Недействующий

О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета по бюджету и налогам на проект федерального закона N "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов", внесен Правительством Российской Федерации (первое чтение)


Настоящим законопроектом предлагается внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающих:

1. меры по совершенствованию правового регулирования изменения сроков уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов, в том числе:

установление общего правила предоставления отсрочки (рассрочки), согласно которому она может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии оснований, предусмотренных Кодексом;

уточнение оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, инвестиционного налогового кредита;

установление предельных размеров отсрочки (рассрочки) по уплате налога, предоставляемой при наличии отдельных оснований;

закрепление в Кодексе перечня документов, которые должны представляться в налоговые органы при подаче заявления об изменении срока уплаты налога;

распространение порядка предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты налогов и сборов на пени и штрафы;

увеличение суммы инвестиционного налогового кредита с 30 до 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;

2. меры по урегулированию порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, в том числе:

определение перечня оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию;

признания налоговых и таможенных органов уполномоченными органами по принятию решений о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию;

3. поправки, направленные на урегулирование иных вопросов налогового администрирования, в том числе на:

уточнение отдельных процессуальных сроков и процедур;

предоставление налоговым органам права проводить выездную налоговую проверку за весь период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

уточнение положений Кодекса об обеспечительных мерах;

обеспечение более широкого использования в налоговых правоотношениях электронных документов, в частности, при взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками, банками, регистрирующими органами (организациями), нотариусами, адвокатами, лицами, представляющими информацию в соответствии со статьей 93_1 Кодекса;

4. уточнение составов налоговых правонарушений и иных нарушений законодательства о налогах и сборах и санкций, предусмотренных статьями 116, 117, 119, 125, 126, 129_1, 134 и 135 Кодекса, а также установление ответственности за нарушение установленного Кодексом способа представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы.

Комитет отмечает позитивный характер предлагаемых законопроектом поправок, направленных на устранение неточностей в формулировках отдельных норм части первой Кодекса, касающихся понятийного аппарата.

Концептуально поддерживаются предлагаемые автором законодательной инициативы изменения в части детализации и уточнения порядка предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов, а также инвестиционного налогового кредита.

Вместе с этим Комитет отмечает наличие в законопроекте недостатков, требующих его весьма существенной доработки ко второму чтению.

В частности, представляется необоснованной предлагаемая законопроектом поправка в п.3 статьи 46 Кодекса в части увеличения с шести месяцев до одного года срока подачи налоговым органом в суд заявления о взыскании налога, сбора, пени и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или индивидуального предпринимателя в банках после истечения срока исполнения требования об уплате налога. По мнению Комитета, принятие подобной поправки привело бы к значительной задержке поступления в бюджет сумм несвоевременно уплаченных налогов, сборов, штрафов и пени.

Является избыточным приведенный в подпункте "д" пункта 15 статьи 1 законопроекта перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об изменении срока уплаты налога. Представляется, что необходимость представления столь обширного объема документов, независимо от основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, не продиктована реальными потребностями контроля за наличием соответствующих оснований ее предоставления и существенно осложняет процедуру получения налогоплательщиком данной отсрочки (рассрочки).

Пунктом 21 статьи 1 и пунктом 1 статьи 2 законопроекта предусматривается с 1 января 2010 г. отказаться от передачи банками налоговым органам на бумажном носителе сообщений об остатках денежных средств на счетах в банке, операции по которым приостановлены, что не соответствует пункту 4 статьи 76 Кодекса, согласно которому решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Полагаем преждевременным переход исключительно на электронный документооборот с учетом следующего.

Электронный обмен документами между банками и налоговыми органами осуществляется с использованием каналов связи Банка России на основании договора, заключенного между Банком России и банком, а также при наличии у банка соответствующей технической возможности. При этом банк свободен в заключении соответствующего договора с Банком России, а, следовательно, у Банка России отсутствуют правовые основания обязать банки заключать с ним такой договор. В ином случае будет нарушен принцип свободы договора, закрепленный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, что является неприемлемым, поскольку противоречит основным началам гражданского законодательства.

Кроме того, по информации Банка России, на сегодняшний день не все банки имеют техническую возможность для перехода на электронный документооборот. В связи с этим принятие указанных выше поправок в предложенной редакции повлечет за собой существенные расходы банков на организацию электронного документооборота.

Комитет не поддерживает предлагаемые законопроектом поправки в статью 101 Кодекса, предусматривающие внесение изменений в порядок взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел и налогоплательщиками при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. Указанными поправками, в частности, предполагается установить обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при направлении в орган внутренних дел материалов, свидетельствующих о наличии названных выше обстоятельств, принимать решение о прекращении действия ранее вынесенного им решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следует отметить, что подобный подход коренным образом противоречит концепции проекта федерального закона N  "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об изменении условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения), принятого Государственной Думой в первом чтении 16.10.2009. В связи с этим Комитет считает целесообразным включить в проект постановления Государственной Думы о принятии рассматриваемого проекта федерального закона в первом чтении положение о необходимости исключения указанных выше поправок при доработке законопроекта ко второму чтению.

Вызывает сомнение целесообразность предлагаемых субъектом поправок в п.3 статьи 46, абзац второй п.15 статьи 89, пункт 1 статьи 93, абзац первый пункта 9 и пункт 13 статьи 101 Кодекса, предусматривающих альтернативную (наряду с вручением соответствующих документов налогоплательщику под расписку) возможность направления налогоплательщику решения о взыскании налога, справки о выездной налоговой проверке, решения по результатам налоговой проверки, решения о принятии обеспечительных мер (об отмене обеспечительных мер) по почте заказным письмом (а не только в случае невозможности их вручения налогоплательщику под расписку, как это предусмотрено действующим порядком). По мнению Комитета, предоставление такой возможности налоговым органам фактически будет способствовать сокращению практики непосредственного вручения указанных документов налогоплательщику, что может негативно отразиться на соблюдении его законных интересов.

Представляется, что предусматриваемый законопроектом исчерпывающий перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию необоснованно сужает действующие ныне основания такого признания, предусматривающие возможность признания безнадежной и списания недоимки, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.