. и О.А. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон) выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, этим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных Федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, действуют правила международного договора.

Частью первой статьи 6 Федерального закона установлено, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, является одним из основных документов, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. При этом указанный паспорт может содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.

Исходя из положений части второй статьи 8 и частей первой, второй статьи 10 Федерального закона гражданин Российской Федерации вправе выбрать паспорт со сроком действия пять лет или паспорт, содержащий электронный носитель информации, со сроком действия десять лет.

Как следует из приведенных норм Федерального закона, в настоящее время граждане Российской Федерации могут осуществлять выезд из Российской Федерации по паспортам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которые содержат электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, либо по паспортам, не содержащим таких носителей информации.

Оспариваемое Приложение N 4 принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2005 года N 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации". Данным Указом введены в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт и служебный паспорт, являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащие электронные носители информации (далее - паспорта нового поколения), и Правительству Российской Федерации поручено утвердить образцы бланков и описание паспортов нового поколения (пункты 1, 2). Кроме того, Указом установлено, что удостоверяющие личность гражданина за пределами территории Российской Федерации паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт и служебный паспорт, образцы бланков и описание которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации", выданные в установленном порядке, действительны до их замены паспортами нового поколения (пункт 4).

Таким образом, утверждая Приложение N 4, Правительство Российской Федерации не вышло за пределы имеющихся у него полномочий.

С доводом заявителя о противоречии Приложения N 4 в оспариваемой части статьи 6 Федерального закона суд согласиться не может, поскольку в указанной норме нет положения о том, что бланк паспорта нового поколения должен предусматривать наличие рамок для размещения в них фотографий детей, следующих вместе с владельцем паспорта. Отсутствует такое положение и в других статьях Федерального закона, а также в Указе Президента Российской Федерации от 19 октября 2005 года N 1222.

В связи с изложенным оспариваемая норма Приложения N 4, предусматривающая, что внесение в паспорт нового поколения родителя сведений о его детях не дает права ребенку на выезд за пределы Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, не противоречит Федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

В то же время суд приходит к выводу, что предписание пункта 46 Административного регламента подлежит признанию частично недействующим, так как не согласуется с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации". Данным постановлением утверждено описание бланков паспортов гражданина Российской Федерации, которое предусматривает размещение на 34 странице паспорта текста: "Фотографии детей/Photographs of children", а также трех пронумерованных рамок размером 35 x 45 мм для размещения в них фотографий детей, следующих вместе с владельцем паспорта. Под каждой фотографией у правого угла обозначено место мастичной печати - "М.П.". На странице 35 паспорта размещен текст: "С владельцем паспорта следуют дети:/Bearer of this passport is accompanied by children whose particulars are as follows:/Фамилия, Имя Пол Дата рождения Личный код/Surname, Name Sex Date of birth Personal No.". Из изложенного видно, что дети, фотографии которых размещены в таких паспортах родителей, при выезде из Российской Федерации вместе с владельцем паспорта могут не иметь отдельный паспорт. Это обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и представителями Правительства Российской Федерации.

Однако по смыслу пункта 46 Административного регламента внесение в паспорт родителя, оформляемый и выдаваемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 298, сведений о его несовершеннолетних детях производится лишь с целью подтверждения родственных отношений и не позволяет детям выезжать из Российской Федерации вместе с родителем без отдельного паспорта. Тем самым лицам, обратившимся в органы Федеральной миграционной службы с заявлением о внесении в паспорт сведений об их несовершеннолетних детях, даются разъяснения, которые не соответствуют положениям названного постановления Правительства Российской Федерации. Такие разъяснения вводят владельцев этих паспортов в заблуждение относительно правовых последствий совершения указанного действия, что приводит к нарушению прав данных лиц на получение достоверной информации.

Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 191-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление Именитова Е.Л. и Именитовой О.А. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 46 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 года N 26, в части, распространяющейся на паспорта, в которых размещены фотографии детей, следующих с владельцем паспорта, оформляемые и выдаваемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации".

В остальной части Именитовым Е.Л. и О.А. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.Зайцев




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка